Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2004


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ
СКАЗОК И ПРИКЛЮЧЕНИЙ

Конспект коррекционно-развивающего занятия
для детей пяти лет

Уважаемая редакция моей любимой газеты «Школьный психолог»!
Спешу поделиться с вами радостью.
У нас, в Сургуте, в феврале проходил конкурс «Учитель года-2004».
Я участвовала в конкурсе «Сердце отдаю детям» среди педагогов дополнительного образования со своей коррекционно-развивающей программой «Радость общения», опубликованной в вашей газете (№ 22, 2000) и cертифицированной в г. Сургуте департаментом образования и науки в 2002 году. Эту программу я разработала и внедряла в течение пяти лет на базе детского сада № 40 «Снегурочка» г. Сургута. Сейчас работаю по ней в Центре детского творчества.
С этой программой я вошла в тройку призеров среди педагогов дополнительного образования (места в этом году решением жюри не распределялись), а также стала победителем в номинации «Традиции в образовании». Теперь я по праву именую себя педагогом-психологом, так как доказываю это великое звание делом, любовью к ребенку и своей безграничной верой в творческий потенциал его личности. «Уроки радости», с вашей легкой руки, ведут меня и моих дошколят по жизни.
Посылаю вам конспект открытого коррекционно-развивающего занятия, представленного мною на конкурсе в Сургуте в 2004 г., и самоанализ этого занятия.
Хочу выразить благодарность сотрудникам «Школьного психолога», первыми заметившим меня и оценившим мою работу. Успехов вам в деле открытия новых имен и объединения людей, горячо верящих в будущее нашей науки!

Ирина ЯРУШИНА,
педагог-психолог,
аспирант Московского
психолого-социального института,
мама четверых детей,
г. Сургут

 


 

Цель занятия
Ввести детей в сложный мир человеческих отношений, помочь прожить определенные эмоциональные состояния, объяснить, что они обозначают, и дать им словесное наименование.
Оборудование: телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, ширма, столы.
Материалы: видеокассета, куклы из кукольного театра — ежик и медвежонок, фигурка нецкэ — бога счастья Хоттея, книги с загадками, ватман, открытка большого размера, краски гуашь на тарелочках, лента, клубок ниток, сыр на тарелочке, пиктограммы с различными настроениями (большого размера по одной и маленькие по количеству детей), диск или аудиокассета с музыкальными фрагментами.

1. Ритуал приветствия

Дети стоят в кругу, им предлагается разучить приветствие, которое нужно пропеть:
— Доброе утро, Саша! (улыбнуться и кивнуть головой.)
Доброе утро, Маша! (называются имена детей по кругу.)
— Доброе утро, Ирина Михайловна!
Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают.)
Доброе утро, небо! (аналогичные движения руками.)
Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают.)

2. Игра «Повтори движение»

Цель: двигательная и эмоциональная разминка.
Дети стоят в кругу. Ведущий предлагает перед путешествием проверить, умеют ли ребята быть одним целым, потому что в сказку они пройдут только все вместе. Показывает любое движение, жест с соответствующей мимикой лица, дети должны повторить.

3. Упражнение «Переходы»

Цель: развитие внимания друг к другу, групповой сплоченности, координации движений.
Дети встают друг за другом. Одной рукой держат друг друга за талию, другой — держатся за ленточку. Ведущий предлагает всем вместе отправиться в сказку, держась друг за друга и не выпуская ленточку. Дети проходят круг по залу. Звучит легкая фоновая музыка.

4. Этюды по сценке из кукольного спектакля

Цель: развитие социальных эмоций, чувства сопереживания героям.
Ведущий говорит детям, что они попали в страну кукольного театра, предлагает посмотреть сценку из кукольного спектакля «Про Ежика и Медвежонка», а потом проиграть в парах настроение героев в начале их встречи и после ссоры (нашли сыр и не смогли его поделить, рассердились друг на друга). Используются пиктограммы с изображением различных настроений.
После просмотра сценки и проигрывания конфликтной ситуации проводится беседа. Детям задаются следующие вопросы:
· Какое настроение было у Ежика и Медвежонка, когда они встретились? (Радостное, улыбчивое, доброе.)
· Какое настроение у них стало, когда они нашли сыр? (Довольное, хорошее, веселое.)
· Какое настроение у них стало, когда они стали делить сыр и уронили его в лужу? (Рассердились, разозлились друг на друга, злое, сердитое, плохое, грустное.)
· А какое настроение стало у вас, когда вы посмотрели сценку? (Эмоциональное осознание своего самочувствия под воздействием сценки из кукольного спектакля.)

5. Упражнение «Связующая нить»

Цель: развитие совместной координации движений, групповой сплоченности, формирование чувства близости, принятия и доверия другому.
Ведущий предлагает детям отправиться в страну мультфильмов. Дети строятся друг за другом, одну руку кладут на голову впередистоящему, а второй — держатся за нитку от клубка. Ведущий напоминает, что держаться друг за друга нужно бережно, осторожно, чтобы не порвалась связующая нить. По ходу движения детям предлагается закрыть глаза, так как они попали в тоннель. Дети делают несколько шагов с закрытыми глазами, после этого ведущий говорит, что тоннель закончился и глаза можно открыть.
Упражнение выполняется под спокойную музыку, во время которой дети идут по залу.

6. Этюд по сценке из мультфильма

Цель: развитие человеческих качеств, привитие новых форм поведения.
После просмотра фрагмента мультфильма «Котенок по имени Гав. Середина сосиски» детям предлагается обсудить поступки героев.
· Как вы думаете, отличается поведение котенка и щенка от поведения ежика и медвежонка? Чем?
· Какое настроение было у героев до встречи? (Котенок был голоден, а кот и пес его не угостили ни рыбкой, ни косточкой, и только щенок предложил котенку съесть его сосиску вместе.)
· Как они делили сосиску? (Поровну.)
· Какое настроение у героев было до встречи и после? (Ответы детей, выбор соответствующих пиктограмм.)
После обсуждения ведущий предлагает детям разбиться на пары и проиграть сценку, при этом спрашивает у детей об их самочувствии:
· Какое настроение у тебя сейчас? Досталась ли тебе сосиска, или всю съел твой партнер?
Ведущий предлагает еще раз повторить этюд.

7. Упражнение «Переходы»

Цель: развитие внимания друг к другу, групповой сплоченности, совместной координации движений.
Дети встают друг за другом. Ведущий предлагает в следующую страну поехать «наоборот» — идти не лицом вперед, а спиной. Упражнение выполняется под спокойную музыку, во время которой дети идут по залу.

8. Игра «Загадки и отгадки»

Цель: формирование моральных представлений, воспитание новых форм поведения.
Ведущий говорит детям, что они попали в страну бога счастья — Хоттея. Он очень добрый, но и очень веселый, шалун и хитрец. Любит загадывать загадки. Сначала предлагает детям, чтобы они загадали друг другу загадки. Потом загадывает свою загадку:

Творожку я брат,
Сметанке — сват,
Маслу — племянник я,
А молоко — матушка моя.

(Сыр

При затруднении детей Хоттей предлагает подсказку, но для этого им нужно встать в круг и закрыть глаза, потому что отгадку можно только понюхать. После того как дети называют отгадку, ведущий спрашивает:
Что же нам делать с этим сыром? (Ответы детей: поделить, съесть и т.д.)
Вспомните, а может, у нас сегодня кто-то остался голодный? (Дети вспоминают о ежике и медвежонке и предлагают угостить их.)

9. Рефлексия

Ведущий с помощью пиктограмм предлагает детям вспомнить, как менялось их настроение на протяжении занятия, выбрать лицо, отражающее их состояние после занятия, и объяснить, почему каждый выбрал именно то, что выбрал.

10. Ритуал прощания

Все встают в круг и передают в ладошке соседу свое настроение и улыбаются самой доброй улыбкой. Педагог дарит детям сердечко и кладет его каждому в ладошку. Просит и детей подарить что-нибудь на память. Говорит детям:
Вроде у вас нет ничего с собой, но у вас есть теплота ваших сердец, которую можно почувствовать, дотронувшись до ваших ладошек.
Ведущий предлагает детям в память о встрече оставить на открытке свои ладошки, нарисованные краской любимого цвета. Дети окунают ладошки в гуашевую краску, налитую в заранее приготовленные тарелочки, и оставляют отпечаток своей ладошки на открытке.
Желательно для отработки чувств приготовить заранее лист ватмана или несколько листов, чтобы дети смогли оставить достаточное количество отпечатков своих ладошек для отработки переполняющих их чувств.

САМОАНАЛИЗ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ

Задачи прошедшего занятия

Обучающие:
· Учить детей понимать эмоциональное состояние героев сказок и свое собственное, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, движения.
· Учить испытывать радость от возможности поделиться с друзьями, помочь другу.
· Проработать в игре повседневные отношения, то, что с ними происходит в жизни.
· Учить эмоционально-чувственному восприятию, сотрудничеству.

Развивающие:
· Развивать личностно-смысловую сферу детей (отношение к действительности, переживание, взаимопомощь и взаимодействие).
· Развивать желание детей участвовать в совместных игровых действиях, навыки содружества педагога и детей.
· Развивать групповую сплоченность, координацию движений, навыки позитивного социального поведения.

Воспитательные:
· Воспитывать у детей доброжелательное отношение к персонажам, вызывать сочувствие к ним и желание помочь.
· Учить детей выражать свое отношение к другим людям разными способами.
· Дать возможность ребенку выразить свое настроение, используя пиктограммы.
· Укреплять чувство единства, умения действовать согласованно.

Данное занятие соответствует пятому занятию по программе «Радость общения». В нем рассматривается тема «Мое настроение».
Занятие имеет четкую структуру, состоит из нескольких взаимосвязанных частей.
Ритуал приветствия — позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.
Разминка — воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Разминка выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка проводится не только в начале занятия, но и в виде двигательных упражнений между этюдами. Упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы, одни — позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие — снять эмоциональное напряжение, прочувствовать групповую принадлежность.
Основное содержание занятия — совокупность этюдов, направленных на решение задач данного занятия. Приоритет отдается многофункциональным техникам (использование сценок из кукольного спектакля, фрагмента мультфильма, отгадывание загадок, проигрывание ситуаций, этюдов, групповой дискуссии и др.), направленным одновременно и на развитие познавательных процессов, и на формирование социальных навыков, и на динамическое развитие группы, воспитание содружества, сотворчества педагога и детей. Важную роль играет порядок предъявления упражнений и этюдов, их общее количество и взаимосвязь. Последовательность предъявления предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения располагаются от простого к сложному, этюды — напротив, от сложного к простому, соблюдается, таким образом, их закольцованность.
Рефлексия занятия — предполагает две оценки детьми занятия: эмоциональную (понравилось — не понравилось), и смысловую (почему это важно для каждого конкретно, зачем и чему мы учились, что запомнилось больше всего, вызвало эмоциональный отклик и почему).
Ритуал прощания — смысловое завершение занятия, внешнее отреагирование своего эмоционального состояния в кругу сверстников.
Как важный элемент психокоррекции эмоционального состояния по окончании занятия применяется нетрадиционное рисование (отпечатки ладошек детей их любимым цветом, которым хочется отпечатать ладошку сейчас на память педагогу).
Основные процедуры:
· элементы сказкотерапии с импровизацией;
· игры, этюды, проигрывание ситуаций с развитием навыков общения;
· игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения.
Основной целью третьей, завершающей части является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии (ритуал прощания, рисование отпечатков ладошек).
Занятие включает в себя также:
· упражнения на мышечную релаксацию, снижающие уровень возбуждения, напряжения;
· мимическую гимнастику, направленную на снятие общего напряжения, играющую большую роль в формировании выразительной речи детей;
· двигательные упражнения, включающие одновременное выполнение движений, жестов с различной мимикой.
Эти процедуры проводятся в различное время, в зависимости от ситуации.
Приветствие и прощание носят ритуальный характер.
Во время занятия дети стоят, сидят в кругу. Круг — это возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям детей, позволяет ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.
Специфика занятий с маленькими детьми предполагает массу неожиданностей, которые ведущему следует использовать как материал для совместной деятельности всех участников занятия. Накапливая определенные моменты проживания чувств, дети создают свои собственные образы эмоций.
Человек судит об эмоциональном состоянии другого по особым выразительным движениям, мимике, изменению голоса. Поза, жест, особенности движений во многом дополняют мимику и играют важную роль в передаче эмоционального состояния.
Кроме того, в ходе занятия дети опосредованно знакомились с навыками релаксации и саморегуляции, что создавало условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием.
Обсуждение и «проживание» ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость личности ребенка, что помогает ему легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия.
Поскольку эмоции заразительны, коллективное сопереживание усиливает их и позволяет получить более яркий опыт проживания эмоциональных ситуаций, осознания своих эмоциональных потребностей. Важно уже в дошкольном детстве получить уроки развития чувств и эмоций ребенка, способностей находить согласие с самим собой и другими, понимать и принимать других не в связи со своими представлениями, а такими, какие они есть.