Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №16/2004


ГИЛЬДИЯ

ЭТАПЫ ВЗРОСЛЕНИЯ

Основные задачи психолога
в учреждении для детей-сирот

Современная образовательная практика в лучшем случае обеспечивает учащемуся усвоение знаний и умений, не уделяя внимания присвоению их ребенком. Если опыт не присвоен, он не может быть использован в реальных жизненных ситуациях. В этом случае можно говорить о том, что цель образования — подготовка к самостоятельной жизни — не достигнута. Для того чтобы найти личностные смыслы во всеобщем социальном опыте, ребенок-сирота нуждается в помощи. Такая помощь не может оказываться без участия психолога.

ИЗ ПЕРСПЕКТИВЫ БУДУЩЕГО

Одна из важнейших задач психологической поддержки и сопровождения социального развития воспитанника учреждения для детей-сирот состоит в том, чтобы обеспечить как осознание ребенком своей потребности во взрослении, так и понимание им своих возможностей занять определенное место в социуме. Решение этой задачи невозможно без выбора тех внутренних психических средств, которые помогут ребенку достичь желаемого результата своего жизнестроительства.
Этапы взросления как процесса социального самоопределения проявляются в формировании жизненных планов, имеющих соответственные возрасту и индивидуальным характеристикам ребенка особенности. Л.С. Выготский говорил, что ребенок развивается из перспективы будущего, из того образа «желаемого себя-взрослого», который задается во многом групповыми, в основном родительскими, ожиданиями. Ребенок, оставшийся без попечения родителей, лишен их помощи в построении образа будущего, его представления об ожидающей его взрослой жизни крайне расплывчаты и неопределенны.
Вследствие этого крайне актуальна постановка задачи психологической поддержки ребенка в построении адекватной его потенциалу жизненной перспективы. В ходе взросления жизненная перспектива конкретизируется в понятии жизненного плана. Этот план в точном смысле этого слова возникает лишь тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым человек намерен следовать, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему понадобятся.

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕФЛЕКСИИ

Возможность достижения желаемого результата определяется не только ясным пониманием хода и условий реализации жизненного плана, но и психологической готовностью подростка к тому или иному действию. Характерные для личности способы решения социальных проблем, как и та система ценностей, с которой они соотносятся, формируются прежде всего в ходе практической деятельности ребенка и его общения с окружающими людьми.
Поведение людей любого возраста в новых для них проблемных ситуациях зависит от наличия опыта разрешения аналогичных ситуаций. Любая новая проблема сопоставляется с прошлым опытом, и чем более личным был этот опыт, тем сильнее его последующее влияние. Ситуация, в которой индивид сам принимал участие, психологически более значима, чем та, о которой он только слышал или читал.
Реальное поведение людей часто резко отличается от того, каким оно представляется им самим в воображаемых ситуациях. Таким образом, еще одной задачей психолога является предоставление ребенку-сироте опыта проживания личностно значимых для него ситуаций в специально спроектированных условиях (ролевые и деловые игры, тренинги и др.).
Важнейшим требованием к решению данной задачи является организация рефлексии по результатам полученного опыта и помощь в присвоении его (выявлении личностных смыслов).

Статья опубликована при поддержке интернет-сайта "ekolobkova.ru". Помощь опытного психолога консультанта в Москве. Лучший психолог Москвы поможет Вам решить семейные, личные и психологические проблемы - наладить отношения с близкими, избавиться от страхов, изменить себя, достичь своей цели, достичь успеха в жизни, понять себя. Узнать подробнее о психологе, методах работы и стоимости Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://ekolobkova.ru/.

НЕГАТИВНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Способы социализации на разных возрастных этапах представлены по-разному, и для поддержки процесса социального развития воспитанника психологу необходимо учитывать как общие возрастные особенности усвоения социального опыта, так и специфические характеристики, свойственные развитию с последствиями депривации.
Исследования показывают, что подростки — воспитанники и выпускники сиротских учреждений — испытывают затруднения в осознания себя и своего места в мире, проявляют неуверенность в понимании собственного Я.
Эти затруднения могут приводить к различным последствиям: уходу от психологической интимности, избеганию тесных межличностных отношений; размыванию чувства времени, неспособности строить жизненные планы, страху перед взрослением и переменами; размыванию продуктивных, творческих способностей, неумению мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности; формированию «негативной идентичности», отказу от самоопределения и выбору отрицательных образцов для подражания (Э. Эриксон).

НЕГОТОВНОСТЬ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ

Наиболее слабым аспектом в общей характеристике социально-личностного развития выпускников сиротских учреждений является их недостаточная личностная готовность к процессам взаимодействия с людьми.
Результаты исследования степени готовности воспитанников-сирот — учащихся старших классов интерната к самостоятельной жизни показали, что ее низкий уровень вызван несформированностью необходимых ценностных ориентаций, личностных качеств, знаний и навыков, обусловленной не только нарушениями психофизического и интеллектуального развития, но и отсутствием или недостаточностью соответствующей работы психолога образовательного учреждения.
В качестве основных направлений работы психолога по коррекции нарушений личностного становления детей-сирот можно выделить следующие: развитие самооценки; развитие образа «Я» и образа окружающего мира; развитие установки и отношения к себе как полноценному человеку; создание пространства (как межличностного, так и профессионального) для реализации такой установки и отношения.
Очевидно, что деятельность психолога будет эффективна в том случае, когда она осуществляется во взаимодействии со всеми службами и направлениями работы образовательного учреждения.

ВОЗМОЖНОСТЬ ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА

Подготовка к самостоятельной жизни воспитанников сиротского учреждения обеспечивается, если:
· программа психолого-педагогической поддержки процесса социального развития разработана с учетом особенностей детей, развивавшихся в условиях депривации;
· содержание программы ориентировано на подготовку молодых людей данной категории к самостоятельному решению основных жизненно важных проблем после выпуска;
· условия учреждения позволяют реализовать эту программу.
Преодоление неготовности к самостоятельной жизни воспитанников сиротских учреждений требует психолого-педагогической работы в следующих направлениях:
· становление жизненной перспективы;
· формирование положительного отношения к труду;
· обеспечение продуктивности социальных контактов.
Оценка социальной зрелости личности воспитанника сиротского учреждения должна основываться на таких личностных свойствах, как эмоциональная устойчивость, общительность, высокий уровень самоконтроля при общении в коллективе, спокойствие, доверчивость.
Решающее условие, позволяющее говорить о возможности успешного жизнеустройства выпускника школы-интерната, — чувство удовлетворенности своим положением, своей работой, взаимоотношениями со взрослыми и сверстниками.
В основе критериев оценки готовности выпускников к самостоятельной жизни лежат:
· адекватное профессиональное самоопределение;
· готовность и умение устанавливать продуктивные социальные контакты для получения помощи;
· соответствие моральным нормам и требованиям общества;
· использование личного опыта в изменяющихся условиях.

Анна ЩЕРБАКОВА,
кандидат педагогических наук,
зав. лабораторией психолого-социальных проблем
профилактики безнадзорности
и сиротства МПГу