Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ОРИЕНТАЦИИ

А.П. Чернявская
М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003

Cерьезное название у небольшой по объему книги производит двойственное впечатление: с одной стороны, велик соблазн узнать о профориентации с минимальными усилиями, а с другой — закрадывается сомнение: возможно ли это? Как оказалось, истина находится где-то посередине: добротное издание знакомит с одним из возможных подходов к профориентации старшеклассников.
Несмотря на то что оказание помощи в профессиональном самоопределении выступает одним из абсолютно необходимых направлений работы школьного психолога, соответствующих пособий и методических разработок по данной тематике явно недостаточно. Поэтому выход данной книги следует признать весьма своевременным.
Далеко не каждый взрослый человек может похвастаться, что он доволен своим профессиональным выбором и не хотел бы заняться чем-то другим. Современные молодые люди практически не ограничены в выборе будущей профессии, но при этом вынуждены считаться не только с собственными склонностями и способностями, но и с востребованностью понравившейся профессии. Они, безусловно, нуждаются в профессиональной психологической помощи.
По мнению автора пособия, работа со старшеклассниками должна быть направлена на повышение уровня их профессиональной зрелости, под которой понимается способность сделать самостоятельный профессиональный выбор с учетом собственных личностных качеств и знаний о существующих профессиях. На основе анализа литературы и проведенного эмпирического исследования автором выделены пять основных параметров профессиональной зрелости: автономность; информированность о мире профессий и умение соотнести информацию со своими особенностями; умение принимать решения; умение планировать свою профессиональную жизнь; эмоциональная включенность в ситуацию решения.
Автор на практике реализует свой подход и проводит занятия в форме группового консультирования. О том, как проводятся эти занятия и в какой последовательности, рассказывается на страницах книги. Цели такой программы по профессиональной ориентации — нахождение подростком своего образа «Я», приобретение умений, необходимых при выборе профессии и продвижении в процессе принятия решения о выборе.
Любая авторская программа имеет свои сильные и слабые стороны. Несомненным достоинством данной программы является установка на активизацию самостоятельного выбора. На примере профессиональной ориентации автор демонстрирует образцы формирования у подростков независимого поведения, активного отношения к собственной жизни, ответственности за самостоятельно совершенные шаги.
При этом следует иметь в виду, что одна брошюра не может стать единственным пособием для практических психологов, занятых профессиональным консультированием, однако ее позитивные стороны очевидны.
По прочтении книги возникает вопрос к ее издателям: если она издана в серии «Психология для всех», стало быть, принадлежит к разряду научно-популярных? Однако с этим трудно согласиться.

Марина СТЕПАНОВА