ПСИХОЛОГ НА
РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ
М.Ю. Чибисова,
Н.В. Пилипко
М.: Генезис, 2004
Мне кажется, что,
постоянно жалуясь на отсутствие методических
материалов, многие психологи делают это по
инерции. Сейчас на рынке книжной продукции есть
большое количество качественных
практико-ориентированных разработок, которые с
успехом может использовать даже самый неопытный
специалист.
Наглядным примером такого издания является
книга М.Ю.Чибисовой и Н.В.Пилипко. Имея ее в своем
арсенале, психолог может смело соглашаться
проводить встречи с родителями на любую тему.
Большой практический опыт авторов в сочетании с
глубокой научной и методической проработкой
этого направления деятельности делают их книгу,
с одной стороны, содержательной, а с другой —
четкой и лаконичной.
Приглашая читателей к совместной творческой
деятельности, Чибисова и Пилипко предлагают им
посмотреть на родительское собрание глазами
психолога. В результате воспринимаемое многими в
качестве «обязаловки» выступление перед
родителями превращается в интересное и
взаимообогащающее занятие.
Первая глава книги посвящена родительскому
собранию как особой форме групповой работы.
Авторы подробно анализируют цели и задачи этого
взаимодействия, особо останавливаясь на его
отличии от более привычных для психолога
методов: тренинга, практикума, лектория, круглого
стола и дискуссии.
Интересным и полезным видится анализ причин
прихода родителей на собрание, различные
варианты участия психолога в этом мероприятии и
принципы его проведения на основе
профессиональной позиции. Эти знания,
безусловно, помогут психологам (особенно
молодым), проведя рефлексию собственной
деятельности, наметить формы и способы
взаимодействия с педагогическим коллективом,
учениками и родителями.
Следующие разделы посвящены подробному
рассмотрению различных вариантов работы
психолога с коллективом родителей: тематические
встречи, анкетирование, использование
интерактивных методов. Для каждого из этих
вариантов подробно расписана
последовательность шагов, начиная с этапа
планирования и подготовки и заканчивая анализом
проблем и просчетов, возникающих в ходе
проведения собрания. Предлагаются также
различные приемы, которые могут быть
использованы при работе с родителями.
Надежду в сердца каждого специалиста должно
вселить знакомство с главой «Как справиться с
возможными трудностями». Здесь авторы обращают
внимание прежде всего на то, какие представления
и установки самих психологов могут затруднять их
взаимодействие с родителями. Это, как
справедливо считают М.Ю.Чибисова и Н.В.Пилипко,
практически всегда остается за рамками
методических разработок, несмотря на то что
оказывает влияние на оценку эффективности
своего труда.
Подробно рассмотрены и случаи коварного
поведения родителей во время собрания, а также
способы выхода из типичных проблемных ситуаций.
Два приложения к книге содержат уникальный
материал для любителей готовых разработок.
Авторы предлагают читателям воспользоваться не
только перечнем возможных тем родительских
собраний, но и текстами выступлений по некоторым
из них.
Ольга РЕШЕТНИКОВА
|