Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №15/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ

Жан Пиаже
СПб.: Питер, 2004

Жан Пиаже в представлении не нуждается, это один из тех ученых, величие которых сомнения не вызывает. Однако многим современным психологам Пиаже известен лишь понаслышке, по многочисленным ссылкам на его исследования в учебных пособиях. Данное издание, которое следует назвать скромным словом «брошюра», призвано познакомить с идеями Ж. Пиаже из первых рук.
Согласно Пиаже, генетическая эпистемология (от греч. episteme — знание) стремится выявить корни разных видов познания, начиная с наиболее элементарных форм, и проследить их развитие на более высоких уровнях, вплоть до научного мышления включительно. Пиаже подчеркивает междисциплинарную природу генетической эпистемологии и ее тесную связь с психологией, логикой, лингвистикой и т.д. В частности, первая глава книги посвящена психогенезу знания. В качестве цели своей работы Пиаже называет выявление общих тенденций генетической эпистемологии и изложение основных фактов, которые их подтверждают. Нелишне напомнить, что Пиаже был директором Международного центра генетической эпистемологии в Женеве (1955–1980).
Признаюсь, что данное издание производит весьма противоречивое впечатление.
С одной стороны, появление книги Пиаже — факт, безусловно, положительный, так как, несмотря на признание его заслуг перед психологической наукой, на русском языке вышло не так уж много изданий его трудов. Последнее такое издание датируется 2001 годом (Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии /Сост. и общ. ред. Л.Ф.Обуховой и Г.В.Бурменской. — М.: Гардарики, 2001) и в настоящее время уже стало недоступным молодому поколению психологов.
С другой стороны, подобное концентрированное (книга издана в серии «Концентрированная психология») изложение — 160 страниц книги карманного формата — не позволяет вникнуть в не очень простые теоретические построения Ж. Пиаже. Такое полузнание приближается скорее к незнанию или, что еще хуже, к искаженному знанию. В связи с этим возникает вопрос о читателе книги. Неискушенным в психологии она может показаться слишком трудной, а психолог, который уже знаком с основными идеями Пиаже, вряд ли почерпнет из нее что-нибудь новое. Представляется более целесообразным объединить под одной обложкой несколько работ известного психолога, как это сделали составители упомянутого выше сборника.
Кроме того, эта небольшая по объему, но емкая по изложенному материалу книга рассчитана на серьезное чтение и потому нуждается хотя бы во вступительной статье и небольших комментариях. Когда была написана книга и для кого она предназначена — об этом можно только строить догадки. В сборнике 1981 года содержится статья с точно таким же названием, и между двумя работами, естественно, имеется некоторое содержательное сходство, но они не тождественны.
Данная книга интересна потому, что она принадлежит Пиаже, но большие претензии в адрес ее российских издателей значительно осложняют понимание основных положений теории Пиаже, что ограничивает круг ее потенциальных читателей.

Марина СТЕПАНОВА