Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №18/2004


ЧИТАТЕЛЬ НА ПРИЕМЕ

ВАЖНА ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ

Наши читатели часто обращаются в газету «Школьный психолог» с просьбами о помощи или за консультацией по важным для них вопросам. Мы стараемся сделать все, что зависит от нас, чтобы помочь коллегам разобраться в непростых, а иногда даже драматических ситуациях.
Некоторые письма и ответы на них специалистов, компетентных в интересующих читателей областях, мы публикуем в рубрике «Читатель на приеме».

РЕДАКЦИЯ

 


Работаю педагогом-психологом в детском доме для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Всем работникам нашего образовательного учреждения, согласно письму Минобразования России от 12.01.93 г., повышены ставки заработной платы на 20%.
Пожалуйста, проясните, имею ли я право еще на одну компенсаторную доплату согласно Письму Министерства общего и профессионального образования РФ от 22 января 1998 г.
№ 20-58-07/20-04 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования».
P.S. Учитель-логопед, работающий в нашем детском доме, вторую компенсационную доплату получает (в размере 20%). Правильно ли это?

Е.И. Ганцева,
педагог-психолог

На этот волнующий многих вопрос отвечает главный специалист отдела практической психологии и охраны здоровья детей Министерства образования и науки РФ Т.Ю. Федотова

В упомянутом вами письме Минобразования России от 12.01.1993 г. № 10/32-Т, согласованном с Минтрудом России, ставки заработной платы (должностные оклады) специалистов повышаются на 15–20% в тех случаях, если они работают в специальных коррекционных образовательных учреждениях или в коррекционных группах, классах.
Конкретный перечень работников и размер повышения ставок заработной платы (должностных окладов) за работу в указанных образовательных учреждениях (группах, классах) в пределах от 15 до 20% определяется образовательным учреждением в зависимости от степени и продолжительности общения с детьми, имеющими отклонения в развитии.
К сожалению, из вашего вопроса не ясно, работаете ли вы в специальном коррекционном образовательном учреждении (или коррекционных группах, классах). Если да, то вторая компенсационная доплата вам полагается (как и логопеду).
Если нет, то согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» (ст. 32, п. 2, подпункт 11) «образовательному учреждению предоставлено право в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников данного учреждения самостоятельно определять размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования». Так что этот вопрос надо решать с руководителем детского дома, в котором вы работаете.


Изучив на страницах вашей газеты материалы, опубликованные М.М.Семаго и Н.Я.Семаго, а также некоторые книжные публикации, я решила провести углубленное диагностическое обследование детей. Материалы работы отразила в дипломном проекте с темой «Исследование особенностей развития детей старшего дошкольного возраста отклоняющегося развития». Я учусь на заочном отделении в филиале Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина.
В учебной части (Дудинское представительство ЛГУ) мне было сказано, что данная тема является дефектологической, а не психологической, и отказали мне в работе над ней, угрожая, что «защитить диплом не смогу» (т.е. студента «завалят»).
Руководитель моего диплома педагог-психолог С.А.Вершинина проходила курсы повышения квалификации в 2000 и 2001 гг. по проблеме «Современные методы диагностической и коррекционной работы с детьми» у М.М.Семаго.
Уважаемая редакция, ответьте, пожалуйста, относится ли выбранная тема дипломного проекта к психологии, или все-таки это дефектологическая тема?
В первом разделе диплома изложены теоретико-методологические подходы и современная психологическая терминология. Во втором разделе представлена психологическая типология отклоняющегося развития Н.Я. Семаго, М.М.Семаго, основанная на ставших уже классическими трудах В.В.Лебединского и В.В.Королева.
В третьем разделе описаны технологии, связанные с проведением углубленного диагностического обследования и составлением психологического заключения. А также цикл коррекционно-развивающих занятий.
Цель: изучение и выявление особенностей развития у детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся развитием, а также определение путей и средств коррекционно-развивающей работы с ребенком на основе выявленных особенностей развития (несформированностей или нарушений в когнитивной, моторной, эмоционально-личностной сферах и поведении в целом).

Н.Н. Воротняк,
студентка 6-го курса

Ответить на это письмо и проконсультировать нашу читательницу мы попросили нашего постоянного автора, известного специалиста в области специальной психологии, кандидата психологических наук, ведущего научного сотрудника лаборатории психологических проблем детей с ограниченными возможностями адаптации Московского городского психолого-педагогического университета М.М.Семаго.

Уважаемая Надежда Николаевна!
Прежде чем разъяснить специалистам вашей учебной части различия в дефектологическом и психологическом подходах, надо отметить, что вы недостаточно четко и адекватно формулируете тему вашей дипломной работы. Правильнее было бы определить ее как «Исследование особенностей отклоняющегося развития детей старшего дошкольного возраста».
При этом сразу же следует уточнить, какую именно категорию отклоняющегося развития вы имеете в виду, поскольку это обобщенный термин, охватывающий самые различные категории детей, нуждающихся в специализированной помощи психолога. Поэтому при проведении какого-либо исследования всегда необходимо конкретизировать — с какой категорией детей с отклоняющимся развитием вы работаете. Ведь от варианта отклонения в развитии зависят не только используемые диагностические технологии, но и, что значительно более важно, система всей коррекционно-развивающей деятельности психолога. Только когда вы определитесь, появится возможность более предметно объясняться с руководителями вашего филиала.
К сожалению, вы не указали, какой именно аспект специфики детей дошкольного возраста вы исследуете и, следовательно, в чем заключается особенность вашей коррекционно-развивающей работы. Именно это и может позволить провести четкие разграничения между дефектологическим и психологическим подходами. Ведь и дефектология (другими словами — коррекционная педагогика), и психология занимаются коррекционно-развивающей деятельностью.
Если же недовольство ваших руководителей касается того, что вы объектом своего исследования избрали категорию детей с определенным типом отклоняющегося развития, то необходимо сказать, что понятие «отклоняющееся развитие» сейчас является общепризнанным и рассматривается исключительно в рамках такой отрасли психологической науки, как специальная психология. То есть того раздела психологической (мы специально это подчеркиваем) науки, который ориентирован на психологическое изучение и психологическую специализированную помощь детям.
Это отмечено и ведущими специалистами таких научных учреждений, как Институт коррекционной педагогики РАО и Институт специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга (Санкт-Петербург), впрочем, как и специалистами Санкт-Петербургского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. Термин «отклоняющееся развитие» получил признание также в работах ведущих психологов: Е.Л.Гончаровой (зав. лабораторией Института коррекционной педагогики), Л.В.Кузнецовой (зав. кафедрой специальной психологии Московского педагогического университета), В.М.Сорокина (доцента кафедры специальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета). Специальной психологии как отдельной отрасли психологической науки посвящен целый номер журнала «Дефектология» (№ 1, 2004), где также рассматривается термин «отклоняющееся развитие» как принадлежащий исключительно психологии.
Так что, безотносительно лично к нам и к нашим представлениям, выбранная вами тема (с определенными уточнениями) вполне относится к области психологических наук и может быть использована в дипломном проекте.
В заключение разрешите дать вам несколько рекомендаций. Как видно из вашего письма, собственно исследованию посвящен третий раздел вашего диплома. Нам кажется несколько нелогичным и избыточным посвящать теоретическим и типологическим описаниям целых два раздела. Для этого достаточно и одного. Тем более что с предлагаемыми нами уточнениями по той категории детей, которых вы обследуете, описание всей типологии отклоняющегося развития кажется нелогичным. Лучше более тщательно прописать используемую вами технологию оценки и полученные результаты. А также расширить раздел, посвященный коррекционно-развивающей работе, указав те особенности и отличия, которые предлагаются вами для анализируемой категории детей.
Надеемся, что наши предложения окажутся вам полезными и вам удастся убедить ваше руководство.

Подготовила
Ольга РЕШЕТНИКОВА