ЭТАПЫ ВЗРОСЛЕНИЯ
Основные задачи психолога
в учреждении для детей-сирот
Современная
образовательная практика в лучшем случае
обеспечивает учащемуся усвоение знаний и
умений, не уделяя внимания присвоению их
ребенком. Если опыт не присвоен, он не может быть
использован в реальных жизненных ситуациях. В
этом случае можно говорить о том, что цель
образования — подготовка к самостоятельной
жизни — не достигнута. Для того чтобы найти
личностные смыслы во всеобщем социальном опыте,
ребенок-сирота нуждается в помощи. Такая помощь
не может оказываться без участия психолога.
ИЗ ПЕРСПЕКТИВЫ БУДУЩЕГО
Одна из важнейших задач психологической
поддержки и сопровождения социального развития
воспитанника учреждения для детей-сирот состоит
в том, чтобы обеспечить как осознание ребенком
своей потребности во взрослении, так и понимание
им своих возможностей занять определенное место
в социуме. Решение этой задачи невозможно без
выбора тех внутренних психических средств,
которые помогут ребенку достичь желаемого
результата своего жизнестроительства.
Этапы взросления как процесса социального
самоопределения проявляются в формировании
жизненных планов, имеющих соответственные
возрасту и индивидуальным характеристикам
ребенка особенности. Л.С. Выготский говорил, что
ребенок развивается из перспективы будущего, из
того образа «желаемого себя-взрослого», который
задается во многом групповыми, в основном
родительскими, ожиданиями. Ребенок, оставшийся
без попечения родителей, лишен их помощи в
построении образа будущего, его представления об
ожидающей его взрослой жизни крайне расплывчаты
и неопределенны.
Вследствие этого крайне актуальна постановка задачи
психологической поддержки ребенка в
построении адекватной его потенциалу жизненной
перспективы. В ходе взросления жизненная
перспектива конкретизируется в понятии
жизненного плана. Этот план в точном смысле этого
слова возникает лишь тогда, когда предметом
размышлений становится не только конечный
результат, но и способы его достижения, путь,
которым человек намерен следовать, и те
объективные и субъективные ресурсы, которые ему
понадобятся.
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕФЛЕКСИИ
Возможность достижения желаемого результата
определяется не только ясным пониманием хода и
условий реализации жизненного плана, но и
психологической готовностью подростка к тому
или иному действию. Характерные для личности
способы решения социальных проблем, как и та
система ценностей, с которой они соотносятся,
формируются прежде всего в ходе практической
деятельности ребенка и его общения с окружающими
людьми.
Поведение людей любого возраста в новых для них
проблемных ситуациях зависит от наличия опыта
разрешения аналогичных ситуаций. Любая новая
проблема сопоставляется с прошлым опытом, и чем
более личным был этот опыт, тем сильнее его
последующее влияние. Ситуация, в которой индивид
сам принимал участие, психологически более
значима, чем та, о которой он только слышал или
читал.
Реальное поведение людей часто резко отличается
от того, каким оно представляется им самим в
воображаемых ситуациях. Таким образом, еще
одной задачей психолога является предоставление
ребенку-сироте опыта проживания личностно
значимых для него ситуаций в специально
спроектированных условиях (ролевые и деловые
игры, тренинги и др.).
Важнейшим требованием к решению данной задачи
является организация рефлексии по результатам
полученного опыта и помощь в присвоении его
(выявлении личностных смыслов).
Статья опубликована при поддержке интернет-сайта "ekolobkova.ru". Помощь опытного психолога консультанта в Москве. Лучший психолог Москвы поможет Вам решить семейные, личные и психологические проблемы - наладить отношения с близкими, избавиться от страхов, изменить себя, достичь своей цели, достичь успеха в жизни, понять себя. Узнать подробнее о психологе, методах работы и стоимости Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://ekolobkova.ru/.
НЕГАТИВНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
Способы социализации на разных возрастных
этапах представлены по-разному, и для поддержки
процесса социального развития воспитанника
психологу необходимо учитывать как общие
возрастные особенности усвоения социального
опыта, так и специфические характеристики,
свойственные развитию с последствиями
депривации.
Исследования показывают, что подростки —
воспитанники и выпускники сиротских учреждений
— испытывают затруднения в осознания себя и
своего места в мире, проявляют неуверенность в
понимании собственного Я.
Эти затруднения могут приводить к различным
последствиям: уходу от психологической
интимности, избеганию тесных межличностных
отношений; размыванию чувства времени,
неспособности строить жизненные планы, страху
перед взрослением и переменами; размыванию
продуктивных, творческих способностей, неумению
мобилизовать свои внутренние ресурсы и
сосредоточиться на какой-то главной
деятельности; формированию «негативной
идентичности», отказу от самоопределения и
выбору отрицательных образцов для подражания (Э.
Эриксон).
НЕГОТОВНОСТЬ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ
Наиболее слабым аспектом в общей
характеристике социально-личностного развития
выпускников сиротских учреждений является их
недостаточная личностная готовность к процессам
взаимодействия с людьми.
Результаты исследования степени готовности
воспитанников-сирот — учащихся старших классов
интерната к самостоятельной жизни показали, что
ее низкий уровень вызван несформированностью
необходимых ценностных ориентаций, личностных
качеств, знаний и навыков, обусловленной не
только нарушениями психофизического и
интеллектуального развития, но и отсутствием или
недостаточностью соответствующей работы
психолога образовательного учреждения.
В качестве основных направлений работы
психолога по коррекции нарушений личностного
становления детей-сирот можно выделить
следующие: развитие самооценки; развитие образа
«Я» и образа окружающего мира; развитие
установки и отношения к себе как полноценному
человеку; создание пространства (как
межличностного, так и профессионального) для
реализации такой установки и отношения.
Очевидно, что деятельность психолога будет
эффективна в том случае, когда она
осуществляется во взаимодействии со всеми
службами и направлениями работы
образовательного учреждения.
ВОЗМОЖНОСТЬ ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА
Подготовка к самостоятельной жизни
воспитанников сиротского учреждения
обеспечивается, если:
· программа психолого-педагогической
поддержки процесса социального развития
разработана с учетом особенностей детей,
развивавшихся в условиях депривации;
· содержание программы ориентировано
на подготовку молодых людей данной категории к
самостоятельному решению основных жизненно
важных проблем после выпуска;
· условия учреждения позволяют
реализовать эту программу.
Преодоление неготовности к самостоятельной
жизни воспитанников сиротских учреждений
требует психолого-педагогической работы в
следующих направлениях:
· становление жизненной перспективы;
· формирование положительного
отношения к труду;
· обеспечение продуктивности
социальных контактов.
Оценка социальной зрелости личности
воспитанника сиротского учреждения должна
основываться на таких личностных свойствах, как
эмоциональная устойчивость, общительность,
высокий уровень самоконтроля при общении в
коллективе, спокойствие, доверчивость.
Решающее условие, позволяющее говорить о
возможности успешного жизнеустройства
выпускника школы-интерната, — чувство
удовлетворенности своим положением, своей
работой, взаимоотношениями со взрослыми и
сверстниками.
В основе критериев оценки готовности
выпускников к самостоятельной жизни лежат:
· адекватное профессиональное
самоопределение;
· готовность и умение устанавливать
продуктивные социальные контакты для получения
помощи;
· соответствие моральным нормам и
требованиям общества;
· использование личного опыта в
изменяющихся условиях.
Анна ЩЕРБАКОВА,
кандидат педагогических наук,
зав. лабораторией психолого-социальных проблем
профилактики безнадзорности
и сиротства МПГу
|