ПСИХОЛОГИЯ — НАШЕ ВСЁ?
Советское государство
получило от царизма
тяжелое наследие
в виде безграмотности
широких трудящихся масс.Начальная школа.
Настольная книга
учителя (1950) |
Фразы, подобные
приведенному эпиграфу, обычно провоцируют на
ответы вроде «Ударим автопробегом по бездорожью
и разгильдяйству!» или «Даешь стопроцентную
грамотность!» (компьютерную, валеологическую,
психологическую, иную, нужное подчеркнуть).
ИГРА НА РАЗДЕВАНИЕ
Вообще стремление к обновлению содержания
учебных программ представляется естественным и
закономерным. Наука не стоит на месте, а
политические процессы, как известно, могут
влиять не только на учебные дисциплины «история»
и «география», но и на все содержание образования.
Не так давно, всего лишь несколько лет назад,
победитель регионального конкурса «Учитель
года» на своих уроках обучал красноярских
школьников убивать людей ножом в ходе
придуманной им игры «Хочу в спецназ!».
Примерно в это же время педагоги из Татарстана
представили на всероссийский конкурс
профориентационную игру «Все профессии важны», в
которой одним из рекомендованных видов
деятельности был стриптиз, а сама игра (наверное,
для усиления воспитательного эффекта)
проводилась «на раздевание».
Активное «проталкивание» в школьное расписание
психологии вызывает смешанные чувства. С одной
стороны, хочется сказать самые лучшие (и при этом
— искренние) слова о современной школьной
психологии. Немногим больше десяти лет прошло с
тех пор, как официально в штатное расписание школ
была введена должность психолога, и вот уже
седьмой год издается единственный в мире
психологический еженедельник «Школьный
психолог» с тиражом 11 тысяч экземпляров.
А еще
ежегодно на прилавках появляются едва ли не
сотни наименований книг, посвященных школьной (не
вообще возрастной, а именно школьной!) психологии,
проходят городские, областные, всероссийские
семинары, конференции, съезды. Школьные
психологи защищают кандидатские и докторские
диссертации, становятся лауреатами
Государственной премии.
Главное, как представляется, состоит в том, что,
пройдя через многочисленные тернии (а как же без
них-то!), в течение последних двух-трех лет стала
вырисовываться общая концепция места психолога
в школе. Работы Марины Битяновой, Игоря Вачкова,
Натальи и Михаила Семаго, а также других
специалистов показывают, что подходы могут быть
разными, но основные направления (диагностика,
коррекция, консультирование, профилактика, в том
числе социальной дезадаптации) в целом едины.
КОМУ ЭТО НУЖНО?
С другой стороны, вспоминается фраза, что «от
добра добра не ищут». «Нельзя застаиваться на
одном месте!» — восклицают энтузиасты, и мы с
ними соглашаемся. «Даешь психологию как учебную
дисциплину!» — продолжают они, и вот тут хотелось
бы кое-что уточнить.
Собственно, уточнить хочется только одно — а для
чего (не будем вспоминать иные названия
произведений Маяковского!) так уж необходимо
вводить психологию как предмет в до пределов
загруженное учебное расписание?
После неоднократных бесед со сторонниками
введения нового учебного предмета оказалось
возможным выделить некоторые доводы. Возможно,
есть и другие, но мне их услышать не удалось.
Итак:
· ребенок должен знать о причинах
своего поведения;
· без знания психологии человек не
сможет в полной мере оценить произведения
искусства и культуры;
· нельзя осуществить самопознание,
саморегуляцию и самореализацию без знания
психологии;
· только знание психологии в начальной
школе поможет овладеть навыками чтения (вариант:
«психологию в начальной школе надо поставить в
расписание наравне с родным языком!»);
· психология уже была когда-то давно в
учебном плане, но ее незаслуженно отменили.
НА ПОЛНУЮ КАТУШКУ
Хочется сразу отметить, что дальнейшие
размышления являются исключительно моим личным
мнением.
Так вот, для того, чтобы способствовать развитию
у ребенка самопознания, совершенно не
обязательно вводить психологию как предмет. Как
показывает многолетний опыт, не меньшего (и даже
большего) эффекта можно достичь с помощью
адресных, ориентированных на индивидуальные
особенности учащихся, тренинговых занятий. По
крайней мере, тренинги «Навыки жизни» и другие,
им подобные, основанные на самопознании,
реализуются в школах десятков стран мира, и при
этом психологию в этих школах как предмет, как
правило, не изучают.
Далее, мне приходилось работать со спортсменами,
военными, а также специалистами других
экстремальных профессий. Большинство из них
блестяще, профессионально владели навыками
саморегуляции, однако никто из них для этой цели
не изучал психологию как предмет.
Тезис о необходимости знать причины
собственного поведения напоминает несчастную
сороконожку, которая не смогла сдвинуться с
места, как только попыталась представить себе
механизм работы собственных ног.
Хотелось бы также знать, изучали ли психологию
как науку Шишкин и Левитан, Лермонтов и Гоголь,
Зощенко и Стругацкие? И можно ли, кстати, говорить
об искренности любви к этим авторам со стороны
людей, которые психологию не изучали?
Довод о помощи психологии в овладении навыками
чтения представляется довольно любопытным, хотя
его сторонники допускают, на мой взгляд, одну
незначительную неточность. В целях успешного
обучения чтению в школьную программу следует
вводить не психологию, а логопедию, причем уже с
первого класса.
И уж если использовать работающих в школе
специалистов на полную катушку для
«всестороннего и гармоничного» развития
школьников, то школьный врач вполне мог бы вести
такой предмет, как «Основы педиатрии», директор
— «Менеджмент в образовании», а завуч —
«Составление школьного расписания без нарушений
санитарных правил и норм».
Вадим РОДИОНОВ,
доктор педагогических наук |