СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК
|
В конце прошлого года
редакция объявила Конкурс методических программ
и практических разработок в области психологии
образования «Зима-2003». В номинацию «Психолог в
интернате и детском доме» был прислан обширный
материал «Модель психолого-педагогического
сопровождения воспитанников муниципального
образовательного учреждения для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей,
«Оханский детский дом» Пермской области».
Предлагаем вашему вниманию небольшую часть из
разработок автора этой модели Веры Леонидовны
Калугиной, психолога с 30-летним педагогическим
стажем и большим стажем психологической работы в
детском доме.Редакция |
Оханский детский
дом — одно из старейших детских интернатных
учреждений Прикамья. В 1908 году в уездном городке
Оханске на Урале был открыт детский приют. После
гражданской войны приют становится детским
домом. Детей привозили со всего Урала, а в годы
Великой Отечественной войны — со всей
территории страны. В разное время в Оханске было
до 12 детских домов, с 1966 года остался один. Более
двадцати тысяч воспитанников получили путевку в
жизнь из Оханска. Многими из них педагоги по
праву гордятся: есть среди выпускников и ученые с
мировым именем, и генералы, и композиторы, и
артисты, и педагоги, и врачи.
Сегодняшние педагоги детского дома одними из
первых начали работу по семейному типу, когда
братья и сестры живут не в возрастных группах, а в
одной группе-семье (где объединены 2—3 кровные
семьи). Сейчас таких групп в детском доме 7, в
каждой семь-восемь человек в возрасте от 3 до 17
лет.
Оханский детский дом — лауреат Московской
международной выставки «Школа-2002».
Создавая свою модель сопровождения
воспитанников, я попыталась ответить на вопрос:
«Зачем детскому дому психолог и чем он должен
заниматься с воспитанниками?» Подспорьем в моих
размышлениях стали идеи, предложенные
отечественными психологами.
Идея первая: суть психологической деятельности
— в научно-методическом руководстве
учебно-воспитательным процессом. Это концепция
ученых Ю. Гильбуха, А. Красило и А. Новгородцева, Р.
Овчаровой. Идея вторая: смысл деятельности
школьного психолога — в оказании помощи детям,
испытывающим различные трудности
психологической и социально-психологической
природы, в выявлении и профилактике этих
трудностей. Идея третья: суть школьной
психологической деятельности — в сопровождении
ребенка в процессе всего школьного обучения
(приверженцы этой идеи — отечественные
психологи И. Дубровина и Е. Рогов). Идея четвертая:
кандидат психологических наук М. Битянова в
книге «Организация психологической работы в
школе» рассматривает свою модель сопровождения
«как отражение определенной системы
теоретических представлений о целях, задачах и
содержании деятельности школьного психолога, и
эта система является продуктом практической
профессиональной деятельности, ее обобщенности
и осмысления».
Итак, по моему мнению, основной целью
психолого-педагогического сопровождения
воспитанников детского дома является создание
для каждого ребенка на всех возрастных этапах
условий для развития его личности,
индивидуальности, способности к саморазвитию,
профессиональному и жизненному самоопределению.
Для реализации данной цели психолог стремится,
во-первых, обеспечить психологическое
сопровождение детей на каждом возрастном этапе;
во-вторых, разработать профилактику для
преодоления отклонений в их социальном развитии;
в-третьих, содействовать гармонизации
социально-психологического климата в
педагогическом коллективе детского дома.
В данной «Модели» основными видами деятельности
являются:
Психологическое просвещение
Его цели:
1) формирование у педагогов психологических
знаний и навыков, позволяющих им организовать
эффективный образовательно-воспитательный
процесс в группах-семьях; строить
взаимоотношения с воспитанниками и коллегами на
взаимовыгодных условиях;
2) психологическое просвещение подростков с
ориентацией на создание условий для активного
присвоения и использования
социально-психологических знаний в процессе
обучения, общения и личностного развития.
В данном направлении в работе с педагогами
детского дома организую
психолого-педагогические семинары и практикумы
в форме лекций, дискуссий, «лабораторий
нерешенных проблем», «круглых столов», «деловых
игр», «мозговых атак». В работе с учителями школ,
где обучаются воспитанники детского дома (там
нет психолога), проводятся психологические
практикумы по проблемам «Психологические
особенности воспитанников», «Роль школьного
педагога в преодолении депривации воспитанников
детского дома» и др.
В работе с обслуживающим персоналом детского
дома использую собеседования на тему «Роль
помощника воспитателя детского дома в
формировании личности ребенка-сироты».
В работе с кровными родителями детей и лицами, их
замещающими, в течение 5 последних лет стали
традиционными родительские собрания перед
каникулами, где обсуждаются вопросы личностного
роста детей и связи с семьями; на собраниях учим
родителей любить детей такими, какие они есть;
учим правильно организовывать их досуг и
обучение, продолжать наше воспитание.
И результаты отрадны: за последние 5 лет в кровные
семьи вернулось 12 детей, а в патронатных семьях
на январь 2004 года воспитывается 41 ребенок из
детского дома.
В работе с подростками в данном направлении
использую занятия в клубе «Познай себя». Его
основные задачи:
— совершенствовать знания детей об искусстве
человеческих отношений;
— формировать эмоционально-мотивационные
установки по отношению к себе, к сверстникам, к
взрослым людям;
— помочь подросткам приобрести навыки, умения и
опыт, необходимые для адекватного поведения в
обществе;
Методы работы в клубе: ролевые игры, беседы,
анализ жизненных ситуаций, групповые дискуссии,
психогимнастика, импровизации, свободное и
тематическое рисование, познавательные задачи.
Психологическая профилактика
Она включает в себя:
1. Работу по адаптации в детском доме вновь
прибывших детей. Выработку рекомендаций
педагогам по оказанию помощи вновь прибывшим
детям.
2. Отдельным пунктом плана выделяется
психологическое сопровождение:
— первоклассников;
— учеников 4-го класса в период окончания
начальной школы;
— воспитанников 5-го класса в период адаптации в
среднем звене;
— в период подросткового кризиса;
— в старшем звене.
Психологическая диагностика
Основная задача этого направления: диагностика
развития личности воспитанника на протяжении
всего периода — от дошкольного детства до
самостоятельного выхода в жизнь, определение
индивидуальных потенциальных возможностей в
процессе воспитания в детском доме, а также
выявление причин и механизмов в обучении и
развитии.
Психологическая коррекция
Задача этого направления: обеспечить целостное
воздействие на личность ребенка.
Психолого-педагогическое сопровождение здесь
осуществляется следующим образом:
1. Организация психолого-развивающей среды:
а) разработана программа
психолого-педагогической поддержки детей на
первых этапах адаптации в школе;
б) в детском доме проведен конкурс на лучшую
игротеку группы-семьи, его результат — создание
в каждой группе-семье развивающей среды;
в) в течение 3 последних лет психолог два раза в
учебном году по 2 недели ежедневно работает с
определенной разновозрастной группой-семьей по
плану:
— диагностирование уровня межличностных
связей в группе;
— обследование детей по просьбе воспитателя с
выработкой рекомендаций;
— проведение ежедневных сеансов по снятию
эмоционального напряжения;
— проведение часов общения с группой-семьей на
тему «Дорожка к моему внутреннему Я».
2. Организация фронтальных
коррекционно-развивающих занятий по возрастам:
— дети подготовительной группы детского сада 2
раза в неделю занимаются по программе
«Подготовка к школе детей с ЗПР в условиях
детского дома»);
— ученики 1-го и 2-го классов 2 раза в неделю
занимаются по теме «Введение в общение. Веселое
развитие»;
— воспитанники 3-го и 4-го классов посещают
коррекционно-развивающие занятия
«Человековедение. Путешествие в страну Общения»;
— для учеников 5-го и 6-го классов проводятся
занятия «Психология общения»;
— для подростков 7-го и 8-го классов организован
курс «Основы коммуникации»;
— выпускники 9—11-х классов посещают занятия в
клубе «Познай себя».
3. Организация индивидуальных занятий по
развитию познавательных процессов и личностного
роста детей.
4. Организация мини-тренингов по личностному
росту для воспитанников детского дома,
обучающихся в специализированном коррекционном
образовательном учреждении VIII вида.
В этом же направлении планируется и совместная
работа с социальным педагогом и логопедом
детского дома.
Консультативная деятельность
Задачи консультации подростков:
— оказание помощи подросткам, испытывающим
трудности в обучении и общении;
— обучение подростков навыкам самопознания,
самораскрытия и самоанализа.
В этом же направлении ведется работа по проблеме
«Организация работы
медико-психолого-педагогического консилиума» и
консультирование администрации детского дома и
школ по заявкам.
Конспект занятия в разновозрастной
группе-семье
ДОРОЖКА К МОЕМУ ВНУТРЕННЕМУ Я
Задачи:
1) помочь детям (с учетом возраста) сформировать
первичные навыки самоанализа;
2) дать детям возможность почувствовать себя
самостоятельными и уверенными в себе людьми;
3) развивать в воспитанниках чувство
принадлежности к группе-семье (это делает детей
более защищенными, усиливает позитивное
социальное поведение); дать детям возможность
ощутить себя частью группы-семьи;
4) совершенствовать познавательные процессы и
речь.
Возраст детей: 7—15 лет.
Оборудование: магнитофон с аудиокассетами,
стенд «Дорога к своему Я», раздаточный
дидактический материал, «домики страха» для
диагностики.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Вступительное слово психолога
Здравствуйте! Я очень рада видеть у себя вашу
группу-семью. Как вы все подросли, возмужали! Вы
стали еще более симпатичными. Мне приятно,
что за наш общий стол вы сели семьями: братья и
сестры рядом. А тема занятия у нас та же, что и в
прошлые годы: «Дорожка к моему внутреннему Я».
Сегодня мы будем продолжать учиться самоанализу,
учиться выделять в людях хорошие качества. А это
все необходимо, чтобы всем, и нам в том числе,
жилось вместе легко, дружно, чтобы все друг друга
понимали.
2. Игра «Эхо»
Цель: сплотить детей.
Психолог. Я проговариваю свое имя и
прохлопываю его по слогам в ладоши, а вы
повторяете за мною. Затем это же делает тот, кто
сидит справа от меня, и т.д.
Молодцы! Игра называется «Эхо», и она показала,
что вы дружные и сплоченные; да и каждому приятно,
когда его называют и ему аплодируют.
3. Рисуем страхи
Психолог. На сегодняшнем занятии мы
вместе должны найти ответ на вопрос:
Чем люди похожи и чем отличаются друг от друга?
Какой я?
Наш главный разговор о том, какие же
психологические свойства и способности есть у
всех людей и чем мы отличаемся друг от друга.
Решаем проблему: «Чем все люди похожи?»
Я вам читаю, а вы смело поднимаете руку, если это
будто бы про вас:
а) Когда у меня все хорошо — я радуюсь;
б) Когда у меня что-то не получается, меня не
понимают — я могу злиться, обижаться;
в) Когда случается что-то опасное, непонятное — я
иногда пугаюсь.
Сейчас вы отвечали себе на вопрос: «Как я умею
чувствовать?»
На доске написано слово «чувствовать».
Психолог. Что значит чувствовать? (Ответы
детей.)
Итак, чувствовать — это и радоваться, и бояться,
и обижаться. Подтвердим это свойство. Перед вами
два домика: один красный, другой черный. Я вам
буду называть такое неприятное чувство, как
страх. А вы его будете прятать в домики (в черный
дом — очень страшные страхи, в красный дом — не
очень).
(См. М. Панфилова. Диагностика страхов. Страхи
в домиках. «Школьный психолог», № 9, 1999.)
После диагностики:
Психолог. А теперь закройте страшный
дом на замок, нарисуйте его, а ключ — выбросите. И
не бойтесь больше ничего!
Давайте же радоваться всему: и улыбке, и доброму
слову, и хорошей погоде, и солнечному зайчику.
4. Упражнение «Солнечный зайчик»
Цель: снятие эмоционального напряжения на
фоне успокаивающей музыки.
Психолог. Солнечный зайчик заглянул
тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу:
зайчик на лбу, на носу, на ротике, на щеках, на
подбородке — нежно погладь его ладонями.
Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть.
Погладь голову, шею, грудь, живот, одну руку,
вторую, ноги. Он любит и ласкает тебя, поэтому
погладь его и подружись с ним.
Ребята, ваше настроение стало лучше? Используйте
это упражнение при плохом настроении, когда
чего-то боитесь, в чем-то не уверены.
5. Беседа «Чем люди похожи и чем
отличаются?»
Итак, первое, чем похожи все люди, — это
чувствами, умением чувствовать.
Продолжаем решать проблему: «Чем люди похожи и
чем отличаются друг от друга». А сейчас снова
поднимайте руки, у кого так бывает:
а) чтобы решить сложную задачу, мне нужно хорошо
разобраться во всех ее условиях;
б) зная, как сейчас выглядит какой-то предмет, я
могу представить, каким он был раньше;
в) в кроссвордах и ребусах я могу определить,
какое слово зашифровано.
Когда вы это можете делать?
Ответы детей.
Вывод: все это я могу, потому что, как и все
люди, я умею думать, этим люди похожи друг на
друга.
На доске слово — «думать».
Психолог дает каждой возрастной группе задание
на сообразительность (дети 7–8 лет собирают
разрезные картинки, остальные решают ребусы и
кроссворды).
Вывод: итак, первое, чем люди похожи, — все
умеют чувствовать, а второе — все умеют думать.
Психолог. Продолжаем нашу игру.
Поднимите руки, кто может согласиться с такими
утверждениями:
а) если у вас есть детали и схемы, я могу
сконструировать модель;
б) если у меня порвалась книга, я могу ее склеить;
в) если мне объяснят, как нужно сделать
какое-нибудь дело, я смогу его сделать.
Когда вы сможете это сделать?
Ответ детей: «Когда умею действовать».
Вывод: все это я могу, потому что, как и все
люди, умею действовать.
На доске слово — «действовать».
Вопросы
а) Младшим детям: ссорятся две девочки, одна хочет
ударить другую. Ваши действия?
б) Средним детям: старушка идет с двумя сумками.
Ваши действия?
в) Старшим детям: в двери столкнулись мужчина и
женщина. Кто кого должен пропустить?
Ответы детей.
Психолог. Молодцы! Вы и правила
поведения знаете и доказали, что умеете
действовать.
Вывод: чувствовать, думать, действовать — этим
все люди похожи.
А как вы считаете, чем все люди отличаются друг
от друга?
Ответы детей: внешностью, характером,
способностями, интересами.
6. Игра «Кто это?»
Один человек выходит за дверь. Остальные
договариваются, кого загадают. Ведущий
зачитывает индивидуальные свойства загаданного
человека (идет сплочение группы), а водящий
угадывает.
Психолог. И вот наше занятие подошло
к концу. Вы молодцы, хорошо поработали. Не
забывайте об упражнении «Солнечный зайчик», не
забывайте о том, что все ключи от ваших страхов мы
выбросили, и в этом вам помогла психология —
наука о человеческой душе. До свидания!
Вера КАЛУГИНА,
педагог-психолог Оханского детского дома,
Пермская обл.
|