ДВАДЦАТЬ ВЕЛИКИХ ОТКРЫТИЙ
В ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Уоллес Диксон
СПб.:
Прайм-ЕВРОЗНАК,
2004
Книжку Диксона можно с
полным основанием отнести к разряду
историко-психологических работ. Вместе с тем это,
прежде всего, пособие по детской психологии. И
вполне заслуженно она опубликована в рамках
проекта «Психология-Best». Среди многих
американских книг, встречавшихся мне в последнее
время, она действительно одна из лучших. Есть у
нее еще одно несомненное достоинство — это
совсем свежая работа, только-только
опубликованная на родине и вот уже оказавшаяся
весьма недурно переведенной на русский язык.
Книжка Диксона, вышедшая из-под пера автора
всего-то год назад, доставляет большое
наслаждение. Она написана живым, ярким языком, с
привлечением современных примеров и сравнений
(например, сопоставление текстов по детской
психологии с книгами о Гарри Поттере). И
одновременно эта книга научная и очень глубокая.
Американцы все-таки научились совмещать в
учебниках по психологии доступность изложения,
глубину анализа и широту охвата проблемы. Нам до
них в этом смысле пока далеко.
Книга оставляет приятное впечатление еще и
потому, что в ней практически отсутствует
ставший уже привычно раздражающим пресловутый
американоцентризм. Диксон — исследователь, с
равным уважением относящийся к достижениям
научной мысли независимо от места появления этих
достижений — по ту сторону границы Соединенных
Штатов или по эту.
История этой книги весьма показательна. Автор
опросил больше тысячи специалистов по детской
психологии с целью выяснить, какие исследования
в этой области те считают революционными. В
общем-то, не удивляет, что безусловное лидерство
завоевали исследования Жана Пиаже. Великий
швейцарец того достоин и не мог не занять первого
места. Но что, честно говоря, для меня было
неожиданным (в силу пренебрежительного
отношения американцев к советской и российской
психологии), что сразу за Пиаже следовал Л.С.
Выготский.
Похоже, Диксона это тоже удивило. Он пишет:
«Выготский так редко фигурировал в большинстве
учебников, если о нем вообще упоминали, что вы
окажетесь в меньшинстве, если действительно о
нем слышали. Могу поспорить, что некоторые
психологи даже не знают этого имени...»
Несомненно, он имел в виду некоторых
американских психологов. Однако такая высокая
оценка нашего классика связана, видимо, с тем,
что, пусть и с огромным опозданием (только в 1978
году), книга «Мышление и речь» Выготского
появилась на английском языке и в последние годы
популярность культурно-исторической теории в
США возросла.
Помимо увлекательного рассказа об исследованиях
Пиаже и Выготского, в книге изложены еще
восемнадцать наиболее ярких открытий в детской
психологии. На страницах книги появляются
фамилии Хомского, Бандуры, Боулби,
Бронфенбреннера, Томаса, Эйнсворта, Анастази,
Галлиган и других.
Школьному психологу не помешает иметь эту книгу
в своем книжном шкафу.
Игорь ВАЧКОВ
|