Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №20/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

КАК ПОМОЧЬ
СЛАБО-УСПЕВАЮЩЕМУ
ШКОЛЬНИКУ

Н.П. Локалова
М.: Ось-89, 2003

Школьные психологи наверняка знают о существовании образовательных технологий, благодаря которым становится возможным воплощение теоретических идей в практику. Оказывается, существуют не только педагогические, но и психологические технологии, позволяющие психологу решать конкретные, в частности диагностико-коррекционные, задачи.
В данной книге речь идет о трудностях, испытываемых младшими школьниками при обучении русскому языку, математике и чтению. Эта проблема хорошо знакома психологам, работающим в начальной школе, к которым приходят отчаявшиеся учителя. После неудачных попыток и психологи, и педагоги нередко готовы сознаться в собственном бессилии. После прочтения этой книги у них появится возможность справиться со школьными трудностями, причем не только детскими, но и собственными профессиональными.
Автор обращает внимание читателей на неоднозначное соотношение между внешними проявлениями трудностей в обучении и вызывающими их причинами. В основе одной и той же наблюдаемой проблемы могут лежать различные психологические причины и наоборот: несформированность одного психического процесса, как правило, приводит к целому ряду нарушений. Для примера можно обратиться к вниманию. Известно, что родители и педагоги часто жалуются на невнимательность детей, которая может вызываться как недостаточностью мыслительной деятельности, так и отсутствием интереса к учению, а также другими причинами. В то же время упомянутая недостаточность мышления является причиной не только невнимательности, но и неумения решать арифметические задачи.
Вызывает доверие такой психологический подход к анализу школьных трудностей, направленный на обнаружение их причин. Он позволяет избежать многих ошибок, сопровождающих традиционный педагогический подход, заключающийся в основном в повторении материала — одинаковый метод работы с разными детьми, увы, обусловливает одинаковый отрицательный педагогический результат.
Психологам и учителям начальной школы автор предлагает специальные диагностические таблицы, в которых выявленные трудности обучения соотносятся с вызывающими их причинами.
Отдельный раздел книги посвящен описанию психологических заданий, с помощью которых выявляется конкретная причина тех или иных трудностей обучения.
Таким образом, данная книга — одно из тех редких практических пособий, которые помогают психологу, во-первых, увидеть проблему и, во-вторых, обоснованно подойти к ее решению. Причем предлагаемые автором задания могут быть использованы и при решении иных психологических задач, например определения готовности ребенка к поступлению в школу или к переходу в среднее звено обучения.
Практическая ценность этого пособия сомнений не вызывает. Кроме того, оно является образцом культуры психологического мышления при решении образовательных задач.

Марина СТЕПАНОВА