Из справки департамента
образования г. Москвы
О СОСТОЯНИИ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ И ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ
ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Сеть образовательных учреждений г. Москвы для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, состоит из 42 сиротских учреждений (в
которых на 1.09.2003 г. воспитывается 3201 ребенок в
возрасте от 3 до 18 лет) и пяти интернатных
учреждений с сиротскими группами на 94 человека. В
22 учреждениях находятся дети с сохранным
интеллектом, в 20 — с нарушением умственного и
физического развития. Таким образом, контингент
воспитанников специальных (коррекционных)
учреждений составляет 46,5% от общего числа всех
детей-сирот.
Среди воспитанников детских домов и
школ-интернатов круглыми сиротами являются лишь
16% (538 чел.). Остальные дети — социальные сироты.
Основная масса детей-сирот — это дети,
обучающиеся на средней (47,4%) и начальной (21%)
ступенях образования.
Анализ состояния здоровья воспитанников
показывает, что 64% из них страдают различными
хроническими формами соматических заболеваний.
Более трети детей имеют расстройства и
заболевания, связанные с нарушением ЦНС, в том
числе психические заболевания различной степени
тяжести, социально-опасные болезни. При этом
тяжелые формы заболеваний наблюдаются у 13%
воспитанников (413 чел.).
Особенностью комплектования детских домов и
школ-интернатов является то, что многие из
поступающих туда детей долгое время находились в
асоциальной среде и не обладают соответствующим
их возрасту уровнем образования. Половина таких
детей поступает в учреждения в подростковом
возрасте.
Часть воспитанников не могла обучаться в школе в
силу своих психофизических особенностей.
Четверть детей (826 чел.) имеют речевые нарушения
различного уровня, из них более половины
дошкольники и обучающиеся в начальной школе.
Среди воспитанников, страдающих речевой
дисфункцией, 99 чел. (12%) с тяжелыми формами
нарушения речи. У многих воспитанников даже с
интеллектом «норма» картина нарушений при общем
недоразвитии речи сопровождается недостаточной
сформированностью высших психических функций.
Для их диагностики и коррекции требуются
специалисты, умеющие использовать
нейропсихологические методы.
Проведение психолого-педагогических
мониторингов показывает, что большинство детей,
поступающих в детские дома, отличаются
девиантными формами поведения, дефектами
личностного развития, психопатоподобными
нарушениями, склонностью к бродяжничеству,
клептомании, неумением адаптироваться в
подростковой среде. Все это ведет к социальной
дезадаптации воспитанников, нарушению
социальной коммуникативности, что наиболее ярко
проявляется в период их школьного обучения. Как
результат — социальная депривация детей. |
ОПЫТ МОСКВЫ
ГЛАЗАМИ РУКОВОДИТЕЛЯ
Констатирующая часть справки,
составленной Московским городским
департаментом образования, красноречиво
характеризует медико-психологическое состояние
детей, находящихся в детских домах и интернатах
города. Прочитав ее, понимаешь, что перед
работающими там психологами (впрочем, как и
остальными специалистами) стоят гигантские
задачи по психолого-педагогическому и
медико-социальному сопровождению этой категории
детей.
Об организации этой работы в столице я попросила
рассказать Ларису Константиновну СЕЛЯВИНУ —
заместителя руководителя Департамента
образования по социальной защите детства
В Москве более десяти лет назад сложилась
система сопровождения детей-сирот, находящихся в
детских домах и школах-интернатах. Верхушкой
этой пирамиды является Московский городской
департамент образования и находящиеся в его
подчинении окружные департаменты.
Основным звеном этой работы выступают
психолого-медико-педагогические центры, которых
сейчас в системе образования столицы 35. По
решению коллегии «О работе окружных управлений
образования по развитию учреждений интернатного
типа» от 06.01.2000 г. для оказания целенаправленной
психолого-медико-социальной помощи
детям-сиротам за каждым ППСМ-центром закреплены
конкретные учреждения.
Педагоги-психологи и социальные педагоги есть и
в самих детских учреждениях (всего в 26 из них
работают 39 человек). Как правило, в большинстве
учреждений работает только один психолог. Так
что говорить о наличии там полноценной
психологической службы преждевременно. Поэтому
работа по психолого-медико-социальному
сопровождению детей реально может проводиться
только совместно со специалистами ППМС-центров.
Можно сказать, что ППМС-центры играют роль
ресурсных центров, поскольку в них сосредоточены
не только высококвалифицированные специалисты,
но и материально-технические средства для
диагностики, коррекции и реабилитации
детей-сирот, консультативной и методической
помощи специалистам органов опеки и
попечительства муниципальных образований.
Отличительная особенность ППМС-центров состоит
в возможности максимальной индивидуализации и
комплексном характере оказываемой детям помощи.
Приходя в детский дом или школу-интернат,
социальный педагог и педагог-психолог
ППМС-центра выявляют группы детей, которым
необходима специализированная помощь. Такие
дети проходят углубленную диагностику и
получают консультацию профильных специалистов,
ведь в центрах, как правило, работают психологи
самой различной специализации.
Коррекционная работа с воспитанниками детских
домов также ведется индивидуально. При
необходимости ребенок посещает центр от 2 до 6 раз
в неделю. Помимо занятий с психологом,
дефектологом, логопедом, кроме необходимых
медицинских процедур, воспитанники посещают
специальные занятия по музыке, физкультуре,
ритмике, игровой терапии, изобразительной
деятельности.
Дети с тяжелыми формами социальной дезадаптации
и отклонениями в развитии на определенном этапе
начинают заниматься в группах и студиях по
интересам вместе с обычными детьми (по
специальным программам), что способствует их
интеграции в нормальное детское сообщество.
Многие ППМС-центры практикуют клубную форму
работы с воспитанниками учреждений для
детей-сирот старшего возраста. Эти клубы
посещают и дети из полных семей массовых школ.
Это облегчает постинтернатную адаптацию и
интеграцию ребенка, лишенного родителей, в
социум.
Одно из важных направлений — работа по
преодолению школьной неуспеваемости детей,
которая включает как диагностический, так и
коррекционный этапы.
Особым направлением является деятельность
специалистов ППМС-центров по методической
поддержке педагогов-психологов детских домов и
интернатов по их индивидуальным запросам. Это не
только участие в работе педагогических советов,
но и проведение семинаров-практикумов и
тренингов для сотрудников образовательных
учреждений по различной тематике: общение с
трудными подростками, психологические
особенности воспитанников специальных
(коррекционных) учреждений и другие острые
вопросы.
Мы гордимся тем, что ППМС-центры начинают активно
взаимодействовать с научно-исследовательскими
институтами и вузами (ПИ РАО, МГППУ, МГПУ) и
координируют свою деятельность по повышению
квалификации и переподготовке психологов,
педагогов и воспитателей с окружными
научно-методическими центрами и институтами
повышения квалификации.
Хотя система психолого-медико-социального
сопровождения в Москве уже дает реальные
результаты, существует ряд объективных причин,
которые снижают эффективность комплексной
работы по реабилитации воспитанников,
профилактике их дезадаптации и
психолого-медико-педагогическому сопровождению.
Связано это прежде всего с тем, что существующее
количество штатных единиц педагогов-психологов
и социальных работников явно недостаточно — в
целом по городу на одного педагога-психолога
приходится от 50 до 100 детей-сирот.
Проведенное недавно анкетирование
педагогов-психологов выявило целый ряд проблем в
их работе: при такой нагрузке практически не
остается времени на индивидуальную работу с
педагогами детских домов и школ, в которых
обучаются воспитанники. Часто взаимодействие с
педагогическим коллективом сводится к
проведению отдельных семинаров и выступлениям
на педсоветах.
По мнению психологов, существующий арсенал
диагностических методик, коррекционных и
развивающих программ нуждается в корректировке
с учетом специфики сиротских учреждений. Эта
проблема становится особенно острой еще и
потому, что около половины психологов в этих
учреждениях имеют незначительный стаж работы, а
каждый пятый из них — молодой специалист.
Неутешительны и другие статистические данные —
четвертая часть педагогов-психологов работает в
детских домах и школах-интернатах по
совместительству.
Пришло время пересмотра существующих норм и
стандартов. Прежде всего, необходимо пойти на
увеличение количества психологов и социальных
педагогов в детских домах и школах-интернатах и
обеспечить им необходимую социальную поддержку.
Не во всех округах складывается полноценное
сотрудничество с ППМС-центрами, поскольку многие
из этих центров не обладают нужными
специалистами для работы со столь сложной
категорией детей. По данным Департамента
образования, третья часть психологов детских
домов и интернатов практически не получает
поддержки от окружных ППМС-центров, а большая их
часть считает, что помощь со стороны психологов
центров оказывается не систематически.
Как и во всем психологическом сообществе, здесь
существуют проблемы с научно-методическим
обеспечением. Существует острая потребность в
разработке научно обоснованной комплексной
программы взаимодействия ППМС-центров и
сиротских учреждений по
психолого-педагогическому и медико-социальному
сопровождению детей-сирот, где должны быть
предусмотрены меры по повышению уровня
компетентности педагогических коллективов,
включая практико-ориентированные формы
повышения их квалификации и супервизию.
Материал подготовила
Ольга РЕШЕТНИКОВА
Департамент образования г. Москвы
Тел.: (095) 366-11-05 |