КРЫЛЬЯ ЗА СПИНОЙ
|
Это наша школа!
|
Четвертый год в
средней школе № 5 «Обыкновенное чудо» мы
проводим тренинги для родителей. Необходимость
такой работы продиктована жизнью. На нашем
профессиональном пути встречаются родители с
различными внутренними установками, например
такими: «Пусть психолог делает с моим ребенком
все, что хочет, но меня не надо трогать!»; «Я хочу
помочь ребенку, но не знаю, как»; «И в кого он
такой «неумеха» уродился?»; «Изменюсь сам —
изменится и ребенок».
В связи с тем, что в нашей школе обучаются не
только школьники, но есть и дошкольное звено,
нами было организовано две группы: группа
родителей детей дошкольного возраста и группа
родителей детей младшего школьного возраста. В
каждой группе — по 18 человек. Курс состоял из 10
занятий продолжительностью 2 часа. Занятия
проводились 1 раз в неделю в вечернее время (с 18 до
20 часов). При необходимости во время занятий дети
могли находиться в дежурной группе.
Скажем честно: начинать такую работу было сложно.
Не все родители были готовы работать в
интерактивном режиме, они стремились перевести
занятия в более привычное русло: послушать
выступление психологов, побеседовать с нами. В
результате в дошкольной группе на десятом
занятии было только 3 человека, в школьной группе
осталась половина. «Выстоявшие» помогли нам,
выразив желание продолжать учиться, поэтому в
следующем учебном году для них была организована
группа второй ступени, а для родителей, желающих
начать обучение, две группы первой ступени.
Почему именно «ступени», а не 1-й и 2-й курс или
этап? Для нас «ступеньки» — это символ
родительского роста, это словно лесенка,
приближающая родителей к ребенку.
В этом учебном году 20 пап и мам обучаются в группе
3-й ступени. Много душевных сил, времени затрачено
на разработку этих занятий.
Хотим поделиться с вами, уважаемые коллеги,
некоторыми, на наш взгляд, важными моментами.
На первом занятии родители внимательно
рассматривают графический рисунок художницы
нашей школы Галины Владимировны Кирилловой,
пытаются взглянуть на мир глазами ребенка, и
практически каждый родитель осознает, как важно повернуться
лицом к своему ребенку. Мы считаем важным
сказать при первой же встрече о том, что в кругу
собрались счастливые люди, которые
счастливы тем, что они — Родители и им суждено
вести по жизни своих детей, помогать им
взрослеть, а потом надо будет найти в себе силы,
чтобы их отпустить.
Некоторые родители, пытаясь оградить своего
ребенка от жизненных тягот, слишком много за него
делают, чрезмерно опекают, почти все разрешают.
Другие, напротив, жестко регламентируют его
деятельность.
И в том, и в другом случае у ребенка не
формируется важный социальный навык — «ощущение
границ дозволенного». Именно родители должны
помочь маленькому человеку построить свое
«государство», определить его границы.
Вводить ограничения можно по-разному. Если
криком и приказаниями, то у ребенка формируется
сильная зависимость от взрослого в установлении
любых границ. Родителям, которые хотят
сформировать у ребенка внутреннее ощущение
этических, моральных и других норм и границ,
может помочь «Методика введения ограничений», в
которой используется язык принятия. А как важно
научить родителей пользоваться приемами
пассивного и активного слушания! Тогда у них
появляется гораздо больше возможностей
«разговорить» своего ребенка, помочь ему
раскрыться, обратиться к взрослому за помощью.
Наш опыт показывает, что большинство участников
осваивают эти психологические техники при
условии длительной практической отработки их в
тренинговой группе.
Мы заметили, что родители-логики уже на первой
ступени с радостью знакомятся с теорией
трансактного анализа Эрика Берна. В то время как
«правополушарные» воспринимают ее в штыки, но
часто на второй ступени обучения кардинально
меняют свое отношение.
Для некоторых родителей является открытием то,
что детей нужно учить выражать свой гнев
социально приемлемыми способами, а просто запрет
наносит вред их психическому здоровью. Ранжирование
родителями изученных тем показало, что тема
«Способы выражения гнева» по значимости для них
стоит на втором месте.
А самой актуальной для большинства оказалась
тема «Как разрешить конфликт с ребенком так,
чтобы не было проигравших?». Родители делились на
занятиях своими открытиями: «Эти приемы можно
эффективно использовать в общении не только с
ребенком, но и с другими членами семьи, и на
работе с коллегами».
Эпиграфом к системе тренинговой работы мы взяли
русскую пословицу «Что посеешь, то и пожнешь».
Важно отметить, что в ходе занятий родители часто
обращаются к народной мудрости и имеют
возможность делиться друг с другом своим
родительским опытом.
На последнем занятии каждой ступени родители
дают нам письменную обратную связь:
1. Ранжируют темы занятий по значимости и
сложности усвоения.
2. Отвечают на следующие вопросы:
— Есть ли у вас открытия, которые вы для себя
сделали на занятиях?
— Произошли ли изменения в ваших отношениях с
ребенком? Если да, то какие?
— Что бы вы хотели добавить в программу, какие
темы углубить?
Начиная со второй ступени, мы используем
методику «Незаконченное предложение»: «Тренинг
для меня — это...»; «Мой ребенок — ...»; «Когда мне
говорят, что мой ребенок поступил плохо...»; «В
общении с ребенком мне удается...»; «Я рад (рада),
что...»
Все обратные связи родителей мы храним. При
прочтении некоторых (например, таких: «Понял! За
то, как складываются отношения у меня с моим
ребенком, и за то, как он адаптируется к миру, до
подросткового возраста отвечаю я!») у нас, у
психологов, вырастают крылья за спиной — не
ангела, а птицы — и хочется дальше идти по этому
тернистому пути.
Галина КИСЛИЦЫНА,
Гузель САХАБУТДИНОВА,
Любовь МЕЛЬНИК,
г. Йошкар-Ола,
Республика Марий Эл
|