Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №18/2004
Наверное, каждый из российских школьных психологов ощущал свое двойственное (как минимум) положение.
С одной стороны, имеется — чуть ли не явно сформулированная — миссия: помочь каждому ребенку стать автором собственной жизни.
С другой стороны, все работники образования, не исключая и школьных психологов, — «государевы люди», то есть служащие, получающие зарплату от государства. А раз оно платит, то пытается и музыку заказывать.
И есть у меня грустное ощущение, что сей госзаказ мало соответствует высокой миссии психолога, заявленной в первом пункте. Непохоже, чтобы сегодняшнее государство действительно нуждалась в гражданах — авторах собственной жизни. Наоборот, само государство притязает на это авторство, да еще с каждым днем все больше и больше. А конкурентов оно не любит ни в политике, ни в бизнесе, ни в криминале.
Нет, слова-то, конечно, приговариваются правильные, гуманистичные и современные, приправленные, когда нужно, кивками на Запад, а когда не нужно, то напротив — ссылками на собственную гордость и уникальный путь развития.
Но все неумолимей и явственней за завесой слов ощущается желание всех «построить». Недаром глагол этот буквально ворвался в наш повседневный лексикон, причем вовсе не в созидательном значении «сотворить, устроить, основать», а именно в фельдфебельском смысле «расставить по ранжиру, поставить в строй».
Иногда это желание получает отчетливое воплощение, как, например, в виде вертикали власти или возрождения военной подготовки в школе — вопреки, кстати, и закону, и здравому смыслу. Чаще, правда, стремление «всех построить» проявляется не столь категорично, а воплощается в модное нынче старание стандартизировать, унифицировать и придать единообразие.
Школа этому старанию подвергается в полной мере. И психолог — как специалист по неодинаковости — естественным образом оказывается не у дел.
Да, грустно. И меня, например, совсем не устраивает — ни как автора собственной жизни, ни как главного редактора вашего еженедельника. Но я не знаю рецепта борьбы. Я даже не знаю, существует ли он в природе, да и нужна ли эта борьба. Я не знаю, когда иссякнет терпение народное, и не факт, что иссякнет вообще, ибо отдать авторство своей жизни в чужие руки — позиция очень удобная и освобождающая от ответственности.
Я знаю только одно: маятник неизбежно качнется назад, как он уже менял направление своего движения на наших глазах от неволи к свободе и обратно. Осталось только в ожидании очередного поворота не «растерять» себя и не забыть о той самой миссии, с которой я начал свою сегодняшнюю колонку.
Мы постараемся?
Марк САРТАН