Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ
МЕНЕДЖМЕНТА

В.А. Трайнев
М.: ТЦ Сфера, 2003

В нынешний период повышенного спроса на психологическую литературу название книги В.А.Трайнева не может не привлечь внимания. Содержание аннотации расширяет круг потенциальных читателей, сообщая, что книга предназначена «для изучающих психологию управления, а также специалистов-менеджеров, социологов, практических работников».
По словам автора, он ставил перед собой цель ознакомить читателей со «всеми компонентами организационной культуры, составной частью которой являются психологические аспекты». Знакомство с этими компонентами условно разделяется на две неравные части: изложение теоретических аспектов заявленной проблемы занимает основной объем, остальное — попытка применить эту теорию к нашей жизни.
В первой части книги на основе теории и практики менеджмента рассмотрен комплекс вопросов, связанных с психологическим обеспечением управления деятельностью трудовых коллективов. Во второй части акцентируется внимание на менеджменте в условиях рыночной экономики, раскрывается роль психологических и социально-культурных факторов в сфере российского предпринимательства.
Ориентируясь на «изучающих», а не на «изучивших», автор приводит факты, которые не выглядят достаточно достоверными. Например, он пишет: «были проведены исследования», однако не указывает: где, как и когда. Подобные формулировки кажутся более уместными в газете, чем в учебном пособии. Возникает также вопрос о правомерности использования тех или иных психологических терминов. Например, под интеллектуальными качествами подразумеваются психологические особенности, эмпатия определяется как «личная аналогия», способы решения конфликтов подразделяются только на педагогические и административные. Выводы после каждой главы, несмотря на кажущуюся глубокомысленность, представляются весьма банальными: «Менеджмент — это сложное социально-психологическое явление», «социально-психологическая деятельность менеджера подчиняется определенным законам» и т.п.
Рекомендации, данные в книге, существенно отличаются от всего предыдущего текста и напоминают стиль американского учебника «Как стать успешным продавцом». Так, если в первой части книги встречаются такие термины (часто без адекватного разъяснения), как «нерациональная декомпозиция целей», «внешний локус контроля» и т.п., то вторая часть пестрит рекомендациями: «Если вы всегда улыбаетесь при встрече с человеком, то он не скажет вам плохого, даже если вы заслуживаете этого» или «Если этого не сделаете вы, это сделает другой продавец лучше вас».
В целом, содержание книги не отвечает названию и целям, так как психологические аспекты менеджмента представлены в ней достаточно расплывчато. Возможно, это связано с тем, что автор попытался в небольшом объеме «объять необъятное», рассмотрев и психологию управления, и конфликтологию, и социальную психологию.
Таким образом, книга представляет собой учебное пособие, подчас слишком сложное для практических менеджеров (проще говоря, продавцов) и слишком примитивное для людей, разбирающихся в психологии.

Елена ЛАНГУЕВА