Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ
ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В СОЦИУМЕ

Э. Аронсон, Т. Уилсон,
Р. Эйкерт
СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК,
2002

Это третье издание новейшего американского учебника по социальной психологии. По сравнению с относительно недавно изданной в нашей стране книгой Д. Майерса «Социальная психология» в учебнике Аронсона, Уилсона и Эйкерта большое значение придается применению социально-психологических знаний на практике. Каждая глава начинается с примера из реальной жизни, который в дальнейшем подробно разбирается. По мнению авторов, подобный метод поможет студентам «проверить гипотезу научно».
Надо заметить, что книга составлена очень «по-американски». Сначала подробно и обстоятельно описывается ее структура: как пользоваться, где и что искать, какие дополнения появились в третьем издании (один из разделов так и называется «Организация третьего издания»: покупатель должен знать, что новое издание — лучшее). Авторы обращают внимание читателей на полужирный шрифт ключевых терминов, призывают обязательно выполнять упражнения «Проверь себя!» и приглашают посетить свой сайт.
В предисловии научного редактора русского издания говорится, что авторы «отказались от сухого обобщения фактов и цифр, стараясь сделать так, чтобы книга доставляла читателю удовольствие». И это им удалось. Учебник написан, словно «Занимательная психология» К. Платонова: такой же легкий, увлекательный язык, интересные (хотя и несколько мутные) фотографии, авторские отступления. Поклоннику классического академического стиля подобный подход может показаться неуместным: еще бы, написано настолько понятно, что студенты, вместо того чтобы корпеть над книгой, будут читать ее взахлеб. А как же принадлежность к «посвященным»? А как же кастовость?
Очевидно, чтобы придать книге необходимую серьезность, издатели после каждого ключевого термина приводят в скобках его английское написание. В отдельных случаях новый термин вообще дается в английской транскрипции, например, «конструал (Construal) — способ, с помощью которого люди воспринимают, осмысливают и интерпретируют социальный мир». Естественно, что и термины в глоссарии представлены на двух языках: «автономия/связь (autonomy/connection)» или «дискриминация (discrimination)». Эта особенность невольно напомнила институтское пособие «Тексты на английском языке для студентов-психологов».
На самом деле «английский по-русски» не является недостатком учебника по социальной психологии. Каждая из 13 глав — от «Введения в социальную психологию» и «Методологии» до «Агрессии» и «Предрассудков», а также разделов, посвященных социальной психологии и здоровью, окружающей среде, закону, читаются на одном дыхании. Собственно, хороший учебник не обязательно должен быть скучным, и книга Э. Аронсона с соавторами подтверждает это.
По мнению научного редактора русского издания, книга «Психологические законы поведения человека в социуме» будет полезна для студентов, аспирантов, практических и научных работников. Хочется добавить — а также для всех, для кого социальная психология представляет не только профессиональный, но и личный интерес.

Вадим РОДИОНОВ