МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ
УЧАТСЯ ПО-РАЗНОМУ!
Майкл Гариен
М.: ООО «Издательство
Астрель»:
ООО «Издательство
АСТ», 2004
Книга с таким названием
обещает быть интересной и весьма полезной, если
автору удалось научно обосновать не вызывающий
сомнения факт.
С самого рождения мальчики и девочки находятся
хотя и в похожих, но все-таки отличающихся
условиях воспитания: взрослые покупают им разные
игрушки и предлагают разные игры. С поступлением
в школу ситуация меняется, и в подавляющем
большинстве случаев в ходе совместного обучения
различия, существующие между мальчиками и
девочками, либо вовсе не учитываются, либо
учитываются недостаточно.
Автор книги, опираясь на исследования
закономерностей работы мозга, а также
гормональных изменений, обращает внимание
читателей на то, что мальчики и девочки по-разному
воспринимают информацию и, соответственно, по-разному
реагируют на внешние воздействия. В связи с этим
актуальным, с точки зрения автора, является
создание оптимальных условий их обучения.
Необходимо отметить, что традиционно в
педагогической литературе речь идет лишь о
возрастных и индивидуальных особенностях
обучения, что позволяет отнести данную книгу к
разряду принципиально новых для отечественного
читателя.
По мнению автора, ошибочно ограничивать среду
обучения только школой, обучающая среда
существует в любом месте, где находится ребенок,
и таким образом все взрослые выступают учителями.
Поэтому в создании среды обучения принимают
участие родители, бабушки и дедушки, учителя и
даже политики. Эта идея автора, безусловно, не
оригинальна, но бесспорным достоинством книги
является то, что она не только декларируется, —
автором предпринята попытка ее реального
воплощения в жизнь. Причем на обложке отмечено:
книга написана самым популярным американским
школьным психологом, что повышает доверие к
содержащейся в ней информации, проверенной
практикой.
Чтобы оценить, насколько автору удалось
реализовать свои идеи, необходимо прочитать
книгу целиком. В ней действительно содержится
немало интересных и важных для правильной
организации воспитания и обучения фактов,
касающихся особенностей мальчиков и девочек.
Однако в основном речь идет именно об этих
особенностях, и не всегда понятно, как они
учитываются в создании среды обучения в школе.
Например, в средних и старших классах
рекомендуется использовать раздельное обучение,
но происходит ли это в реальности? Что касается
советов и рекомендаций, то нередко они ни для
кого не являются новыми.
Наивно рассчитывать на получение готовых
рекомендаций из одной книги, но обсуждение в
печати проблемы специфики обучения мальчиков и
девочек — факт сам по себе положительный. Кроме
того, это — повод всем имеющим отношение к
образованию задуматься о том, как они учитывают в
обучении детей объективно существующие различия.
А школьные психологи получили возможность
давать соответствующие советы с опорой не на
профессиональную интуицию, а на научные факты.
Марина СТЕПАНОВА
|