УЧИТЕЛЬСКИЕ ДЕТИ
Три монолога и диалог мамы и сына
МАМА
Я педагог в третьем поколении. Моя бабушка была
учительницей, мой папа был директором школы, моя
мама работала воспитательницей детского сада, а
тетя — библиотекарем в ПТУ. Дома у нас вечно
торчали чужие дети, лежали стопки непроверенных
тетрадей и велись нескончаемые педагогические
разговоры.
В результате к моменту окончания школы я твердо
решила, что буду кем угодно, только не учителем. И
— поступила в педагогический. Обучаясь в
институте и попутно получая «левые»
специальности — киномеханика, машинистки, я была
уверена, что не буду работать в школе. И работаю
учителем уже восемнадцать лет.
Теперь я говорю об этом с ощущением возвышенной
обреченности. Здесь нет ничего от сознательного
выбора, от ощущения призвания. Это судьба. Карма.
Просто я — «учительский ребенок».
У меня растут собственные «учительские дети». И
моя профессия неизбежно и неизгладимо оставляет
свои метки в их жизни.
Учительские дети — что это такое?
* * *
— Слушай, попроси отца, чтобы нам танцы
разрешили! Тебе-то он не откажет!
Я — его дочка. И они надеются, что мне он не
откажет. Они все как-то так стоят, что мне нет иной
дороги, кроме как в кабинет директора. Я киваю и
глупо улыбаюсь. И вхожу.
— Папа! Это я... Там ребята... Они просят разрешить
танцы...
— Я же сказал: «Нет!» Провинились — несите
наказание.
Спиной ощущаю притаившуюся за дверью безумную
надежду. Неужели я произнесу эту запретную фразу?
— Ну я тебя прошу! Как дочь...
— Что-о-о?.. — Громовержец является во всем своем
истинном обличье. — Какая дочь может быть на
работе?!
— Папочка, пожалуйста...
Неужели я продолжаю улыбаться?
Меня берут за шиворот (или мне это только
чудится?) и возвращают детской толпе, нетерпеливо
ожидающей конца аудиенции. Я ощущаю не стертую с
лица улыбку как проклятие.
— Не разрешили...
Я выдыхаю. Все кончилось.
Ребята расходятся, глядя на меня со странным
подозрением: как это он мог мне отказать? И не
понимают: если хотели о чем-то просить, им надо
было посылать кого угодно, только не меня. Не
директорскую дочку...
* * *
«Учительский ребенок» изначально знает, что
жизнь его родителей поделена на неравные части:
одна принадлежит школе, чужим детям, другая —
ему. Чем больше учитель отдается работе
(интересно, кто первый и с какой целью употребил
это выражение?), тем меньше времени и душевных сил
достается его собственному ребенку.
Многие профессии требуют времени и самоотдачи.
Но здесь — особый выбор. Там — слава или ребенок,
деньги или ребенок, наука или ребенок. Здесь —
другие дети и собственный ребенок.
Чужие дети — всепроникающая материя. Они
настигают тебя дома в любое время: в виде срочных
телефонных звонков за семейными завтраками,
обедами и ужинами, в виде недошитых театральных
костюмов по выходным и непроверенных тетрадей по
ночам.
«Зачем ты принесла их домой? Зачем они сидят у
тебя на коленках?» — кричал пятилетний сын моей
подруги, когда она пыталась дома проверять
тетради. И скидывал эти тетради на пол.
Твои профессиональные педагогические качества
определяются степенью твоей погруженности в
других детей. Для твоих домашних это постоянный
источник ревности.
Учительские дети живут с этим всю жизнь. Прощают?
Учатся справляться?
СЫН
Моя мама — учительница. С этим обстоятельством
в моей жизни связаны определенные сложности.
Я до сих пор считаю, что мамина профессия сильно
подпортила мне жизнь.
Во-первых, я учился у нее в классе. Поэтому за все
ее поступки я вынужден был отвечать.
Например, она кого-нибудь обругала на уроке. Я же
вынужден был общаться с этим «кем-нибудь» еще и
на перемене, и во время прогулки, и тогда, когда
все играли в снежки или в футбол. Он смотрел на
меня, а я — на него. Чувства при этом каждый
испытывал странные. Я — чувство стыдливой
жалости. А он? Скорее всего, обиду и злость.
Никто не хотел признавать, что я существую сам по
себе, что я — отдельное существо. Я был сыном
учительницы, я считался ее частью. А мне больше
всего хотелось быть самому по себе. Хотя в
глубине души мне жалко было бы расстаться с той
нечаянной властью, которую я получил благодаря
своей маме.
До сих пор — хотя прошло уже три с половиной года,
как мы окончили начальную школу, я чувствую, что
одноклассники на меня смотрят как на сына их
бывшей, пусть и любимой, учительницы.
Во-вторых, мама-учительница вызывала в моей
голове некоторое раздвоение. Сама требовала,
чтобы я, переступив порог школы, забывал о том,
что она — моя мама. Но на уроке раздражалась на
меня больше, чем на всех остальных. Даже могла
дать подзатыльник.
Дома все было наоборот. Она требовала, чтобы я
забыл о том, что она учительница. Отказывалась
говорить, что задано. И мне каждый день
приходилось узнавать уроки у отличников. Они
каждый раз заново удивлялись, почему я им звоню.
Сама она свои собственные условия выполняла
плохо. Например, все время жаловалась папе, что я
отвратительно веду себя на уроках. Откуда она это
могла знать? Ведь в школу ее не вызывали!
Были, конечно, и некоторые преимущества. Каждый
раз по дороге домой мама-учительница посвящала
меня в психологические тонкости своей работы.
Она рассказывала мне про характеры, про
«возбудимость», объясняла причины поведения
одноклассников их семейными сложностями. Тех,
кто доводил ее больше всего, требовалось жалеть и
понимать.
Я, в свою очередь, посвящал ее в секреты
внутренней классной жизни. Как два тайных агента
службы безопасности, мы договаривались о
нераспространении информации и запрете на ее
прямое использование.
Может быть, благодаря этому я узнал что-то о
поведении людей и научился лучше их понимать...
МАМА
В трудные дни организации приюта в
Бургдорфе
Песталоцци получил известие,
что его единственный сын умирает...
Песталоцци не поехал к умирающему.
Он не мог оставить Бургдорфа ни на один день.
Только еще с большей яростью
принялся за работу...
Из книги С. Соловейчика «Час
ученичества»
Поступок Песталоцци не подлежит обсуждению. Он
поступил так, как велел ему его долг. Долг перед
чужими детьми. У «настоящего» педагога чаша
весов не может перевесить в сторону своего
ребенка. Это негласный закон, устойчивое
общественное мнение.
С древнейших времен статус учительства
предполагал полную самоотдачу. У учителя должны
быть «духовные» дети, а не кровные.
У Корчака не было собственных детей. У Макаренко
не было родных детей (он усыновил ребенка
подросткового возраста). Множество внебрачных
детей Руссо воспитывалось в работных домах. Но
ребенка как такового, ребенка, о котором бы он
думал, которого бы растил, воспитывал, — у него не
было. Список великих «бездетных» педагогов можно
продолжать. Что это — случайность или
закономерность?
Неужели от педагога требуется то, чего Господь не
решился потребовать до конца даже с Авраама:
приносить в жертву собственных детей?
* * *
...Я возвращаюсь домой из института, где повышаю
свою квалификацию — зарабатываю необходимую
школьному начальству справку, от тоски читая под
партой довольно нудный женский роман. По этому
поводу у меня сегодня нет уроков в школе: мой
пятый класс надежно пристроен по
учителям-предметникам. Еще чуть-чуть, и я начну
думать о возможном наступлении весны...
Навстречу бежит муж. Слишком быстро. Как-то это не
похоже на встречу влюбленных.
— Из школы звонили... Сотрясение мозга... Они там
возились... Стукнулся головой... О какой-то
сундук...
Так. Не «стукнулся», конечно, а стукнули.
Подрались. Пятый класс. У меня — методический
день... Я разворачиваюсь, и мы бежим вместе.
Между прочим, этот сундук — моя гордость,
музейный экспонат. Достался от двоюродной
прабабушки мужа. На нем сидят на уроках
литературы, на занятиях по фольклору. Углы —
острые.
Медсестра встречает нас в кабинете вопросом:
поедем ли мы в больницу? Рвоты, вроде, нет. Голова
пока кружится. Ну и шишка.
Под дверью — дети.
— Что вы сделаете с Тимуром? Из школы выгоните? Он
плачет. Дома его убьют.
Что я сделаю с Тимуром? Господи! Да мне сейчас не
до Тимура.
Невропатолог внимателен. Успокаивает. Три дня
полежит, понаблюдаете...
Едем домой. В суете обрывочных мыслей
прорезывается: «Тимур». Что же я сделаю с Тимуром?
— Сыночка? Ты можешь говорить? Тимур виноват?
— Он противный, мам. Он мне сказал на улице: «Не
будь ты сын учительницы, я бы тебе вмазал». А я ему
говорю: «Попробуй, самбист!» Подумаешь,
раздувается тут со своей спортшколой! Мы
вернулись с перемены, а учителя нет. Ну мы и
сцепились. Он первый. Но об сундук он не хотел. Это
случайно.
...Что я сделаю с Тимуром? Я вообще не знаю, что
делать. Завтра они все будут на меня смотреть и
ждать, как я буду мстить за своего ребенка. Если
бы это был чужой ребенок... Что было бы, если бы это
был чужой ребенок? О нет! Господи, спасибо Тебе за
то, что это мой ребенок лежит с сотрясением мозга,
и я могу спокойно думать, что мне делать с
Тимуром. Я по крайней мере могу этого Тимура не
убивать. Я просто скажу ему, что он поступил
гадко...
* * *
«У учителей всегда трудные дети!» Это
произносится с чувством плохо скрываемого
удовлетворения: вот ведь, профессионалы от
педагогики, а не могут справиться с проблемами
воспитания собственного ребенка!
Как защититься? Не говорят же врачу: какое ты
имеешь право болеть гриппом!
Профессионал ты в школе. Там ты выстаивал, как в
бою, контролировал каждый шаг, понимал, вникал,
решал проблемы.
Дома ты усталый, расслабленный, уязвимый. И
подростковые проблемы настигают тебя, как любого
смертного...
МАМА И СЫН
— Ну, что новенького в школе?
— По математике контрольная была.
— Написал?
— У Ефремова тоже двойка. А он отличник.
— Причем тут Ефремов?
— Причем, причем! У ГД дома неприятности. Вот она
и бухнула контрошу на новую тему. Ни за что ни про
что... Все завалились... А вообще-то... Мам, знаешь,
ГД понимает меня лучше всех, хоть она и математик.
У нее чувство юмора есть. Она мне в прошлый раз
говорит: «Я просто мечтаю встретиться с вашим
папой!» Я ей так скромно ответил: «Вы знаете, —
говорю, — это совершенно бесполезно. Родители в
отношении меня бессильны».
— А она?!
— Засмеялась. И потом в каждом классе спрашивала:
«У кого здесь еще родители бессильны?»
— Надеюсь, ты напомнил ей, что у тебя мама
педагог? Для остроты момента...
— Зачем? Твоя педагогика на меня не
распространяется. Я теперь просто скромно жду,
когда ГД скажет: «Фурман! Садитесь на заднюю
парту и пишите прозу!»
— Это вместо того, чтобы геометрию учить?
Размечтался! Лучше бы лишний раз параграф
повторил, иначе никакой юмор ГД не спасет тебя на
экзаменах...
Марина АРОМШТАМ,
Иосиф ФУРМАН
|