ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА
Психологическая игра для учащихся 3-го класса
Цель игры: снизить тревожность детей в
связи с изменением школьной ситуации —
переходом в 5-й класс.
Время проведения: апрель, май.
Участники: учащиеся 3-го класса, учитель
3-го класса, будущий куратор данного класса в
средней школе, психологи.
Материалы: ножницы, краски, фломастеры,
клей, ватман, материал для коллажа (старые
журналы с картинками).
Место проведения: достаточно свободное
помещение для организации четырех площадок и
проведения игр.
ХОД ИГРЫ
1. Определение целей игры-путешествия
Дети входят в кабинет под музыку (можно
использовать песни Е. Крылатова) и рассаживаются
на стулья, расставленные в круг. Ведущий
приглашает детей к путешествию, проводит
стартовую игру.
Дети повторяют за ведущим с добавлением слова
«есть».
1. Приготовьтесь к полету (хлопок по колену).
2. Контакт (кисть собрана в кулак, большой палец
вверх).
3. Проверить сиденья (поерзали на стуле).
4.
Проверить педали (потопали).
5. Проверить крылья (подвигали согнутыми локтями).
6. Проверить локаторы (потерли уши).
7. Проверить бинокли (потерли глаза).
8. Проверить кислородные баллончики (потерли нос).
9. Проверить бортовой компас (потрогали голову).
10. Проверить наличие экипажа (руки на плечи друг
другу).
11. Приготовиться к запуску мотора (вращаем кисти).
12. На счет 1–5 — «у-у-у», 6–10 — вместе «ура», «ура!»
2. Создание экипажей
Ведущий.
Нам надо сформировать четыре экипажа. Сейчас вы
будете собирать из пазлов картинки. Те, из чьих
пазлов образуется общая картинка, составят
экипаж.
Каждый ребенок получает пазл, под музыку дети
стараются как можно быстрее сложить эмблему и
одновременно девиз экипажа (при сложении пазлов
получается картинка, на которой можно прочесть
девиз путешествия).
Таким образом класс разбивается на четыре
группы.
Каждый экипаж заявляет о своей готовности,
разложив на столе получившуюся эмблему и
проскандировав девиз.
Фигура |
Девиз |
Глобус |
Сотрудничество |
Школьный звонок |
Активность |
Книга |
Находчивость |
Цифра «5» |
Творчество |
3. Визуализация
Ведущий предлагает учащимся вспомнить старую
русскую традицию, когда перед любой дорогой
путешественники на минутку присаживаются. Как
поется в песне, «присядем, друзья, перед дальней
дорогой...». «Для чего, как вы думаете?» — звучит
вопрос ведущего.
Дети отвечают, что это необходимо для того, чтобы
проверить, не забыто ли что-нибудь, перебрать в
памяти все, что надо было взять с собой.
Ведущий предлагает детям «присесть на дорожку»
— устроиться поудобнее, закрыть глаза и под
тихую спокойную музыку попытаться представить
свое путешествие из начальной школы в среднюю.
Возможен такой текст (не более 3 мин).
Ведущий. Вспомните 1 сентября 2001 года,
когда вы в первый раз переступили порог школы.
Все вокруг вызывало у вас радостное удивление и
гордость за себя. Представьте себе классную
комнату, в которой вы проучились три года, вашу
учительницу, друзей, вспомните радостные и
печальные истории, связанные с вашими первыми
школьными годами.
Что придавало вам уверенность в себе, а что,
наоборот, вселяло страх и опасение? Что бы из
своего опыта, знаний вы взяли в 5-й класс, а с чем
хотите расстаться, что может помешать вам на этом
пути?
А теперь представьте себе, что вы уже
пятиклассники. С чем связаны ваши радостные
ожидания и опасения? Представьте себе кабинеты, в
которых придется учиться, учителей. Подумайте,
что изменится в вашей жизни, в жизни ваших друзей?
Что вы можете предпринять, чтобы эти изменения
сделали вас сильнее, дружнее, умнее?
А теперь откройте глаза и вернитесь в
сегодняшний день, в наш кабинет.
4. Работа в группах
Ведущий
предлагает экипажам за 30–40 минут составить
коллаж-рассказ о своем путешествии в 5-й класс. В
этом коллаже надо попытаться отразить то, о чем
думалось на старте:
Что помогало быть успешным в начальный школе и
что обязательно надо взять в 5-й класс?
Какие трудности возможны на пути в среднюю школу
и что помогло бы их преодолеть?
Одновременно ведется борт-журнал экипажа,
составляется текст отчета о путешествии. В
каждой группе-экипаже с ребятами работает
инструктор — взрослый. Работа может
сопровождаться музыкой (фонограммой детских
песен).
5. Отчет экипажей о путешествии
Каждая группа защищает свой коллаж «Дорога в 5-й
класс», описывает путешествие, сопровождая
рассказ собственными стихами, песнями. Отчет
проводится в форме пресс-конференции, на которой
каждый экипаж не только отчитывается, но и
выступает в роли журналистов, задавая вопросы
другим экипажам. Заканчивается отчет
выступлением инструкторов, которые оценивают
работу экипажей.
6. Индивидуальная рефлексия
Отодвигается импровизированный занавес, на
котором написано название игры. Детям
открываются два полотна: одно из ватмана, другое
из прозрачной пленки, на которой можно писать
фломастерами или маркерами. Детям предлагается
подойти и записать те свои качества, которые они
бы не хотели брать с собой в 5-й класс, которые
помешали бы в средней школе, — на прозрачной
пленке, а те качества, которые они бы непременно
взяли с собой или воспитали бы в себе, — на листе
ватмана. Задание выполняется каждым ребенком
индивидуально. Дети заполняют оба полотна
одновременно.
Когда работа закончена, ведущий зачитывает то,
что оказалось на пленке, — то, от чего дети готовы
отказаться, что, по их мнению, помешало бы быть
успешными в средней школе. После озвучивания
первого списка ведущий влажной тряпкой стирает
написанное, символизируя этим отказ от дурных
привычек, нежелательных личностных свойств.
Второй же список, на ватмане, наоборот, после
прочтения вслух коротко обсуждается и
впоследствии вместе с отчетом о путешествии
уносится ребятами с игры.
7. Заключительная игра
(любая подвижная игра на объединение)
Возможно использование известной русской
хороводной игры «Золотые ворота».
Будущий куратор и психолог, которые примут детей
в 5-м классе, образуют из рук ворота. Учитель
3-го класса проводит детей через эти ворота. Дети
идут, взявшись за руки. Все поют хором:
Золотые ворота
пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз —
не пропустим вас!
после этих слов ворота закрываются и игра
повторяется. Задача детей — как можно быстрее
проскочить в ворота.
В итоге все оказываются в общем хороводе вместе с
теми взрослыми, которые будут работать с детьми в
5-м классе. Общий хоровод символизирует дружбу и
готовность всех детей к переходу в
5-й класс.
На этом психологическая игра завершается.
Примечание: участие в
игре-путешествии учителей средней школы, которые
будут учить детей в 5-м классе, символизирует
преемственность в психолого-педагогическом
сопровождении детей и их безопасность, так как
рождает доверие и снимает напряжение от
неизвестности.
Наталья СОЛОВЬЕВА,
Ольга ЗУБКОВА,
Наталья ЛЕШУКОВА,
педагоги-психологи
экономико-математического
лицея № 29,
г. Ижевск
Публикация статьи произведена при поддержке компании «ВИТАСФЕРА», предлагающей оборудование для кислородного бара. С помощью кислородного оборудования можно насыщать напитки 30-40% кислорода, подобный кислородный коктейль является комплексно оздоравливающим организм напитком, способствует восстановлению метаболизма, укреплению иммунитета. Компактная и мобильная конструкция кислородного миксера позволяет открыть кислородный бар в любом месте с минимальными арендными платежами и сопутствующими расходами.
|