Наверное, каждый из российских
школьных психологов ощущал свое двойственное
(как минимум) положение.
С одной стороны, имеется — чуть ли не явно
сформулированная — миссия: помочь каждому
ребенку стать автором собственной жизни.
С другой стороны, все работники образования, не
исключая и школьных психологов, — «государевы
люди», то есть служащие, получающие зарплату от
государства. А раз оно платит, то пытается и
музыку заказывать.
И есть у меня грустное ощущение, что сей госзаказ
мало соответствует высокой миссии психолога,
заявленной в первом пункте. Непохоже, чтобы
сегодняшнее государство действительно
нуждалась в гражданах — авторах собственной
жизни. Наоборот, само государство притязает на
это авторство, да еще с каждым днем все больше и
больше. А конкурентов оно не любит ни в политике,
ни в бизнесе, ни в криминале.
Нет, слова-то, конечно, приговариваются
правильные, гуманистичные и современные,
приправленные, когда нужно, кивками на Запад, а
когда не нужно, то напротив — ссылками на
собственную гордость и уникальный путь развития.
Но все неумолимей и явственней за завесой слов
ощущается желание всех «построить». Недаром
глагол этот буквально ворвался в наш
повседневный лексикон, причем вовсе не в
созидательном значении «сотворить, устроить,
основать», а именно в фельдфебельском смысле
«расставить по ранжиру, поставить в строй».
Иногда это желание получает отчетливое
воплощение, как, например, в виде вертикали
власти или возрождения военной подготовки в
школе — вопреки, кстати, и закону, и здравому
смыслу. Чаще, правда, стремление «всех построить»
проявляется не столь категорично, а воплощается
в модное нынче старание стандартизировать,
унифицировать и придать единообразие.
Школа этому старанию подвергается в полной мере.
И психолог — как специалист по неодинаковости —
естественным образом оказывается не у дел.
Да, грустно. И меня, например, совсем не
устраивает — ни как автора собственной жизни, ни
как главного редактора вашего еженедельника. Но
я не знаю рецепта борьбы. Я даже не знаю,
существует ли он в природе, да и нужна ли эта
борьба. Я не знаю, когда иссякнет терпение
народное, и не факт, что иссякнет вообще, ибо
отдать авторство своей жизни в чужие руки —
позиция очень удобная и освобождающая от
ответственности.
Я знаю только одно: маятник неизбежно качнется
назад, как он уже менял направление своего
движения на наших глазах от неволи к свободе и
обратно. Осталось только в ожидании очередного
поворота не «растерять» себя и не забыть о той
самой миссии, с которой я начал свою сегодняшнюю
колонку.
Мы постараемся?Марк САРТАН
|
|
|