ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ОРИЕНТАЦИИ
А.П. Чернявская
М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003
Cерьезное название у
небольшой по объему книги производит
двойственное впечатление: с одной стороны, велик
соблазн узнать о профориентации с минимальными
усилиями, а с другой — закрадывается сомнение:
возможно ли это? Как оказалось, истина находится
где-то посередине: добротное издание знакомит с
одним из возможных подходов к профориентации
старшеклассников.
Несмотря на то что оказание помощи в
профессиональном самоопределении выступает
одним из абсолютно необходимых направлений
работы школьного психолога, соответствующих
пособий и методических разработок по данной
тематике явно недостаточно. Поэтому выход данной
книги следует признать весьма своевременным.
Далеко не каждый взрослый человек может
похвастаться, что он доволен своим
профессиональным выбором и не хотел бы заняться
чем-то другим. Современные молодые люди
практически не ограничены в выборе будущей
профессии, но при этом вынуждены считаться не
только с собственными склонностями и
способностями, но и с востребованностью
понравившейся профессии. Они, безусловно,
нуждаются в профессиональной психологической
помощи.
По мнению автора пособия, работа со
старшеклассниками должна быть направлена на
повышение уровня их профессиональной зрелости,
под которой понимается способность сделать
самостоятельный профессиональный выбор с учетом
собственных личностных качеств и знаний о
существующих профессиях. На основе анализа
литературы и проведенного эмпирического
исследования автором выделены пять основных
параметров профессиональной зрелости:
автономность; информированность о мире
профессий и умение соотнести информацию со
своими особенностями; умение принимать решения;
умение планировать свою профессиональную жизнь;
эмоциональная включенность в ситуацию решения.
Автор на практике реализует свой подход и
проводит занятия в форме группового
консультирования. О том, как проводятся эти
занятия и в какой последовательности,
рассказывается на страницах книги. Цели такой
программы по профессиональной ориентации —
нахождение подростком своего образа «Я»,
приобретение умений, необходимых при выборе
профессии и продвижении в процессе принятия
решения о выборе.
Любая авторская программа имеет свои сильные и
слабые стороны. Несомненным достоинством данной
программы является установка на активизацию
самостоятельного выбора. На примере
профессиональной ориентации автор
демонстрирует образцы формирования у подростков
независимого поведения, активного отношения к
собственной жизни, ответственности за
самостоятельно совершенные шаги.
При этом следует иметь в виду, что одна брошюра не
может стать единственным пособием для
практических психологов, занятых
профессиональным консультированием, однако ее
позитивные стороны очевидны.
По прочтении книги возникает вопрос к ее
издателям: если она издана в серии «Психология
для всех», стало быть, принадлежит к разряду
научно-популярных? Однако с этим трудно
согласиться.
Марина СТЕПАНОВА
|