Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №15/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

ДВАДЦАТЬ ВЕЛИКИХ ОТКРЫТИЙ
В ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Уоллес Диксон
СПб.:
Прайм-ЕВРОЗНАК,
2004

Книжку Диксона можно с полным основанием отнести к разряду историко-психологических работ. Вместе с тем это, прежде всего, пособие по детской психологии. И вполне заслуженно она опубликована в рамках проекта «Психология-Best». Среди многих американских книг, встречавшихся мне в последнее время, она действительно одна из лучших. Есть у нее еще одно несомненное достоинство — это совсем свежая работа, только-только опубликованная на родине и вот уже оказавшаяся весьма недурно переведенной на русский язык.
Книжка Диксона, вышедшая из-под пера автора всего-то год назад, доставляет большое наслаждение. Она написана живым, ярким языком, с привлечением современных примеров и сравнений (например, сопоставление текстов по детской психологии с книгами о Гарри Поттере). И одновременно эта книга научная и очень глубокая. Американцы все-таки научились совмещать в учебниках по психологии доступность изложения, глубину анализа и широту охвата проблемы. Нам до них в этом смысле пока далеко.
Книга оставляет приятное впечатление еще и потому, что в ней практически отсутствует ставший уже привычно раздражающим пресловутый американоцентризм. Диксон — исследователь, с равным уважением относящийся к достижениям научной мысли независимо от места появления этих достижений — по ту сторону границы Соединенных Штатов или по эту.
История этой книги весьма показательна. Автор опросил больше тысячи специалистов по детской психологии с целью выяснить, какие исследования в этой области те считают революционными. В общем-то, не удивляет, что безусловное лидерство завоевали исследования Жана Пиаже. Великий швейцарец того достоин и не мог не занять первого места. Но что, честно говоря, для меня было неожиданным (в силу пренебрежительного отношения американцев к советской и российской психологии), что сразу за Пиаже следовал Л.С. Выготский.
Похоже, Диксона это тоже удивило. Он пишет: «Выготский так редко фигурировал в большинстве учебников, если о нем вообще упоминали, что вы окажетесь в меньшинстве, если действительно о нем слышали. Могу поспорить, что некоторые психологи даже не знают этого имени...» Несомненно, он имел в виду некоторых американских психологов. Однако такая высокая оценка нашего классика связана, видимо, с тем, что, пусть и с огромным опозданием (только в 1978 году), книга «Мышление и речь» Выготского появилась на английском языке и в последние годы популярность культурно-исторической теории в США возросла.
Помимо увлекательного рассказа об исследованиях Пиаже и Выготского, в книге изложены еще восемнадцать наиболее ярких открытий в детской психологии. На страницах книги появляются фамилии Хомского, Бандуры, Боулби, Бронфенбреннера, Томаса, Эйнсворта, Анастази, Галлиган и других.
Школьному психологу не помешает иметь эту книгу в своем книжном шкафу.

Игорь ВАЧКОВ