А.А. Зюзя, А.А. Ткаченко
Развитие индивидуальных познавательных стилей
дошкольников.
Психология и школа, 2003, № 4
Нами было проведено
исследование учащихся пятых классов с целью
определения у них индивидуальных познавательных
стилей.
В результате исследования подтвердилась ранее
высказанная гипотеза о том, что познавательная
деятельность пятиклассников неоднородна и может
быть представлена в виде разных когнитивных
стилей по критерию
«дифференциальность–интегральность».
Так, по нашим наблюдениям, у 7% учащихся пятых
классов сформирован интегративный когнитивный
стиль, у 23% — дифференциальный и у 70% — смешанный
когнитивный стиль.
Наличие когнитивного стиля влияет на
эффективность познавательной и учебной
деятельности пятиклассников. Поэтому в целях
индивидуализации обучения школьников
желательно строить работу следующим образом:
— для детей с интегративным когнитивным
стилем целесообразно использование
технологий, построенных на принципе восхождения
от абстрактного к конкретному, изложение
учебного материала эффективно осуществлять в
более обобщенном и формализованном виде;
— для школьников с дифференциально-деятельностным
когнитивным стилем процесс обучения должен
быть связан с постоянной актуализацией
собственной активности ребенка. Процесс
обучения эффективно строить путем движения от
элементов к системе через многократную
отработку конкретных примеров и образцов к
самостоятельному выведению общего;
— для школьников с дифференциально-эмоциональным
когнитивным стилем обучение целесообразно
строить от частного к общему, от конкретного к
абстрактному, от фрагментов к целому посредством
придания заданиям сюжетной формы с устойчивой
эмоциональной насыщенностью.
Учебная деятельность эффективнее тогда, когда
сформированные у учащихся стили соответствуют
стратегиям обучения. Учителю необходимо
учитывать когнитивные стили учащихся, строить
работу с учетом этих стилей.
Подготовила Эльвира ТАХТАРОВА
|