Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №18/2004


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

СКАЗОЧНЫЕ ОДЕЖДЫ

Психологическое занятие
для учащихся 9–11-х классов

 

 

Все будет прекрасно, потому что сказки,
в которые мы верим, еще живут на земле.

Вениамин Каверин. Два капитана

 

Цель занятия: развитие групповой сплоченности коллектива, анализ явного и скрытого содержания сказок и их роли в развитии человека, ознакомление с основами метода сказкотерапии.
Занятие, на мой взгляд, лучше разбить на 2 урока.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

РАЗМИНКА

Каждому предлагается выбрать любимого сказочного героя. Под его именем ученик будет участвовать в сегодняшней разминке. Имя можно написать на карточке с булавкой или специально приготовленном значке, можно пририсовать какие-нибудь атрибуты, характерные для выбранного героя.
Следующий шаг — учащиеся придумывают девиз своего персонажа, который отражает сказочные цели или подчеркивает особо важные черты.
По кругу все называют себя (своего героя), здороваются и декламируют девиз. Например: «Привет! Я — Колобок! Мой девиз: «С песней по жизни». После этого каждый в соответствии со своим девизом выбирает себе пару — ученика, девиз которого оказался наиболее близким или дополняющим твой собственный. Смысл объединения: в такой паре легче добиваться цели. В парах ученики рассказывают друг другу краткую биографию персонажа, затем придумывают общий девиз.
Каждая пара представляется по очереди, дети декламируют свой новый девиз. Теперь перед ними стоит задача — объединиться в четверки. Принцип объединения тот же. Ведущий может вмешаться в процесс, если число участников не делится на четыре, и помочь им объединиться в группы.
Группы расходятся и в течение 15 минут придумывают сказку, объединяющую всех героев, дающую каждому возможность проявить себя. Сказка должна иметь название, завязку, кульминацию и логическое завершение.
По окончании разминки — обсуждение, включающее анализ получившихся сказок и то, какие эмоции вызвала у учащихся игра.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Ведущий. Как вы думаете, в каком возрасте сказки особенно важны? Почему?
Проанализируйте ответы учащихся, подведите итоги.
Ведущий рассказывает учащимся о том, что в жизни человека сказки играют очень важную развивающую роль. Если попытаться проследить, как меняются смысловые оттенки сказок, предпочитаемых в том или ином возрасте, как это делают специалисты по психодраме, то условно можно выделить несколько этапов.

Этап 1. Сказки для самых маленьких. В них маленький слушатель (пока еще не читатель) постигает устройство окружающего мира от простого к более сложному — через сравнения и соотношения. Это такие сказки, как «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Курочка Ряба». Для таких сказок характерны многократные повторения — «дед бил-бил, не разбил, баба била-била, не разбила»; «Мышка — за кошку, кошка — за Жучку, Жучка — за внучку, внучка — за бабку, бабка — за дедку...».
Ведущий. О чем эти сказки, как вы думаете?
Большинство отвечающих, вероятно, будут говорить об очевидных вещах. Например: сказка «Репка» — о том, что работу легче выполнять сообща, а «Три медведя» — о том, что в лесу нужно быть внимательным, далеко не уходить. Очень хорошо, если кто-то подметит скрытые особенности. Например, что в сказке «Три медведя» четко расписано соотношение между размерами предметов и возрастом персонажей и что Машеньке подходит то, что соответствует ее возрасту, — Мишуткины принадлежности. Есть и в «Репке» второй смысл — это порядок персонажей «от велика до мала» (не мог же дед сразу позвать мышку).
Если никто из учащихся не заговорил об этом «втором смысле», его стоит подчеркнуть ведущему, объяснив, что ребенок может узнать из этих сказок, помимо той морали, что ясна с первого взгляда.

Статья опубликована при поддержке ЛОР Центра "Ай-Медикус". Осмотр и консультация, видеоотоскопия, видеориноскопия, диагностика слуха у взрослых и детей, слухопротезирование, лечение патологий ЛОР-органов. Высококвалифицированные специалисты, индивидуальный подход к каждому пациенту, доступные цены. Узнать подробнее о центре и предоставляемых услугах, цены, контакты и записаться на приём Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://ai-medicus.kz/services/konsultacziya-surdologa.html.

Этап 2. Ребенок встречается со сказками об отношениях с окружающими: о любви, дружбе, взаимовыручке, жестокости, эгоизме, коварстве и пр. Например, «Гуси-лебеди»: «Съешь моего наливного яблочка, тогда скажу, куда гуси-лебеди братца понесли». Одним словом, «за добро твое добром отплачу тебе потом». Или в сказке «Царевна Лягушка» — почему Иван Царевич выходит победителем из любых ситуаций? Потому, что к каждому встречному персонажу проникается сочувствием и заботой, обретая надежных друзей и помощников.
Ведущий. Вспомните еще сказки, которые можно отнести к этому этапу. Чему они учат?
Этап 3. Это приключенческие сказки, в которых читатель имеет возможность отождествить себя с героем, «примерить его одежду», обдумать его поступки. Ребенок в 10–14 лет, читая сказки, через призму воображения пытается определить свое место и свои ценности в реальной жизни. К этому периоду относятся такие сказки, как «Пеппи — Длинный чулок», «Тим Талер, или Проданный смех», «Приключения Электроника», «Гарри Поттер».
Следует подчеркнуть, что это очень важный этап. Порой он формирует мироощущение и жизненные позиции подростков. Для многих этот период не ограничивается подростковым возрастом, а продолжает влиять и на взрослую жизнь.
Для кого-то увлечение, скажем, Толкиеном переросло в образ жизни. Нам известно о существовании так называемых толкиенистов, которые шьют себе старинные плащи и кольчуги, придумывают сказочные имена, устраивают турниры. И, взрослея, создавая семьи, они предпочитают общение с себе подобными — любителями Толкиена.
Ведущий. Какие сказки этого периода вы можете назвать? Какая из них нравится вам больше всего?
Например, я лет в десять случайно прочла книгу писателя Владислава Крапивина. Она называлась «Трое с площади Карронад». И встретила там героев, с которыми, казалось, всегда мечтала подружиться. За месяц мною были проглочены все имеющиеся в школьной библиотеке издания Крапивина. Через три месяца я прочла все книги, имеющиеся в библиотеках, магазинах и книжных шкафах моих друзей и знакомых в маленьком дальневосточном поселке, где я тогда жила.
Теперь в моем книжном шкафу полное собрание сочинений любимого писателя терпеливо дожидается, когда подрастет моя дочь. А я могу честно и с большой признательностью сказать, что эти книги очень сильно повлияли на мою жизнь тогда, на выбор профессии, на мои педагогические взгляды и предпочтения. И сейчас в трудную минуту я снова и снова с радостью окунаюсь в мир дорогих сердцу героев.
Этап 4.Сказки для взрослых — фэнтези, приключения, детективы. Период веры в чудо сменяется реалистическим восприятием действительности. Одним встреча с такими сказками дает возможность отдохнуть от суровой реальности. Для других сказки как бы перестают существовать, на смену им приходит «Биржевой вестник». Третьи, верные своим детским идеалам, сами являются создателями «сказочной» реальности — конструируют сказочные миры. В первую очередь к таким людям относятся представители творческих профессий — писатели, художники, режиссеры, композиторы. Но профессия не является определяющей — воплощение сказочной мечты возможно в любой области, здесь важно лишь развитое воображение и смелость в достижении цели.
Этап 5. Читая сказки своим детям, взрослые знакомят малыша с системой человеческих ценностей и отношений, с правилами и нормами поведения в обществе.
Этап 6. На закате жизни человек читает (и сочиняет) сказки своим внукам и правнукам, задумываясь о прожитой жизни. Он ищет ответы на вопросы: «На какую сказку похожа моя жизнь? Чью роль я сыграл? Чем заканчивается моя сказка?»
Ведущий. Кстати, какими словами обычно заканчиваются сказки?
Возможные варианты ответов: «Они жили долго счастливо и умерли в один день», «Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок», «Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец», «И я там был, мед-пиво пил...».
Выслушав ответы, ведущий обобщает их и подводит итог: в самом тексте сказки зачастую содержится совет по применению сказочной мудрости в обычной жизни.
Итак, обсудив, какие бывают сказки и какую пользу они приносят, перейдем к следующему вопросу — сказкотерапии. На этом занятии мы не ставили перед собой задачу глубокого изучения сказкотерапии, мы провели только «обзорную экскурсию», дающую общее впечатление о том, что это такое и зачем нужно.
Ведущий. Как вы думаете, что такое сказкотерапия и зачем она нужна? Какие особые возможности дает это направление психотерапии?
Как психолог с помощью сказок работает с людьми?
(Может быть, кто-то знает ответ, а кто-то выскажет свои предположения — пусть даже самые фантастичные.)

Что дает сказкотерапия?

Ведущий объясняет учащимся, что посредством сказкотерапии можно работать с агрессией, неуверенностью в себе, застенчивостью, с проблемами стыда, вины, лжи, а также с различными психосоматическими заболеваниями. Кроме того, этот метод позволяет человеку актуализировать и обдумать свои проблемы и различные возможности их решения.
Чем же объясняются особые возможности сказкотерапии?
· Тем, что взаимодействие со сказкой позволяет задействовать скрытые ресурсы фантазии и воображения. Сказка — особая реальность, она позволяет изменить привычную точку зрения, уйти от шаблонов, увидеть нестандартные решения.
· Сказки очень эмоциональны и позволяют ребенку или взрослому (который привык держать себя в руках) выразить свои чувства, сопереживая герою, с которым у него происходит определенная идентификация. Ребенку, который отождествляет себя с положительным героем, сказкотерапия может также подсказать конкретное решение и напомнить о существующих моральных нормах и ценностях («что такое хорошо и что такое плохо»).
· И, наконец, самое таинственное, что дает силу сказкотерапии, — метафора, являющаяся главным средством психологического воздействия и ядром любой сказки. Именно глубина и точность метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе с детьми и взрослыми. Метафора, по мнению специалистов, обеспечивает связь между левым и правым полушарием мозга. И в то время как левое полушарие извлекает смысл из сюжета, правое может фантазировать, воображать, мечтать, творить. Таким образом, психотерапевтический эффект порой бывает достигнут не столько сознательно (допустим, сказка не понравилась), сколько на уровне подсознания.
Теперь поговорим о том, какие, собственно, сказки имеются в арсенале специалиста. Он может предложить для размышления правильные сказки — культурные, передающиеся из поколения в поколение, или авторские, подходящие к данному случаю. Часто используются сказки, сочиненные психологом как аллегория данной проблемы. А также психолог может дать возможность клиенту придумать собственную сказку.
Ведущий. Как вы думаете, какие особенности у каждого типа сказок?
Обсудите с учащимися их варианты и предложите свои.
Правильные сказки — предписывают определенный способ реагирования.
Сказки психотерапевта — дают возможность исподволь, опосредованно подчеркнуть проблему и наметить пути ее решения.
А вот при сочинении собственных сказок человек получает прекрасную возможность самостоятельно найти решение проблемы — задействовав свою фантазию, найти нестандартный путь, раскрыть свои внутренние ресурсы.
В заключение урока — обратная связь. Все участники отвечают по очереди на вопрос: «Что мне показалось наиболее интересным на сегодняшнем занятии?»
Ведущий может в качестве домашнего задания предложить ученикам написать свою сказку. Хотелось бы, чтобы это задание выполнялось добровольно, по собственному желанию учащихся.

ЧАСТЬ 2

ИГРАЕМ В СКАЗКУ (тренинг)

Цель тренинга: развитие умения прослеживать и анализировать цели своих поступков.
Ведущий предлагает группе выбрать любимую сказку. Затем каждый участник выбирает свой персонаж. (Ничего страшного, если будут две Золушки и три принца, самое главное — чтобы были представлены все действующие лица.) Каждый вживается в свой образ и пишет в тетради цель — ту, которой должен достичь его персонаж.
Каждый персонаж имеет право на 2 хода (их количество определяет ведущий, исходя из численности группы). «Ход» — это любой сказочный поступок, который не идет вразрез с характером персонажа и логикой данной сказки. Ход может быть совершен в любое время, в этой игре нет никакой очередности, кроме внутренней мотивации игроков. Ведущему рекомендуется выбрать для себя какой-нибудь нейтральный персонаж и делать ход, когда действие заходит в тупик или движется слишком спокойно.
Ведущий должен записывать каждый ход игроков и следить, чтобы их было не больше двух.

ПРИМЕР

Ведущий. Начали!
1-й игрок. Однажды Золушка поехала на бал...
2-й игрок. ...а принц решил подыскать себе невесту.

Игра продолжается до тех пор, пока каждый игрок не сделает свои 2 хода.
Затем следует обсуждение.

Вопросы для обсуждения (отвечают все по кругу):
1. Какую цель вы ставили и чего добились? Почему так получилось?
2. Теперь, зная развитие сюжета, хотели бы вы что-нибудь изменить? Почему?
3. Что отражает такая игра? Для чего она может быть нужна?
4. Какие эмоции вы испытывали во время игры? Во время обсуждения?

Ольга ШЕВНИНА
ЛИТЕРАТУРА

Лабиринты психологии. // Под ред. С.В. Трушковой. М.: Изд. отдел УНЦ ДО МГУ, 1996.
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. // Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Академия, 1998.
Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. М.: Класс, 1997.