Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №20/2004


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ДО СВИДАНЬЯ, ШКОЛА!

Конец учебы — радостно и грустно одновременно. С одной стороны — впереди вся жизнь и вчерашние ученики уже взрослые люди, хозяева своей судьбы.
С другой — меняется привычный уклад жизни, где молодой человек всех знал и хорошо ориентировался в требованиях. Завершение одиннадцатилетних трудов отмечается шумным праздником — выпускным вечером. Но не случайно, какой бы путь ни ждал, есть обычай «посидеть на дорожку». Такая минута, когда те, кто едут, и те, кто остаются, прекращают все дела и дают себе время собраться, подумать о том, что оставляют, о том, что ждет впереди. Вот и мы «посидим на дорожку», проведем наше последнее психологическое занятие.

 


п/п

Этап Инструкция Действия участников Задачи этапа
1 Вступление Быстро пролетели годы учебы, мы оставляем школу. Сейчас особый момент. Мы собрались вместе и можем поделиться своими чувствами, поддержать друг друга. Пожалуйста, каждый по кругу, одним-двумя словами опишите свое состояние. Какие чувства вы сейчас испытываете? Участники по кругу говорят о своих чувствах. Ведущий доброжелательно поддерживает их, практически не комментируя. Участники по кругу говорят о своих чувствах. Ведущий доброжелательно поддерживает их, практически не комментируя.
2 Выражение
своих чувств
по отношению
к школе
Во время учебы с нами бывало разное. Были сложные моменты, но вы справлялись, были успехи. Давайте вспомним, что помогало вам справиться в трудный момент, как вы решали проблему, какие ваши качества вам пригодились.
Вспомним свои удачи. Какие качества помогали вам тогда?

(Приготовить большой лист ватмана, на котором нарисовано дерево с яблоками.) Это дерево наших достижений. Плоды — это те качества, которые помогали вам справляться с трудностями, достигать успехов. Давайте надпишем их.

Это можно сделать в тройках-четверках и спросить в общем кругу, что удалось обсудить.

Можно делать в кругу. Ведущий побуждает всех высказываться. Рисунок дерева размещают в центре. Все подходят по очереди или одновременно и надписывают. Обсуждается в общем кругу. В ходе обсуждения ведущий подчеркивает, что все смогли справиться, нашли в себе нужные качества.

Это можно сделать в тройках-четверках и спросить в общем кругу, что удалось обсудить.

Можно делать в кругу. Ведущий побуждает всех высказываться. Рисунок дерева размещают в центре. Все подходят по очереди или одновременно и надписывают. Обсуждается в общем кругу. В ходе обсуждения ведущий подчеркивает, что все смогли справиться, нашли в себе нужные качества.

Осознание своих возможностей.
3 Фиксация ресурса Подводится итог предыдущего задания.
Что бы ни случалось, вы справлялись с трудностями. Воспоминания о школе, о своих достижениях помогут вам и дальше. Скажите, что из школьной жизни вы хотите взять с собой?
Все по очереди называют качества или вспоминают о том, что было. Ведущий, задавая тон воспоминаниям о достижениях, начинает первым: «Из нашей совместной жизни я возьму...» (должно проходить динамично). Хорошо, если можно что-то взять с собой буквально. Например, в центр ставится мешок с грецкими орехами. Каждый выпускник берет «орех мудрости» с собой, называя качество.Все по очереди называют качества или вспоминают о том, что было. Ведущий, задавая тон воспоминаниям о достижениях, начинает первым: «Из нашей совместной жизни я возьму...» (должно проходить динамично). Хорошо, если можно что-то взять с собой буквально. Например, в центр ставится мешок с грецкими орехами. Каждый выпускник берет «орех мудрости» с собой, называя качество. Построение ресурса.
4 Помощь
друзей
Во время «последнего звонка» вам собирали «узелки» в дорогу. Давайте и мы тоже соберем друг другу такие «узелки». Вот конверты для каждого из вас. Давайте напишем пожелания, записки, нарисуем картинки. В трудную минуту можно будет достать из конверта записку и почувствовать поддержку друзей. Можно писать и рисовать все, что хотите. Постарайтесь, чтобы в каждом конверте были записки, и помните, что это поддержка ваших товарищей. Заранее готовятся ручки, фломастеры, цветные карандаши, пастель и листки бумаги на 0,5 или 0,25 листа А4. Хорошо, если бумага разных цветов. Для ведущего тоже нужен конверт. Все расходятся и пишут. Процесс останавливается, когда ведущий видит, что многие прекратили писать записки, скучают. Построение ресурса, закрепление связей между выпускниками.
5 «Кричалка» или «Гром
аплодисментов»
(упражнения можно объединить — после высказывания желания и поддержки класса — гром аплодисментов)
Кричалка». В психологии есть понятие «самореализующееся пророчество». Суть его в том, что с человеком происходит то, чего он ожидает. Я предлагаю увеличить вероятность осуществления ваших желаний. Вы по очереди выходите в центр круга и говорите свое желание, а остальные хором повторяют его в утвердительной форме.

«Гром аплодисментов». Ставится стул в центр. Это пьедестал. Давайте искупаем того, кто будет стоять на пьедестале, в аплодисментах. Вы все видели, как хлопают известным артистам.
Я считаю, что вы все сейчас также заслуживаете аплодисментов. Кто из вас готов первым встать на пьедестал?

Хорошо, если ведущий начнет первый или попросит кого-нибудь выйти в круг и выкрикнуть или сказать свое желание в утвердительной форме. Например: «Я поступлю в МГИМО», и все громко хором повторяют: «Ты поступишь в МГИМО!»

Ведущий помогает, начинает рукоплескать. Хлопают до тех пор, пока стоящий на пьедестале не покажет, что достаточно.

Концентрация сил для достижения цели.

Создает атмосферу хорошего настроения, ощущения принятия группой.

6 Благодарность классу Ведущий зажигает свечу. Этот огонь символизирует тепло, объединяющее нас, то хорошее, что есть между нами. Сейчас я начну передавать по кругу свечу, и каждый из вас сможет сказать классу все те теплые слова, которые у него есть. Это тепло объединяло нас. Давайте еще раз почувствуем его, вспомним все, что мы сейчас услышали. Сейчас, если кто-то из вас хочет сказать что-то хорошее кому-нибудь конкретно, он может взять свечку, передать ее этому человеку и сказать свои слова. Свеча передается по кругу, каждый высказывается. В конце свеча ставится в центр. Какое-то время все просто смотрят на свечу. Если никто не начал, то ведущий может это сделать первым. Если у ведущего нет настроения, он может сказать «Хорошо, мы все сказали в кругу, остальные слова у нас в сердце».  
7 Выход.
Смена роли
Ведущий берет свечку. Мне грустно говорить об этом, но вы окончили школу, и у вас теперь новая роль: вы — выпускники, и я хочу, чтобы вы сказали о своей новой роли. Свечка передается по кругу, каждый говорит:
«Я больше не ученик, я, Сережа, — выпускник школы». Когда круг закончен, ведущий задувает свечку со словами: «Завершились школьные годы, впереди взрослая жизнь». Можно поставить ее на видное место: «Наш школьный огонь будет светить нам до конца праздника, и пусть он греет вас в пути. Мы всегда рады будем встречать вас в школе».
В этом случае хорошо раздать всем на память свечки.
Фиксация новой позиции.
Ирина ЛЕЙБМАН,
кандидат психологических наук, психолог школы «Логос»