Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПСИХОЛОГ НА
РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ

М.Ю. Чибисова,
Н.В. Пилипко
М.: Генезис, 2004

Мне кажется, что, постоянно жалуясь на отсутствие методических материалов, многие психологи делают это по инерции. Сейчас на рынке книжной продукции есть большое количество качественных практико-ориентированных разработок, которые с успехом может использовать даже самый неопытный специалист.
Наглядным примером такого издания является книга М.Ю.Чибисовой и Н.В.Пилипко. Имея ее в своем арсенале, психолог может смело соглашаться проводить встречи с родителями на любую тему. Большой практический опыт авторов в сочетании с глубокой научной и методической проработкой этого направления деятельности делают их книгу, с одной стороны, содержательной, а с другой — четкой и лаконичной.
Приглашая читателей к совместной творческой деятельности, Чибисова и Пилипко предлагают им посмотреть на родительское собрание глазами психолога. В результате воспринимаемое многими в качестве «обязаловки» выступление перед родителями превращается в интересное и взаимообогащающее занятие.
Первая глава книги посвящена родительскому собранию как особой форме групповой работы. Авторы подробно анализируют цели и задачи этого взаимодействия, особо останавливаясь на его отличии от более привычных для психолога методов: тренинга, практикума, лектория, круглого стола и дискуссии.
Интересным и полезным видится анализ причин прихода родителей на собрание, различные варианты участия психолога в этом мероприятии и принципы его проведения на основе профессиональной позиции. Эти знания, безусловно, помогут психологам (особенно молодым), проведя рефлексию собственной деятельности, наметить формы и способы взаимодействия с педагогическим коллективом, учениками и родителями.
Следующие разделы посвящены подробному рассмотрению различных вариантов работы психолога с коллективом родителей: тематические встречи, анкетирование, использование интерактивных методов. Для каждого из этих вариантов подробно расписана последовательность шагов, начиная с этапа планирования и подготовки и заканчивая анализом проблем и просчетов, возникающих в ходе проведения собрания. Предлагаются также различные приемы, которые могут быть использованы при работе с родителями.
Надежду в сердца каждого специалиста должно вселить знакомство с главой «Как справиться с возможными трудностями». Здесь авторы обращают внимание прежде всего на то, какие представления и установки самих психологов могут затруднять их взаимодействие с родителями. Это, как справедливо считают М.Ю.Чибисова и Н.В.Пилипко, практически всегда остается за рамками методических разработок, несмотря на то что оказывает влияние на оценку эффективности своего труда.
Подробно рассмотрены и случаи коварного поведения родителей во время собрания, а также способы выхода из типичных проблемных ситуаций.
Два приложения к книге содержат уникальный материал для любителей готовых разработок. Авторы предлагают читателям воспользоваться не только перечнем возможных тем родительских собраний, но и текстами выступлений по некоторым из них.

Ольга РЕШЕТНИКОВА