ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ?
Психологическое занятие для учащихся 9–11-х
классов
Мы сами выбираем наши имена,
случившееся — всегда лишь следствие...
Марина Цветаева — Райнеру Мария
Рильке
Цель занятия: знакомство, развитие
групповой сплоченности коллектива.
Условия проведения — группа из 10–20
человек.
Метод проведения — дискуссионный
(участники группы сидят в кругу вместе с ведущим);
на некоторые вопросы ведущего отвечают все
ученики, на некоторые — только «добровольцы». В
конце занятия каждый дает обратную связь.
Информация для ведущего. Это занятие
вполне можно проводить и в уже хорошо знакомой и
дружной группе. Имена — это часть истории не
только народа, но и семьи. В них отражаются
верования, традиции, быт и характер людей.
Соответственно, то, о чем будет идти речь на
данном занятии, касается не только имен, но и
семейных отношений, традиций, преданий и многого
из того, что касается истории семьи и генеалогии.
При подготовке к этому занятию ведущий должен
запастись материалами, касающимися значений
имен, на тот случай, если кто-то из учеников не
знает, как переводится его имя (см. в приложении
небольшой список имен и их значений), но если в
вашей группе или в классе встречаются редкие
имена, то лучше найти их значение заранее.
Также любопытно рассказать о возможной связи
имени и характера и привести несколько примеров
из литературы.
Авторский комментарий. Я не могу
сказать, что занятие по такой теме — дань
времени, когда принято искать свои дворянские
корни и кичиться новоприобретенными титулами.
Мой интерес к этому другого рода. Когда я
проводила занятие по данной теме, меня приятно
поразил тот факт, что очень многие из учеников,
несмотря на вечный конфликт «отцов и детей»,
рассказывают о своей семье и близких с гордостью
и любовью. Во время занятия уходит куда-то
пренебрежительное — «предки» и «шнурки», вместо
этого подросток вспоминает, что его семья — это
история, это ласковые детские прозвища, это
традиции собираться вместе на праздники, это
семейные легенды и предания. Иногда бывает очень
полезно вспомнить о тех связях, о той глубокой
привязанности к своей семье и близким, о которой
мы порой забываем в череде будней.
ХОД ЗАНЯТИЯ
РАЗМИНКА
Ведущий предлагает учащимся придумать себе
имена, подобные индейским. Причем имя,
естественно, должно отражать какую-то важную
черту характера или умение ученика. Например,
«Быстрая нога» или «Большой математик». Затем
учащимся предлагается сыграть в игру «Снежный
ком». Все участники встают в круг. Первый,
придумавший себе новое имя, называет его. Стоящий
от него справа называет имя соседа слева и свое
собственное. Следующий называет имя первого,
второго, затем свое, и так по очереди — до тех пор
пока последний не вспомнит всех участников и не
представится.
Эта разминка позволяет создать на уроке
непринужденную обстановку и в то же время
настроиться на разговор об именах и их значениях.
Впрочем, ведущий может заменить игру «Снежный
ком» на любую другую, по своему усмотрению.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Ведущий. Каждое имя что-то значит.
Большая часть человечества теперь уже
отказалось от удивительных первых имен «Острый
Глаз», «Утренняя Заря». Однако все наши имена
произошли от слов, имеющих свое значение.
Какие-то из них утратили непосредственную связь
с изначальным смыслом. Например, не прочитав в
справочнике, что Алексей — это «защитник», а Петр
— «камень», вы вряд ли об этом догадаетесь. Но
родители назвали вас именно так. А вот как именно
и почему, я прошу всех по очереди рассказать.
Учащиеся по кругу отвечают на заданный вопрос.
Ведущий может начать рассказывать о себе для
того, чтобы направить беседу в нужное русло.
Например: «Меня зовут Ольга. В переводе мое имя
означает «святая, светлая». Меня так назвали в
честь моей прабабушки Ольги Яковлевны, умершей
задолго до моего рождения, но оставившей о себе
самую светлую память».
Ведущий. Имя нам дают наши родители.
Кто-то долго колеблется, кто-то заранее знает, как
назовет своего ребенка. Мне хотелось бы, чтобы
сейчас вы вспомнили семейные предания и споры о
том, как вас будут звать. И ответили бы на два
вопроса.
1) Какие варианты, кроме вашего имени, перебирали
ваши родители? Как вас еще хотели назвать?
2) Нравится ли вам ваше имя? Как вы любите, чтобы
вас называли, а какое из производных вашего имени
вас раздражает, не нравится? Ведь любое имя может
звучать как просьба или приказ, как упрек или
одобрение, как пощечина или как ласка.
И снова будет лучше, если ведущий начнет рассказ
с себя.
Ведущий. Теперь я хочу немного
отвлечься от нашей основной темы и спросить у
вас, что такое поколение. Кто хочет дать
определение этому слову?
Ведущий выслушивает ответы «добровольцев»,
затем обобщает и уточняет их.
Слово поколение (иногда говорят — «колено»)
означает звено в цепи происхождения людей от
общих предков.
1. Поколение — в широком смысле — совокупность
людей, относящихся к определенному возрастному
интервалу.
2. Поколение — в узком смысле — совокупность
близких по возрасту индивидов, социальная и
идейно-политическая ориентация которых
формируется под влиянием определенного
исторического периода времени, имеющего свои
специфические характеристики.
Как вы думаете, что имеется в виду под
«определенным возрастным интервалом»?
Строго говоря, нельзя точно определить, сколько
это лет. Смена поколений происходит в
зависимости от целого ряда
социально-исторических обстоятельств.
Кстати, знаете ли вы, что после революции в России
было очень модно придумывать новые имена. Имена
детей отражали веяния нового времени. Например,
Баррикада, Трактор и Тракторина, Электрификация
или Домна. Кому-то «везло» больше — им
доставались имена более или менее звучные,
например Вилен (сокращение от Владимир Ильич
Ленин), а кому-то достались такие
имена-аббревиатуры, как Боркомин (БОРец
КОМмунистического ИНтернационала), Велиор
(ВЕЛИкий Организатор Революции), Кармий (Красная
АРМИя), Юната (Юная НАТуралистка), Лагшмивара
(ЛАГерь ШМИдта в АРктике), Ким (Коммунистический
Интернационал Молодежи). Или такие — Гертруда
(ГЕРой ТРУДА), Рената (РЕволюция, НАука, Труд),
Аврора (в честь крейсера «Аврора»), Искра (в честь
газеты «Искра»)1.
А с какими удивительными именами приходилось
встречаться вам?
Упражнение «Генеалогическое древо»
Ведущий. Но вернемся к разговору о
ваших семьях. Сейчас я даю вам пять минут на то,
чтобы составить генеалогическое древо вашей
семьи. Кто знает, что это такое?
Генеалогическое, или родословное, древо — это
представленное в символическом образе дерева
изображение родственных отношений.
Напишите фамилии и имена тех предков, которых вы
знаете. Если знаете только имя или только
фамилию, пишите то, что вам известно.
Для выполнения этого задания ведущий может
приготовить листочки с шаблонами
генеалогического древа или нарисовать его на
доске, так как, возможно, у некоторых учащихся
данное задание может вызвать затруднения.
Ведущий. Все выполнили задание? Теперь
посмотрите на свое древо и посчитайте,
пожалуйста, сколько уровней (колен) вам известно.
Кто считается родоначальником вашей семьи? Что
вам известно и что вы можете рассказать об этом
человеке?
Во время рассказов учащихся преподавателю
следует проследить, чтобы истории были краткими,
не более 3–7 минут.
Будет лучше, если ведущий сможет показать
учащимся пример и расскажет вкратце о ком-то из
своих предков.
Рассказ ведущего
Недавно
мне в руки попали мемуары моего деда. Я знала о
нем только, что он ушел из родительской семьи, был
беспризорником, затем работал на литейном
заводе, воевал в конармии Буденного и уже после
войны стал доктором наук, профессором
политэкономии. Дедушкины воспоминания, подобно
машине времени, перенесли меня в начало
двадцатого века: «Родился я в марте 1901 года в
небольшом городе Ж-ске тринадцатым по счету в
многолюдной рабочей семье.
Появление тринадцатого по тем временам не
вызывало ни большого удивления окружающих, ни
особых родительских восторгов и умиления.
Отец мой, каким я его помню, небольшого роста,
коренастый, с лицом, густо заросшим нечесаной
бородой и усами с проседью, на которой
просвечивал крупный нос и единственный
добродушный, всепроникающий глаз. (Левый глаз он
потерял в молодости — горячая металлическая
искра выжгла.) Несмотря на свой не совсем
привлекательный, чтобы не сказать суровый облик,
за что его иногда обзывали «циклопом», отец мой
был человеком общительным, жизнерадостным, не
лишенным склонности к остроумной шутке и даже
буйному веселью, что случалось с ним, правда, лишь
по большим праздникам.
По профессии он был портной по пошиву верхней
мужской одежды, однако большим специалистом в
этом деле, по-видимому, не был, работал
подмастерьем у многих хозяев и подолгу на одном
месте не задерживался. Когда не оказывалось у
него работы по специальности, а случалось это
довольно часто, — нанимался разнорабочим либо
ходил на погрузку на товарную станцию.
Один из немногих в своей среде относительно
грамотных людей, он по-своему интересовался
политикой, почитывал издававшуюся иногда для
народа газету «Копейку», нередко писал своим
неграмотным друзьям всякого рода прошения и
письма, был азартным оратором на сходках и
почитался в своем кругу весьма уважаемым
человеком.
Мать моя, на моей памяти уже немолодая,
неграмотная болезненная женщина, в меру слабых
своих сил еле управлялась с несложным нашим
хозяйством и детьми, прибегая к помощи старших
дочерей...»
Ведущий. Если вам интересно, покажите
дома листочки с генеалогическим древом
родственникам, может быть, они смогут помочь вам
и добавить к вашим записям еще какую-нибудь
информацию.
Игра «Хит-парад пословиц»
Ведущий раздает учащимся карточки. На них
предлагается написать, какие пословицы, по
мнению участников опроса, являются самыми
популярными в их семьях. (Можно дополнительно —
самыми любимыми). Затем ведущий собирает
карточки и подсчитывает, какая пословица
называлась чаще всего и является,
соответственно, «лидером хит-парада». В
завершение следует обсудить, почему лидером
стала именно эта.
Ведущий. Существуют ли в вашей семье
семейные предания или легенды, традиции,
соблюдающиеся на протяжении многих лет, которые
вы стараетесь не нарушать? Кто хочет рассказать о
них?
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Участникам предлагается по очереди выразить
свое мнение об услышанном на занятии, поделиться
впечатлениями.
Ведущий. В заключение мне хотелось бы
процитировать несколько строк из нового романа
Л.Улицкой «Искренне ваш Шурик»: «На семейную
легенду к середине двадцатого века пошла вдруг
повальная мода, имеющая множество разнообразных
причин, главной из которых, вероятно, было
подспудное желание заполнить образовавшуюся за
спиной пустоту.
Социологи, психологи и историки со временем
исследуют все побудительные причины, толкнувшие
одновременно множество людей на генеалогические
изыскания. Не всем удалось докопаться до
дворянских предков, однако и всяческие курьезы
вроде бабушки — первого врача Чувашии, менонита
из голландских немцев или, похлеще, экзекутора
при пыточной палате петровских времен тоже имели
свою семейно-историческую ценность...»
* * *
Возраст
ранней юности, как известно, характеризуется
поисками себя, своего места в жизни. В это время
для многих родительская семья болезненно
ощущается скорее противоборствующей, даже
враждебной силой, чем опорой. Может быть, такая
вот, казалось бы, «незлободневная» тема урока
повернет кого-то на несколько мгновений лицом к
своим близким, даст возможность почувствовать
силу родственных связей, тепло семейного очага и
ответственность за те ветви, которые раскинет
генеалогическое древо в будущем.
1 Из списка А. Сперанской — зав.
отделом лингвистики Института языкознания,
занимающегося учением о собственных именах.
Ольга ШЕВНИНА
|