«ГАРРИ ПОТТЕР»:
ПОПЫТКА НЕ ИСПУГАТЬСЯ
Андрей Кураев
М.: Андреевский флаг,
2004
Легко понять затруднение
товароведов в их попытках разместить эту книгу
на соответствующей полке. По рисунку на обложке
книгу легко отнести к узнаваемой «поттеровской»
серии, но это вовсе не отечественный парафраз
популярного сюжета. Написанная дьяконом, книга,
казалось бы, должна занять место среди
религиозной литературы, но она хотя и
демонстрирует исключительную богословскую
эрудицию автора, содержанием своим сугубо
светская.
При внимательным знакомстве поражает ее
психологическая глубина, но поскольку автор
осенен саном, а не ученой степенью, к
психологическим трудам книга формально не
относится. Но не будем формалистами! В аннотации
книга адресована «широкому кругу читателей,
прежде всего — школьным учителям и родителям».
Школьный психолог понимает, что книга,
аннотированная таким образом, скорее всего,
предназначается и ему, причем возможно — ему
даже в первую очередь. В данном случае это чистая
правда!
Дьякон Андрей Кураев — редкий образец
православного публициста, чуждого угрюмой
ортодоксии, здравомыслящего и интеллигентного.
Его книга проникнута подлинным человеколюбием, в
частности — любовью и уважением к детям,
основанными на тонком понимании детской души.
Наверное, эти черты и должны отличать любого
пастыря.
Увы, иной раз приходится сталкиваться с совсем
иным мировоззрением. Его демонстрируют весьма
многочисленные авторы, в том числе и психологи,
причисляющие себя к православному стану, которые
развернули в последние годы активную кампанию по
дискредитации всемирно популярной сказки о
мальчике-волшебнике. Громким хором звучат
негодующие голоса, указывающие на
безнравственность заморской сказки, ее
чужеродность российскому менталитету и самое
главное — ее дьявольскую порочность,
несовместимую с идеалами православной
духовности. Короче, на костер ее — вместе с «Майн
Кампф», «Венерой в мехах» и «Голубым салом»!
Автор новой книги убедительно, шаг за шагом
опровергает абсолютно все аргументы
псевдоблагочестивых охотников на ведьм. В самом
деле, если волшебную сказку считать пропагандой
бесовства, то детей вовсе надо оставить без
сказок. Допустить только русские, ибо они
кристально чисты и благородно назидательны? Да
ничего подобного — и в этом легко убедиться, если
вчитаться в них повнимательнее! А сказка —
неотъемлемый элемент культуры и важный
инструмент социализации. И подменить ее
катехизисом невозможно, вернее — недопустимо.
Если мы хотим воспитать по-настоящему высоко
духовных людей, делать это надо не внутри
частокола превратно понятых догматов, а с
трезвым учетом особенностей человеческой
природы и спокойным, здравым отношением к
реалиям бытия.
Вне зависимости от того, разделяете ли вы
религиозные убеждения автора, его разумные,
аргументированные суждения помогут каждому в
формировании духовной жизненной позиции,
честного и непредвзятого отношения к
противоречивым, спорным явлениям окружающей нас
действительности. А ведь это — важнейшие
критерии профессионализма психолога. И обрести
его, как выясняется, и дьякон может помочь.
Сергей СТЕПАНОВ
|