ДО СВИДАНЬЯ, ШКОЛА!
Конец учебы — радостно и грустно одновременно.
С одной стороны — впереди вся жизнь и вчерашние
ученики уже взрослые люди, хозяева своей судьбы.
С другой — меняется привычный уклад жизни, где
молодой человек всех знал и хорошо
ориентировался в требованиях. Завершение
одиннадцатилетних трудов отмечается шумным
праздником — выпускным вечером. Но не случайно,
какой бы путь ни ждал, есть обычай «посидеть на
дорожку». Такая минута, когда те, кто едут, и те,
кто остаются, прекращают все дела и дают себе
время собраться, подумать о том, что оставляют, о
том, что ждет впереди. Вот и мы «посидим на
дорожку», проведем наше последнее
психологическое занятие.
№
п/п |
Этап |
Инструкция |
Действия
участников |
Задачи этапа |
1 |
Вступление |
Быстро
пролетели годы учебы, мы оставляем школу. Сейчас
особый момент. Мы собрались вместе и можем
поделиться своими чувствами, поддержать друг
друга. Пожалуйста, каждый по кругу, одним-двумя
словами опишите свое состояние. Какие чувства вы
сейчас испытываете? |
Участники по
кругу говорят о своих чувствах. Ведущий
доброжелательно поддерживает их, практически не
комментируя. |
Участники по
кругу говорят о своих чувствах. Ведущий
доброжелательно поддерживает их, практически не
комментируя. |
2 |
Выражение
своих чувств
по отношению
к школе |
Во время учебы с
нами бывало разное. Были сложные моменты, но вы
справлялись, были успехи. Давайте вспомним, что
помогало вам справиться в трудный момент, как вы
решали проблему, какие ваши качества вам
пригодились.
Вспомним свои удачи. Какие качества помогали вам
тогда? (Приготовить
большой лист ватмана, на котором нарисовано
дерево с яблоками.) Это дерево наших достижений.
Плоды — это те качества, которые помогали вам
справляться с трудностями, достигать успехов.
Давайте надпишем их. |
Это можно
сделать в тройках-четверках и спросить в общем
кругу, что удалось обсудить. Можно делать в кругу. Ведущий побуждает всех
высказываться. Рисунок дерева размещают в центре.
Все подходят по очереди или одновременно и
надписывают. Обсуждается в общем кругу. В ходе
обсуждения ведущий подчеркивает, что все смогли
справиться, нашли в себе нужные качества.
Это можно сделать в тройках-четверках
и спросить в общем кругу, что удалось обсудить.
Можно делать в кругу. Ведущий
побуждает всех высказываться. Рисунок дерева
размещают в центре. Все подходят по очереди или
одновременно и надписывают. Обсуждается в общем
кругу. В ходе обсуждения ведущий подчеркивает,
что все смогли справиться, нашли в себе нужные
качества. |
Осознание своих
возможностей. |
3 |
Фиксация
ресурса |
Подводится итог
предыдущего задания.
Что бы ни случалось, вы справлялись с трудностями.
Воспоминания о школе, о своих достижениях
помогут вам и дальше. Скажите, что из школьной
жизни вы хотите взять с собой? |
Все по очереди
называют качества или вспоминают о том, что было.
Ведущий, задавая тон воспоминаниям о достижениях,
начинает первым: «Из нашей совместной жизни я
возьму...» (должно проходить динамично). Хорошо,
если можно что-то взять с собой буквально.
Например, в центр ставится мешок с грецкими
орехами. Каждый выпускник берет «орех мудрости»
с собой, называя качество.Все по очереди называют
качества или вспоминают о том, что было. Ведущий,
задавая тон воспоминаниям о достижениях,
начинает первым: «Из нашей совместной жизни я
возьму...» (должно проходить динамично). Хорошо,
если можно что-то взять с собой буквально.
Например, в центр ставится мешок с грецкими
орехами. Каждый выпускник берет «орех мудрости»
с собой, называя качество. |
Построение
ресурса. |
4 |
Помощь
друзей |
Во время
«последнего звонка» вам собирали «узелки» в
дорогу. Давайте и мы тоже соберем друг другу
такие «узелки». Вот конверты для каждого из вас.
Давайте напишем пожелания, записки, нарисуем
картинки. В трудную минуту можно будет достать из
конверта записку и почувствовать поддержку
друзей. Можно писать и рисовать все, что хотите.
Постарайтесь, чтобы в каждом конверте были
записки, и помните, что это поддержка ваших
товарищей. |
Заранее
готовятся ручки, фломастеры, цветные карандаши,
пастель и листки бумаги на 0,5 или 0,25 листа А4.
Хорошо, если бумага разных цветов. Для ведущего
тоже нужен конверт. Все расходятся и пишут.
Процесс останавливается, когда ведущий видит,
что многие прекратили писать записки, скучают. |
Построение
ресурса, закрепление связей между выпускниками. |
5 |
«Кричалка» или
«Гром
аплодисментов»
(упражнения можно объединить — после
высказывания желания и поддержки класса — гром
аплодисментов) |
Кричалка». В
психологии есть понятие «самореализующееся
пророчество». Суть его в том, что с человеком
происходит то, чего он ожидает. Я предлагаю
увеличить вероятность осуществления ваших
желаний. Вы по очереди выходите в центр круга и
говорите свое желание, а остальные хором
повторяют его в утвердительной форме. «Гром аплодисментов». Ставится
стул в центр. Это пьедестал. Давайте искупаем
того, кто будет стоять на пьедестале, в
аплодисментах. Вы все видели, как хлопают
известным артистам.
Я считаю, что вы все сейчас также заслуживаете
аплодисментов. Кто из вас готов первым встать на
пьедестал? |
Хорошо, если
ведущий начнет первый или попросит кого-нибудь
выйти в круг и выкрикнуть или сказать свое
желание в утвердительной форме. Например: «Я
поступлю в МГИМО», и все громко хором повторяют:
«Ты поступишь в МГИМО!» Ведущий
помогает, начинает рукоплескать. Хлопают до тех
пор, пока стоящий на пьедестале не покажет, что
достаточно. |
Концентрация
сил для достижения цели. Создает
атмосферу хорошего настроения, ощущения
принятия группой. |
6 |
Благодарность
классу |
Ведущий
зажигает свечу. Этот огонь символизирует тепло,
объединяющее нас, то хорошее, что есть между нами.
Сейчас я начну передавать по кругу свечу, и
каждый из вас сможет сказать классу все те теплые
слова, которые у него есть. Это тепло объединяло
нас. Давайте еще раз почувствуем его, вспомним
все, что мы сейчас услышали. Сейчас, если кто-то из
вас хочет сказать что-то хорошее кому-нибудь
конкретно, он может взять свечку, передать ее
этому человеку и сказать свои слова. |
Свеча
передается по кругу, каждый высказывается. В
конце свеча ставится в центр. Какое-то время все
просто смотрят на свечу. Если никто не начал, то
ведущий может это сделать первым. Если у ведущего
нет настроения, он может сказать «Хорошо, мы все
сказали в кругу, остальные слова у нас в сердце». |
|
7 |
Выход.
Смена роли |
Ведущий берет
свечку. Мне грустно говорить об этом, но вы
окончили школу, и у вас теперь новая роль: вы —
выпускники, и я хочу, чтобы вы сказали о своей
новой роли. |
Свечка
передается по кругу, каждый говорит:
«Я больше не ученик, я, Сережа, — выпускник школы».
Когда круг закончен, ведущий задувает свечку со
словами: «Завершились школьные годы, впереди
взрослая жизнь». Можно поставить ее на видное
место: «Наш школьный огонь будет светить нам до
конца праздника, и пусть он греет вас в пути. Мы
всегда рады будем встречать вас в школе».
В этом случае хорошо раздать всем на память
свечки. |
Фиксация новой
позиции. |
Ирина ЛЕЙБМАН,
кандидат психологических наук, психолог школы
«Логос»
|