В одну стародавнюю эпоху в нашей
стране в большой моде были разнообразные
аббревиатуры. Мода через некоторое время прошла,
а новые слова в языке задержались. Некоторые из
них до сих пор в добром здравии, как, например,
«прораб», который изначально был
«производителем работ». Другие жили долго и
счастливо, но умерли в один день, как «комсомол» и
«колхоз». А прочим недолгая жизнь была, видимо,
написана на роду.
К этим последним относится знакомое нам теперь
только по замечательной книжке «Республика
ШКИД» сокращение «шкраб», то бишь «школьный
работник». Словечко быстро приобрело
уничижительный оттенок, а затем и вовсе исчезло
из употребления. Синоним-обобщение оказался
невостребован в советской школе, где фактически
единственной профессией был педагог.
За последние десять-пятнадцать лет ситуация
изменилась. В той же школе на педагогическом (!)
совете рядом с учителями сидят психологи,
социальные педагоги, логопеды-дефектологи,
медики. И не просто сидят, а являются
полноправными участниками, а иной раз даже
инициаторами и экспертами профессионального
обсуждения школьных проблем.
Да что там школа! Даже сама психологическая
служба на глазах переросла собственное название
и теперь интегрирует в своей структуре
уникальных специалистов, которым в системе
образования больше места не нашлось.
Впрочем, наверное, я погорячился и выдал желаемое
за действительное. Пожалуй, точнее будет сказать
не «интегрирует», а «аккумулирует». По крайней
мере, пока. До истинной интеграции дело еще не
дошло, во всяком случае — в масштабах страны.
Да, преимущества комплексной работы
специалистов разного профиля очевидны. Но и
проблемы тоже. Поговорите, например, с любым
директором ППМС-центра, и он вам расскажет, каких
трудов стоит наладить грамотное взаимодействие
этих специалистов под одной крышей, как серьезно
организован первичный прием, как передаются и
обсуждаются результаты диагностики, как
согласуются методы коррекции, как напряженно
работают консилиумы.
Еще сложнее ситуация в школе, где все эти
трудности возникают на фоне учебного процесса,
непростого и стрессообразующего. Здесь во
взаимодействие специалистов включается учитель,
привыкший рассматривать все происходящее через
призму оценок и успеваемости и твердо знающий,
кто в школе главный. Не будем показывать
пальцами.
Мы не раз писали об этих проблемах. Но вопросы
остаются, и, кажется, пришла пора переходить к
ответам. Надеюсь, что в этом тематическом номере
вы сможете найти хотя бы некоторые из них.Марк САРТАН
|
|
|