Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №16/2004


НАШИ ДЕТИ

ВЕРНЫЙ ВЫБОР В СЛОЖНОЙ СИТУАЦИИ

Выпускники детского дома (школы-интерната) должны обладать определенным жизненным опытом, который может помочь им соответствовать требованиям жизни, совершить верный выбор. По определению Словаря практического психолога: «Выбор — предпочтение кого-либо или чего-либо. Система мотивов, образующая психологическую основу предпочтительности». В то же время «верный с точки зрения самого человека выбор возможен только в том случае, когда он может детально изучить каждый вариант, включая его положительные и отрицательные последствия. Обладание исчерпывающей информацией позволяет человеку самостоятельно сделать выбор, который в данной ситуации кажется ему оптимальным, оправданным, верным».

ЗЛОУМЫШЛЕННИКИ

 

Приведенные определения показывают двуединую суть выбора: с одной стороны, он обеспечивается определенным уровнем саморегуляции поведения, с другой — опирается на результаты тщательного, предметно ориентированного анализа, что, в свою очередь, предполагает сформированность ориентировочной основы деятельности.

Статья опубликована при поддержке интернет-ресурса "Яготова". На сайте опубликована вся необходимая информация о подготовке к беременности. Планирование, способы, вероятность, зачатие ребёнка, признаки беременности, месячные у беременных и после родов, тест на овуляцию и другие полезные статьи. Подробнее смотрите на сайте, который располагается по адресу: yagotova.ru.

В исследованиях В.В. Лебединского и соавт. (1990), О.С. Никольской и соавт. (2000) показано, что управление собственным поведением реализуется как результат становления многоуровневой аффективной регуляции психической деятельности. Возможность эмоционального контроля взаимодействия с окружающим миром появляется на основе приведения индивидуальной аффективной жизни в соответствие с требованиями и нуждами окружающих. С другой стороны, адекватную регуляцию поведения обеспечивает не только эмоциональный анализ ситуации, но и возможность пользоваться средствами символизации для уточнения ориентировки в ней.
Данные исследований свидетельствуют о том, что у детей-сирот, воспитывавшихся в условиях депривации, развитие символической способности крайне недостаточно. Очевидно, что многие действия и поступки воспитанников сиротских учреждений, приводящие к конфликтным ситуациям, вызваны именно малой их способностью осмыслить как само происходящее, так и его последствия. В качестве примера приведем реально происшедший случай.
Группа старшеклассников — воспитанников интерната для детей-сирот — оказалась на железнодорожных путях. Увидев автоматический переключатель путей, про который ранее они слышали, что его невозможно повредить, подростки стали всеми возможными способами разрушать его, в чем и преуспели.
Создалась реальная аварийная ситуация, последствия которой могли быть чрезвычайно масштабными и разрушительными. Нарушители были обнаружены, но спаслись бегством. Вернувшись в интернат, они были возбуждены своим «подвигом». То, что вслед за ними явились сотрудники правоохранительных органов, только подтвердило их оценку совершенного преступления как чуть ли не героического поступка.
Дальнейшее общение с этими воспитанниками, их психологическое обследование подтвердили отсутствие у них чувства вины, переживаний по поводу случившегося, показали наличие раздражения в адрес взрослых, докучавших им нравоучениями и угрозами.

ЭТАЛОН ДЛЯ СРАВНЕНИЯ

Какую стратегию работы с этими подростками следовало избрать психологу? В поисках ответа на этот вопрос опять придется обратиться к теории. Недостаточность ориентировочной деятельности проявляется уже в фазе анализа ситуации, побуждающей к выбору. Это связано с присущими детям-сиротам особенностями восприятия, пространственного анализа, речи.
Результатом неполного, неточного анализа является неверное, искаженное представление о действительности (объекте, ситуации). Выбор, осуществленный на основе представления, неадекватного реальности, может оказаться верным лишь по случайности. Итоги неверного выбора самостоятельно критически не оцениваются, так как неточный анализ не позволяет построить идеальную модель ожидаемого результата, следовательно, нет эталона для сравнения.
Таким образом, неотрефлексированный, неприсвоенный негативный опыт не служит почвой для корректировки ошибочного поведения. Из сказанного следует, что развитие у ребенка-сироты аналитических возможностей является моментом, во многом определяющим успешность компенсации недостатков развития его психики.
Одним из наиболее важных способов углубленного изучения действительности является построение моделей, так как модели помогают получению знаний о свойствах и внутреннем строении объектов и их фиксации. В конкретном явлении трудно выделить отдельные части, определить существенное. Представление существенного в модели — единственный способ проникнуть в сущность явлений (Н.Г. Салмина, 1988).
Целью анализа является выделение в предметном материале существенных признаков, поскольку именно они должны быть представлены в модели. В ходе моделирования анализ является подготовительным этапом, но имеет более широкое значение в действии преобразования и соотнесения результатов с реальностью. Чтобы начать преобразовывать (кодировать) объект, надо выделить его стороны (части, признаки), значимые для решения конкретной задачи. Преобразование этих признаков ведет к новому представлению реальности в модели.
Сохранение ведущих свойств (содержания) замещаемого позволяет произвести декодировку модели, «понять» ее. В то же время для повышения уровня обобщения необходимо совпадение, адекватность практической деятельности формируемым знаниям, иными словами — необходима специальная организация коррекционной работы по формированию умения систематизировать практический опыт.
Одним из способов кодирования реальности является рисование. Роль изобразительной деятельности заключается в развитии восприятия, умения осуществлять анализ по выделению объектов, идентифицировать их в изображении, выделять отдельные признаки в объекте. Тем самым изобразительная деятельность помогает детям-сиротам научиться анализировать жизненно важные ситуации и присваивать результаты этого анализа, способствует развитию интеллекта.
«Овладение рисованием есть овладение знаковой деятельностью, оно включает усвоение функций знака как обозначения и сообщения» (В.С. Мухина). Очень важно, что с помощью графических моделей создается возможность симультанно охватить сразу ряд элементов. Часто эта симультанность, возможность охватить всю структуру сразу, служит ключом к решению задач.

СООТНЕСТИ С ОПЫТОМ

Вернемся к описанному случаю правонарушения, совершенного подростками-сиротами. Напомним, что эти подростки не испытывали сожалений о содеянном и не переживали раскаяния. В процессе бесед с ними у психолога возникло представление, что причина этого — не их «аморальное» состояние, а непонимание реального смысла происшедшего. Поэтому далее я проводила работу по разъяснению ситуации с опорой на ее графическое моделирование.
Схематическое изображение пересечения железнодорожных путей, цели и способа переключения стрелок помогло подросткам понять случившееся в его последовательности и причинно-следственных зависимостях. Характеристика возможных последствий вандализма потребовала актуализации личного опыта и представлений, имеющихся у воспитанников. Были привлечены воспоминания о последствиях пожаров, взрывов, обозначены масштабы возможной катастрофы в сравнении с понятными подросткам объектами.
Это обсуждение носило не гипотетический, а реальный характер, так как участникам беседы было известно, что через некоторое время в месте происшествия должен был пройти состав из цистерн, наполненных нефтепродуктами. В результате разъяснения воспитанники смогли охватить смысл ситуации с опорой на ее наглядную графическую модель, а также на свои эмоционально окрашенные представления о возможных последствиях своих действий. Можно было с уверенностью свидетельствовать, что в этот момент они впервые «увидели», осмыслили событие и пережили его.
Такой итог подтверждает, что результат анализа тех или иных ситуаций должен быть значим для воспитанников, соотносим с их личными целями и опытом.
Психолого-педагогическая работа с детьми-сиротами с использованием образных графических моделей должна учитывать возрастные особенности. При этом необходимо начинать использовать моделирование как можно раньше, предполагая совместную со взрослым деятельность воспитанников по анализу, кодированию в рисунке и декодированию в речи значимых для них сложных и конфликтных ситуаций.

ВЫВОДЫ

1. Одной из важных причин неудач самостоятельного жизнеустройства выпускников сиротских учреждений становится неверная оценка жизненно важных ситуаций и совершение на этой основе неверного выбора.
2. Неверная оценка ситуации — результат недостаточности и неполноценности ориентировки в ней.
3. Адекватным средством обучения ориентировке и повышения качества анализа является освоение знаково-символической деятельности в виде графического моделирования.
4. Наиболее доступный вид графического моделирования — изобразительная деятельность.
5. Изображение жизненно значимой ситуации, с одной стороны, основано на предварительном ее анализе, с другой стороны — служит опорой для проведения качественного анализа и полноценной ориентировки в данной ситуации.
6. Присвоение ребенком результатов анализа ситуации возможно в случае мотивированности на ее постижение и эмоциональной ее наполненности.
Описанное направление психолого-педагогической работы отвечает необходимости создания для детей-сирот специальных условий социализации.

Анна ЩЕРБАКОВА,
кандидат педагогических наук,
профессор МГПУ