Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2004


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

СЕРДЦЕ

Коммуникативный мини-тренинг

Первое сентября. Громкая музыка, цветы, незнакомые дети, взрослые, пустые коридоры школы, незнакомый класс. Сквозь радость и удивление первоклассника просвечивают тревога, испуг, чуткое ожидание того, что же будет.
А тут еще беспокойство взрослых, их воспоминания о школьном детстве, серьезный настрой и уже угрозы. Ребенок теряется в этом противоречивом мире с его праздником, громкими приветствиями и строгим шепотом взрослых...
Одним из вариантов снятия тревоги первых дней и месяцев, смягчения адаптации к школе, к новому детскому коллективу может стать коммуникативный мини-тренинг под названием «Сердце».
Единение и сплочение, слитые в образе-метафоре тренинга, продолжают затем жить в сердце ребенка и бережно хранят его в сутолоке школьных дней.

Материалы: клей, маленькие сердечки, вырезанные из белой бумаги (40–60 штук), большое сердце красного цвета из бумаги, мягкое сердечко из ткани с ватой внутри. У детей — цветные карандаши, фломастеры.

Время проведения: 30–40 минут.
Части тренинга:
— вступление,
— знакомство,
— беседа на тему центрального образа,
— подарки всем,
— единение в образе,
— заключительное слово,
— мои подарки.

Условия проведения: дети сидят за партами —20–30 детей, весь класс.

Выделенные ниже слова — ключевые, они эмоционально выделяются в речи ведущего.
Ведущий. Мы — класс. Нам предстоит учиться вместе многие годы, поэтому очень важно познакомиться, узнать имя друг друга.
Приятно, когда тебя называют по имени. Значит, тебя ценят, уважают, любят. У меня в руках сердце. В сердце человека заключено тепло, любовь, дружба. Я предлагаю его вам... Меня зовут Валентина Яковлевн
а (психолог передает мягкое сердечко самому ближнему ребенку, который называет свое имя и передает сердечко другому). Постарайтесь запомнить имена своих одноклассников. (Психолог громко, четко, эмоционально повторяет имя каждого ребенка.)
Сердечко вернулось ко мне. Сейчас проверим, хорошо ли я запомнила имя каждого из вас. Если я не смогу вспомнить, помогите мне (психолог называет имена эмоционально, отзываясь на состояние ребенка). Я надеюсь, что вы тоже запомните имена друг друга, своих друзей-одноклассников.
Ребята, а кто знает, как называют доброго человека? Какими словами?

Дети: ласковый, нежный, умный и т.д.
Ведущий. Молодцы. А еще такого человека называют «сердечный». Почему, как вы думаете? (Ответы детей.) Да, верно. У него доброе сердце. Тепло и любовь к другим исходит из сердца.
Положите руку на сердце. Послушайте, как бьется ваше сердце...
Оно полно жизни, добра, любви...
Посмотрите, что я вам принесла. (Психолог медленно раскрывает большое сердце и держит его в руках.) О, какое оно большое! Мы все, наверное, поместимся в нем. Мы с вами — теперь одно целое, один класс. Одно вот такое большое сердце. (Большое сердце прикрепляется в центре доски.). Каждому из вас есть в нем место. Вы это сейчас увидите. Достаньте цветные карандаши, фломастеры. Сейчас я каждому из вас раздам маленькое сердечко.
Нарисуйте на нем подарок для ребят класса. Это могут быть цветы, игрушки, красивая природа, узоры, можно просто раскрасить его.
(Рисование подарка.)
Кто нарисовал, поднимите руку, я подойду. (Психолог собирает у детей и наклеивает маленькие сердечки на большое сердце.)
Ребята, посмотрите, что у нас получилось. В большом сердце нашлось место каждому из вас. Найдите глазами свое сердечко, посмотрите, сколько здесь цветов, есть машина, кораблик. Все эти подарки для вас. А вот солнышко, улыбка...
Когда-нибудь, когда вам станет одиноко и грустно, вспомните, что где-то есть большое сердце
(психолог показывает на доску), в котором есть место и для вас.
Пройдет много-много лет, вы станете большими, будете учиться в 9-м классе. И тогда вы соберетесь, посмотрите на это сердце и вспомните этот день, 1-й класс, своих друзей. Мы постараемся сохранить это сердце.
А сейчас — мой подарок (раздача маленьких бумажных сердечек). Вы можете нарисовать на нем что захотите. И подарить — маме, бабушке, папе, сестренке, другу.
Спасибо!
Большое сердце прикрепляется в классе на видном месте на несколько дней, потом бережно хранится до взросления детей.
В течение первого года это сердце находится в кабинете психолога на стене, около рабочего стола, и каждый раз, бывая в кабинете, ребята с интересом разглядывают его, с радостью находят свое сердечко. Иногда, правда, забывают, что же там было нарисовано, и тогда напряженно всматриваются, вспоминают. И вдруг... да вот же оно! Всплеск эмоций и — активизация образа-метафоры.
А во втором классе хранимое сердце время от времени достается по просьбе детей. «Это мое! А это мое! А это чье?..» Здорово! В этом радость открытия и радость того, что мы вместе.
Наверное, психолог в школе и является хранителем сердец, хранителем тепла и радости... А вы как считаете?

Валентина ИВАНОВА,
педагог-психолог ЦО № 11,
г. Ангарск, Иркутская обл.