Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №18/2004


ДАЙДЖЕСТ

Власова Л.С.
ЗАИКАНИЕ. ПСИХОКОРРЕКЦИЯ МЕТОДАМИ НЛП
Вестник психосоциальной и
коррекционно-реабилитационной работы,
№ 1, 2004

Заикание — нарушение экспрессивной речи, ритма и плавности с коммутативными расстройствами. Речь заикающегося сопровождается запинаниями, остановками, повторениями, введением в речь добавочных слов (эмболофразия), у них резко активизирована речь тела.
В основе патологии речи лежит эмоциональный стресс разной степени тяжести – от простого испуга до тяжелой степени эмоционального стресса, сопровождающегося возникновением психологической проблемы типа внутреннего конфликта убеждений (официальное название этого психологического нарушения — проблема множественной личности). В официальной медицине эта проблема носит название психопатия.
В ситуациях острых стрессов нормальная защитная реакция организма перерастает в патологическую, разрушительную, когда клетки корковых эмоциональных центров под действием сильного раздражителя впадают в защитное торможение, клетки подкорковых ядер работают хаотически. Нарушение количественного соотношения нейромедиаторов и гормонов сопровождается нарушением функций внутренних органов, обменных процессов и психики человека.
Физиологические и функциональные сдвиги разной степени при стрессовых ситуациях записываются в историю жизни человека «якорями» и триггерами и затем приступообразно повторяются всю жизнь. На частоту и силу острых стрессовых реакций оказывают воздействие социальные условия жизни человека (при благоприятных условиях эти нарушения частично нивелируются, но совсем никогда не исчезают, а при неблагоприятных условиях склонны к саморазвитию).
Пациент Игорь (13 лет) обратился с мамой к психотерапевту с заиканием сложной формы. Мальчик раздражительный, неуверенный.
Методом реимпринтинга решили стрессовые ситуации жизни подростка, затем выявились в процессе работы три ПМЛ (проблема множественной личности), две из них были связаны с асфиксией при родах, располагались в голове, третья конфликтующая часть связана с травматичностью реанимационных мероприятий по поводу асфиксии, располагалась загрудинно.
После решения трех внутренних конфликтов соответствующей методикой НЛП работали методикой 6-шагового рефрейминга, методикой работы с частями личности, изменили стереотип поведения мышц гортани и трахеи, решили проблему фобии методикой «якорей».
Сейчас ребенок спокойный, активный, общительный, заикание полностью исчезло.

Подготовила Эльвира ТАХТАРОВА