Пастух О.М., Парначева А.С., Рожицина А.В.
ОПЫТ ПСИХОДИАГНОСТИКИ И ПСИХОКОРРЕКЦИИ
В СЫКТЫВКАРСКОМ ЦЕНТРЕ ВРЕМЕННОЙ ИЗОЛЯЦИИ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ
Вестник психосоциальной и
коррекционно-реабилитационной работы,
№ 1, 2004
В исследовании приняли участие 40 человек в
возрасте от 10 до 15 лет, проживающие в городах и
районах Республики Коми.
Для диагностики были использованы следующие
методики: анкета «Изучение личности
дезадаптированного подростка и его ближайшего
окружения», американский тест-опросник
коммуникативных умений для подростков и
старшеклассников (перевод и адаптация Ю.З. Гильбуха);
для исследования способностей подростков к
целеполаганию мы использовали метод «Маршрут
успеха»; для определения актуального
социального психологического статуса подростка
и диагностики потенциальных конфликтов
применялась методика «Ценностные ориентации» Е.Б. Фанталовой.
С каждым ребенком проводилось 5–6 встреч, одна из
которых отводилась на диагностику, а остальные —
на тренинг социально-компетентного поведения.
Каждая встреча длилась 1,5–2 часа с
периодичностью 1–3 раза в неделю.
Наше исследование позволило составить целостный
психологический портрет подростка-правонарушителя.
Традиционные для сегодняшней школы ценности —
творчество, познание, активная деятельная жизнь
— отсутствуют в сознании данной категории
подростков как ценности. В личном опыте
подростков, как правило, отсутствует переживание
успеха, личного достижения, личной победы,
завоеванной с помощью собственной активности. На
первое место среди ценностей подростки ставят
счастливую семейную жизнь, на второе — наличие
хороших и верных друзей, на третье — свободу как
независимость в поступках и действиях.
Ребята испытывают трудности в постановке целей
планирования своего будущего; в большинстве
случаев, ставя перед собой цели, они не берут на
себя ответственность за достижение этих целей,
не связывают свое будущее с сегодняшним днем.
Трудно таким подросткам и в общении. Ребята
теряются в провокационных, задевающих,
угрожающих ситуациях, выбирают либо подчинение,
либо ответную агрессивность как стиль своего
поведения. Неконструктивный тип поведения
подростки демонстрируют и в ситуации
отстаивания своих прав, и в ситуации, когда надо
сказать «нет». Подростки уязвимы для критики или
проявления неприятия, считают, что показывать
другому, что тебе плохо, — это проявление
слабости.
Высокая ценность хороших и верных друзей и
неумение вступать в контакт со сверстником,
обращаться с просьбой говорят о наличии
внутреннего конфликта. Ведущие типы
реагирования для подростков — агрессивный и
зависимый.
Подготовила Эльвира ТАХТАРОВА
|