Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №20/2004


КОЛЛЕГИ

ЖИЗНЬ, КАК ПОЕЗД

Приветствие победителя предыдущего конкурса А.Ю. Монаховой было самым проникновенным

Приветствие победителя
предыдущего конкурса
А.Ю. Монаховой было
самым проникновенным

Мне довелось присутствовать на конкурсах «Психолог года» в разных городах России, и я пришла к выводу, что это мероприятие все больше становится не столько соревнованием между коллегами и смотром их мастерства, сколько своеобразной рекламной кампанией психологической службы в системе образования.
Именно так подошли к проведению III Ярославского областного конкурса «Психолог года» его устроители — Департамент образования администрации Ярославской области, областной научно-методический совет службы практической психологии и Ярославский областной центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения «Ресурс».
Его открытие, которое состоялось 23 апреля в Доме творчества детей и юношества Фрунзенского района, больше напоминало начало серьезной научной конференции. Приветствовать участников и гостей конкурса пришли заместитель директора Департамента образования О.Ю. Калугина и начальник управления образования мэрии А.Ф. Прямицин.
Письмо с поздравлениями в адрес ярославских коллег направили специалисты отдела практической психологии и охраны здоровья Министерства образования и науки РФ.
Напутствовали своих бывших питомцев и представители ярославских вузов. Профессор кафедры педагогической психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова Н.В. Клюева в своем выступлении отметила ценностную направленность работы психологов. Главная задача психолога в образовании, считает она, открыть детям возможности для их самоопределения и самоидентификации. О возрастающей роли психологов в системе образования говорили Л.Ю. Субботина (зам. декана факультета психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова) и Н.В. Нижегородцева (зав. кафедрой педагогической психологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского).
А директор Ярославского областного центра профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения «Ресурс» И.В. Кузнецова познакомила собравшихся с современным состоянием и задачами областной службы практической психологии.

НА ТЕРНИСТОМ ПУТИ

Е.И. Парамонова (педагог-психолог Мокеевской школы) образно представила свой жизненный путь как череду вагонов стремительного поезда

Е.И. Парамонова
(педагог-психолог Мокеевской школы)
образно представила свой жизненный путь
как череду вагонов стремительного поезда

Говоря о конкурсе, хочется отметить, что ярославцы разработали собственную схему проведения этого мероприятия. В отличие от традиционной для Москвы модели, когда публичная самопрезентация психологов завершает конкурс, здесь она его открывает.
На втором этапе происходит знакомство членов жюри с опытом работы и методическими разработками участников. Затем наступает этап, когда конкурсанты демонстрируют свое мастерство на открытых уроках. Завершается конкурс вторым массовым мероприятием, на котором в торжественной обстановке подводятся итоги конкурса.
Несмотря на то что самопрезентация была первым этапом, участники конкурса готовились к ней более чем основательно, прекрасно понимая, что от первого впечатления зависит очень многое. Многие стремились донести максимум информации о себе до членов конкурсной комиссии, используя средства как лево-, так и правополушарного воздействия.
В ряде выступлений это органически переплеталось, но некоторые конкурсанты выбрали наиболее простой путь и после эмоционально насыщенной (часто даже театрализованной) самопрезентации переходили к сухому отчету с перечислением показателей собственной деятельности. Выигрышнее смотрелись те, кто пошел по первому, более тернистому пути.
Стараясь представить свою работу в полном объеме (что вполне понятно), некоторые выступающие забыли известное утверждение о том, что именно краткость является сестрой таланта: вместо предусмотренных регламентом пятнадцати минут, их выступления длились более получаса.
Среди претендентов были педагоги-психологи из образовательных учреждений и психологических центров Ярославля и ряда городов области: Гаврилов-Ям, Углич, Ростов, Рыбинск — и даже поселка Мокеевский Ярославского района. В целом же, каждого из десяти конкурсантов отличало прекрасное владение собой на сцене, чувство юмора и несомненные творческие способности: хорошие вокальные данные, поэтические дар, способность к творческой импровизации.

ОДИН ДРУГОГО ЛУЧШЕ

Практически у каждого были свои яркие творческие находки. Но что-то, безусловно, запомнилось больше. Прежде всего, это потрясающая групповая работа с детьми, которую продемонстрировала психолог санаторно-лесной школы г. Ярославля Е.Ю. Мишурова.
Ее воспитанники показали целую сказочную инсценировку (с элементами психодрамы), в которой каждый ребенок смог раскрыть себя, демонстрируя при этом незаурядные актерские возможности. Глядя на их игру, невозможно было представить, что перед тобой дети, у которых в анамнезе серьезные неврологические и невротические расстройства.
Необычную метафору своего жизненного и профессионального пути придумала педагог-психолог Мокеевской средней школы Е.И. Парамонова. Она представила его в виде поезда, каждый из ярко и остроумно оформленных вагончиков которого представлял определенную сферу деятельности. Елена Игоревна показала, что она не только незаурядная личность, но и настоящий профессионал.
Иной, но не менее интересный подход выбрала И.Г. Ситкина (педагог-психолог областного центра детей и юношества г. Ярославля). Вместе с коллегами-психологами она разыграла целую детективную историю: расследовалась утрата перспективы ее карьерного роста. Были задействованы все классические атрибуты жанра: чемоданы с компроматом, свидетели «преступлений», видеоматериалы. Все это позволило решить главную задачу — представить деятельность конкурсантки как замечательного специалиста.

Наиболее яркими фрагментами конкурсной программы были выступления ребят, представляющих Дом творчества

Блестящая инсценировка учащихся санаторно-лесной школы г. Ярославля — лучшая иллюстрация работы ее психолога

Наиболее яркими фрагментами
конкурсной программы были
выступления ребят,
представляющих
Дом творчества
Блестящая инсценировка
учащихся санаторно-лесной школы
г. Ярославля — лучшая иллюстрация
работы ее психолога

Психолог из ярославского центра «Лад» С.В. Фатеева смогла раскрыть свой личный и профессиональный потенциал, удачно совместив слайдовую презентацию и демонстрацию возможностей групповой работы с подростками с использованием элементов «веревочного» тренинга.
Но больше всего мне понравилась реакция зала. Несмотря на то что среди зрителей было много детей, все внимательно слушали более чем серьезные выступления и следили за происходящим на сцене, стараясь по возможности поддержать каждого конкурсанта.
Когда я писала этот материал, окончательные итоги конкурса еще не были подведены, но я уверена, что все его участники будут и в дальнейшем радовать коллег творческим находками!

Ольга РЕШЕТНИКОВА
Ярославский областной центр
профессиональной ориентации молодежи
и психологической поддержки населения «Ресурс»
Тел.: (0852) 72-74-48