КАК ПОМОЧЬ
СЛАБО-УСПЕВАЮЩЕМУ
ШКОЛЬНИКУ
Н.П. Локалова
М.: Ось-89, 2003
Школьные психологи
наверняка знают о существовании образовательных
технологий, благодаря которым становится
возможным воплощение теоретических идей в
практику. Оказывается, существуют не только
педагогические, но и психологические технологии,
позволяющие психологу решать конкретные, в
частности диагностико-коррекционные, задачи.
В данной книге речь идет о трудностях,
испытываемых младшими школьниками при обучении
русскому языку, математике и чтению. Эта проблема
хорошо знакома психологам, работающим в
начальной школе, к которым приходят отчаявшиеся
учителя. После неудачных попыток и психологи, и
педагоги нередко готовы сознаться в собственном
бессилии. После прочтения этой книги у них
появится возможность справиться со школьными
трудностями, причем не только детскими, но и
собственными профессиональными.
Автор обращает внимание читателей на
неоднозначное соотношение между внешними
проявлениями трудностей в обучении и
вызывающими их причинами. В основе одной и той же
наблюдаемой проблемы могут лежать различные
психологические причины и наоборот:
несформированность одного психического
процесса, как правило, приводит к целому ряду
нарушений. Для примера можно обратиться к
вниманию. Известно, что родители и педагоги часто
жалуются на невнимательность детей, которая
может вызываться как недостаточностью
мыслительной деятельности, так и отсутствием
интереса к учению, а также другими причинами. В то
же время упомянутая недостаточность мышления
является причиной не только невнимательности, но
и неумения решать арифметические задачи.
Вызывает доверие такой психологический
подход к анализу школьных трудностей,
направленный на обнаружение их причин. Он
позволяет избежать многих ошибок,
сопровождающих традиционный педагогический
подход, заключающийся в основном в повторении
материала — одинаковый метод работы с разными
детьми, увы, обусловливает одинаковый
отрицательный педагогический результат.
Психологам и учителям начальной школы автор
предлагает специальные диагностические таблицы,
в которых выявленные трудности обучения
соотносятся с вызывающими их причинами.
Отдельный раздел книги посвящен описанию
психологических заданий, с помощью которых
выявляется конкретная причина тех или иных
трудностей обучения.
Таким образом, данная книга — одно из тех редких
практических пособий, которые помогают
психологу, во-первых, увидеть проблему и,
во-вторых, обоснованно подойти к ее решению.
Причем предлагаемые автором задания могут быть
использованы и при решении иных психологических
задач, например определения готовности ребенка к
поступлению в школу или к переходу в среднее
звено обучения.
Практическая ценность этого пособия сомнений не
вызывает. Кроме того, оно является образцом
культуры психологического мышления при решении
образовательных задач.
Марина СТЕПАНОВА
|