Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2004


ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

КРЫЛЬЯ ЗА СПИНОЙ

Это наша школа!
Это наша школа!

Четвертый год в средней школе № 5 «Обыкновенное чудо» мы проводим тренинги для родителей. Необходимость такой работы продиктована жизнью. На нашем профессиональном пути встречаются родители с различными внутренними установками, например такими: «Пусть психолог делает с моим ребенком все, что хочет, но меня не надо трогать!»; «Я хочу помочь ребенку, но не знаю, как»; «И в кого он такой «неумеха» уродился?»; «Изменюсь сам — изменится и ребенок».
В связи с тем, что в нашей школе обучаются не только школьники, но есть и дошкольное звено, нами было организовано две группы: группа родителей детей дошкольного возраста и группа родителей детей младшего школьного возраста. В каждой группе — по 18 человек. Курс состоял из 10 занятий продолжительностью 2 часа. Занятия проводились 1 раз в неделю в вечернее время (с 18 до 20 часов). При необходимости во время занятий дети могли находиться в дежурной группе.
Скажем честно: начинать такую работу было сложно. Не все родители были готовы работать в интерактивном режиме, они стремились перевести занятия в более привычное русло: послушать выступление психологов, побеседовать с нами. В результате в дошкольной группе на десятом занятии было только 3 человека, в школьной группе осталась половина. «Выстоявшие» помогли нам, выразив желание продолжать учиться, поэтому в следующем учебном году для них была организована группа второй ступени, а для родителей, желающих начать обучение, две группы первой ступени.
Почему именно «ступени», а не 1-й и 2-й курс или этап? Для нас «ступеньки» — это символ родительского роста, это словно лесенка, приближающая родителей к ребенку.
В этом учебном году 20 пап и мам обучаются в группе 3-й ступени. Много душевных сил, времени затрачено на разработку этих занятий.
Хотим поделиться с вами, уважаемые коллеги, некоторыми, на наш взгляд, важными моментами.
На первом занятии родители внимательно рассматривают графический рисунок художницы нашей школы Галины Владимировны Кирилловой, пытаются взглянуть на мир глазами ребенка, и практически каждый родитель осознает, как важно повернуться лицом к своему ребенку. Мы считаем важным сказать при первой же встрече о том, что в кругу собрались счастливые люди, которые счастливы тем, что они — Родители и им суждено вести по жизни своих детей, помогать им взрослеть, а потом надо будет найти в себе силы, чтобы их отпустить.
Некоторые родители, пытаясь оградить своего ребенка от жизненных тягот, слишком много за него делают, чрезмерно опекают, почти все разрешают. Другие, напротив, жестко регламентируют его деятельность.
И в том, и в другом случае у ребенка не формируется важный социальный навык — «ощущение границ дозволенного». Именно родители должны помочь маленькому человеку построить свое «государство», определить его границы.
Вводить ограничения можно по-разному. Если криком и приказаниями, то у ребенка формируется сильная зависимость от взрослого в установлении любых границ. Родителям, которые хотят сформировать у ребенка внутреннее ощущение этических, моральных и других норм и границ, может помочь «Методика введения ограничений», в которой используется язык принятия. А как важно научить родителей пользоваться приемами пассивного и активного слушания! Тогда у них появляется гораздо больше возможностей «разговорить» своего ребенка, помочь ему раскрыться, обратиться к взрослому за помощью.
Наш опыт показывает, что большинство участников осваивают эти психологические техники при условии длительной практической отработки их в тренинговой группе.
Мы заметили, что родители-логики уже на первой ступени с радостью знакомятся с теорией трансактного анализа Эрика Берна. В то время как «правополушарные» воспринимают ее в штыки, но часто на второй ступени обучения кардинально меняют свое отношение.
Для некоторых родителей является открытием то, что детей нужно учить выражать свой гнев социально приемлемыми способами, а просто запрет наносит вред их психическому здоровью. Ранжирование родителями изученных тем показало, что тема «Способы выражения гнева» по значимости для них стоит на втором месте.
А самой актуальной для большинства оказалась тема «Как разрешить конфликт с ребенком так, чтобы не было проигравших?». Родители делились на занятиях своими открытиями: «Эти приемы можно эффективно использовать в общении не только с ребенком, но и с другими членами семьи, и на работе с коллегами».
Эпиграфом к системе тренинговой работы мы взяли русскую пословицу «Что посеешь, то и пожнешь». Важно отметить, что в ходе занятий родители часто обращаются к народной мудрости и имеют возможность делиться друг с другом своим родительским опытом.
На последнем занятии каждой ступени родители дают нам письменную обратную связь:
1. Ранжируют темы занятий по значимости и сложности усвоения.
2. Отвечают на следующие вопросы:
— Есть ли у вас открытия, которые вы для себя сделали на занятиях?
— Произошли ли изменения в ваших отношениях с ребенком? Если да, то какие?
— Что бы вы хотели добавить в программу, какие темы углубить?
Начиная со второй ступени, мы используем методику «Незаконченное предложение»: «Тренинг для меня — это...»; «Мой ребенок — ...»; «Когда мне говорят, что мой ребенок поступил плохо...»; «В общении с ребенком мне удается...»; «Я рад (рада), что...»
Все обратные связи родителей мы храним. При прочтении некоторых (например, таких: «Понял! За то, как складываются отношения у меня с моим ребенком, и за то, как он адаптируется к миру, до подросткового возраста отвечаю я!») у нас, у психологов, вырастают крылья за спиной — не ангела, а птицы — и хочется дальше идти по этому тернистому пути.

Галина КИСЛИЦЫНА,
Гузель САХАБУТДИНОВА,
Любовь МЕЛЬНИК,
г. Йошкар-Ола,
Республика Марий Эл