Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2004
В то время, когда я пишу эту колонку, судьба бывшего министерства образования РФ по-прежнему неясна. Насколько я понимаю в бюрократических формальностях, к концу мая его сотрудники должны либо быть уволены, либо получить предложение нового места работы.
Ну всех, положим, не уволят, некое государственное учреждение, «управляющее» российским образованием, будет создано, а значит, многие сотрудники бывшего министерства получат там работу. А вот какова будет структура нового учреждения и (добавим в скобках) какое место в ней займет психологическая служба, пока совершенно непонятно. Во всяком случае, в открытую ничего не обсуждается.
Странно это и даже как-то нехорошо. Время идет, а ничего не делается. Похоже, образование так и не стало для нынешней власти истинным приоритетом. А попросту говоря, не очень-то взволнована эта власть нашими проблемами.
Да и то сказать, невыигрышная это тема — школа. Вот курсом рубля демонстративно поиграть или в пику расширяющемуся НАТО какие-нибудь маневры запустить помасштабнее — другое дело. Тут тебе и толпы журналистов на аккредитации, и комментарии наперебой в утренней прессе, и дипломатично выраженная озабоченность госдепартамента в ответ, да еще и возможность окинуть страну мудрым мужественным взглядом с экрана и с первых полос.
А школа — так, мелочи.
Но что больше всего меня расстраивает в нынешней ситуации, так это полная пассивность (или покорность?) так называемой широкой общественности. Да и неширокой тоже. Когда обсуждаются — пока еще — проблемы образования, я слышу некий «суммарный» голос политиков, экономистов, даже ректорского корпуса. Они озвучивают пусть спорную, но свою позицию, аргументируют, что-то предлагают сделать, от чего-то отказываются... Словом, по мере сил пытаются вести общественный диалог.
А где голос директоров школ? Учителей? Психологов? Журналистов, посвятивших себя школьной тематике? Родителей, наконец? Их — то есть нас — что, все устраивает? Или мы заранее согласны? Или боимся начальства? Или потеряли веру быть услышанными? Или надеемся решать проблемы по мере их поступления — и по своим каналам? Или — а это, наверное, самое страшное — у нас нет своей позиции?
Вопросы можно ставить до бесконечности, но факт остается фактом. Школа сейчас практически лишена своего голоса. А потому (а может — потому что?) общественный интерес к ее проблемам, похоже, несколько увял.
Власть и так в последнее время не очень-то стеснялась в экспериментах над школой, а в нынешних обстоятельствах, боюсь, сможет сделать с ней вообще все, что захочет. Вот, например, милитаризация образования уже потихоньку началась. Так что непродуманный ЕГЭ еще может показаться впоследствии даже меньшим из зол!
Марк САРТАН