Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №20/2004


ДАЙДЖЕСТ

 

А.А. Зюзя, А.А. Ткаченко
Развитие индивидуальных познавательных стилей дошкольников.
Психология и школа, 2003, № 4

Нами было проведено исследование учащихся пятых классов с целью определения у них индивидуальных познавательных стилей.
В результате исследования подтвердилась ранее высказанная гипотеза о том, что познавательная деятельность пятиклассников неоднородна и может быть представлена в виде разных когнитивных стилей по критерию «дифференциальность–интегральность».
Так, по нашим наблюдениям, у 7% учащихся пятых классов сформирован интегративный когнитивный стиль, у 23% — дифференциальный и у 70% — смешанный когнитивный стиль.
Наличие когнитивного стиля влияет на эффективность познавательной и учебной деятельности пятиклассников. Поэтому в целях индивидуализации обучения школьников желательно строить работу следующим образом:
— для детей с интегративным когнитивным стилем целесообразно использование технологий, построенных на принципе восхождения от абстрактного к конкретному, изложение учебного материала эффективно осуществлять в более обобщенном и формализованном виде;
— для школьников с дифференциально-деятельностным когнитивным стилем процесс обучения должен быть связан с постоянной актуализацией собственной активности ребенка. Процесс обучения эффективно строить путем движения от элементов к системе через многократную отработку конкретных примеров и образцов к самостоятельному выведению общего;
— для школьников с дифференциально-эмоциональным когнитивным стилем обучение целесообразно строить от частного к общему, от конкретного к абстрактному, от фрагментов к целому посредством придания заданиям сюжетной формы с устойчивой эмоциональной насыщенностью.
Учебная деятельность эффективнее тогда, когда сформированные у учащихся стили соответствуют стратегиям обучения. Учителю необходимо учитывать когнитивные стили учащихся, строить работу с учетом этих стилей.

Подготовила Эльвира ТАХТАРОВА