Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
В ПСИХОЛОГИИ

Ф.Е. Василюк
М: МГППУ;
Смысл, 2003

Не пропустите эту книгу! Да, название для практического психолога пугающее. Слово «методологический» вызывает у многих из нас устойчивую неприязнь и невеселые ассоциации с тоскливо-бесконечной словесной вязью непонятных рассуждений и с ломотой в челюсти от непреодолимой зевоты. Однако обратите внимание на фамилию автора. Нечасто он балует нас своими произведениями. Книги Василюка появляются раз в двадцать лет (между нами говоря, я до сего момента читал только одну, вышедшую в 1984 году), что отнюдь не мешает этому человеку быть не просто одним из самых известных российских психологов, но одним из самых цитируемых! С тех пор как была опубликована «Психология переживания» (это и есть та самая книга 1984 года), почти ни одна научная монография по психологической проблеме не обходится без упоминания этой работы.
Потому появление новой книги Ф.Е. Василюка — значимое событие. В отличие от многих методологических книг, читать ее — одно удовольствие. Автор пишет так мало и публикуется так редко, может быть, именно потому, что работает над текстом чрезвычайно кропотливо, воплощая свои идеи в изысканную и изящную словесную форму. Приведу пример, почти наугад взяв фразу из текста книги: «Cвобода слова — это не внешнее позволение говорить, а способ экзистенциального дыхания, способность сметь говорить вопреки всем внешним и внутренним запретам и способность уметь говорить вопреки стихии косности».
Пульсирующая, живая, неординарная мысль автора, выраженная ярко, образно, метафорично, не отпускает, заставляет остановиться, задуматься, вступить с автором в заочный диалог и получить наслаждение от содержательного разговора с умным человеком. Это не означает, разумеется, что все авторские рассуждения являются бесспорными и что нужно немедленно становиться под знамена предлагаемой им методологии. Собственно, автор и не стремится к этому. Он предлагает свой взгляд и свою — глубоко продуманную и обоснованную — точку зрения, с которой можно соглашаться или спорить. Правда, для того чтобы спорить, надо суметь встать на ту же методологическую высоту, что не каждому по силам.
Практический психолог может, впрочем, усомниться в необходимости осваивать непростой методологический аппарат. Не буду доказывать важность осознавания основ собственной деятельности и значимость профессиональной рефлексии для любого психолога, — в конце концов, каждый имеет право не любить теоретические изыски. Замечу только, что и специалист, нацеленный лишь на освоение практических направлений, найдет для себя в этой книге много полезного. Ведь Ф.Е. Василюк — практикующий психотерапевт и основатель оригинального авторского подхода, названного «понимающей психотерапией». Важнейшие идеи этого подхода также представлены в книге.
Есть, к сожалению, и ложка дегтя: не совсем ясна цель включения в книгу главы, которая представляет собой курсовую работу автора, выполненную им в бытность студентом. Безусловно, можно восхититься уровнем его подготовки уже в то время (завидуйте, нынешние студенты!), но, на мой взгляд, именно этот кусок текста вызывает наибольшее число возражений.
В целом же книга, без сомнения, достойная, глубокая и нужная.

Игорь ВАЧКОВ