Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №18/2004


ДАЙДЖЕСТ

Пастух О.М., Парначева А.С., Рожицина А.В.
ОПЫТ ПСИХОДИАГНОСТИКИ  И ПСИХОКОРРЕКЦИИ
В СЫКТЫВКАРСКОМ ЦЕНТРЕ ВРЕМЕННОЙ ИЗОЛЯЦИИ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ
Вестник психосоциальной и
коррекционно-реабилитационной работы,
№ 1, 2004

В исследовании приняли участие 40 человек в возрасте от 10 до 15 лет, проживающие в городах и районах Республики Коми.
Для диагностики были использованы следующие методики: анкета «Изучение личности дезадаптированного подростка и его ближайшего окружения», американский тест-опросник коммуникативных умений для подростков и старшеклассников (перевод и адаптация Ю.З. Гильбуха); для исследования способностей подростков к целеполаганию мы использовали метод «Маршрут успеха»; для определения актуального социального психологического статуса подростка и диагностики потенциальных конфликтов применялась методика «Ценностные ориентации» Е.Б. Фанталовой.
С каждым ребенком проводилось 5–6 встреч, одна из которых отводилась на диагностику, а остальные — на тренинг социально-компетентного поведения. Каждая встреча длилась 1,5–2 часа с периодичностью 1–3 раза в неделю.
Наше исследование позволило составить целостный психологический портрет подростка-правонарушителя.
Традиционные для сегодняшней школы ценности — творчество, познание, активная деятельная жизнь — отсутствуют в сознании данной категории подростков как ценности. В личном опыте подростков, как правило, отсутствует переживание успеха, личного достижения, личной победы, завоеванной с помощью собственной активности. На первое место среди ценностей подростки ставят счастливую семейную жизнь, на второе — наличие хороших и верных друзей, на третье — свободу как независимость в поступках и действиях.
Ребята испытывают трудности в постановке целей планирования своего будущего; в большинстве случаев, ставя перед собой цели, они не берут на себя ответственность за достижение этих целей, не связывают свое будущее с сегодняшним днем.
Трудно таким подросткам и в общении. Ребята теряются в провокационных, задевающих, угрожающих ситуациях, выбирают либо подчинение, либо ответную агрессивность как стиль своего поведения. Неконструктивный тип поведения подростки демонстрируют и в ситуации отстаивания своих прав, и в ситуации, когда надо сказать «нет». Подростки уязвимы для критики или проявления неприятия, считают, что показывать другому, что тебе плохо, — это проявление слабости.
Высокая ценность хороших и верных друзей и неумение вступать в контакт со сверстником, обращаться с просьбой говорят о наличии внутреннего конфликта. Ведущие типы реагирования для подростков — агрессивный и зависимый.

Подготовила Эльвира ТАХТАРОВА