Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2004

ВЕКТОР СОВМЕСТНЫХ УСИЛИЙ

Перефразируя Эббингауза, можно сказать, что школьная психология имеет длинную предысторию и очень короткую историю. Система психологической поддержки воспитания и обучения школьников именно как система появилась сравнительно недавно, причем нам свое отставание от «цивилизованного» мира не стоит слишком преувеличивать.
Так или иначе, школьный психолог — профессия молодая. И как всегда бывает с представителями молодой профессии, им приходится искать, осваивать и отстаивать свое собственное место в ряду других, традиционных профессий. При этом зачастую приходится сталкиваться с явным или неявным сопротивлением «ветеранов», которые привыкли к своему приоритетному положению и не готовы потесниться. Суть профессионального самоопределения школьного психолога в немалой мере в том и состоит, чтобы доказать «смежникам» свою роль не как конкурента, а как партнера в комплексном взаимодействии на широком поле заботы о подрастающем поколении. При этом психолог берет на себя те задачи, которые для смежников избыточны и фактически непосильны. То есть он не отбирает у них хлеб и не путается под ногами, а протягивает руку помощи, не претендуя на их приоритет в определенных направлениях.
Дабы решать эту задачу безболезненно и эффективно, необходимо четко размежевать делянки, не забывая при этом, что поле общее и ветры над ним дуют одни и те же.

В ПОИСКАХ ОПОРЫ

По традиции центральной фигурой образовательного процесса считается педагог, которому до прихода психолога реально приходилось исполнять многие его функции. То есть фактически школьный учитель долгие годы одновременно выступал и в роли психолога, исполняя ее более или менее успешно в меру своих способностей, душевных качеств и житейского опыта.
В обыденном представлении хорошим учителем, наверное, и считался тот, кто был и хорошим психологом, то есть умел интуитивно найти решения текущих психологических проблем. Специальная подготовка к этой роли практически не осуществлялась, соответствующий курс в рамках высшего педагогического образования вряд можно принимать всерьез. Появление психолога в школе отчасти и призвано было компенсировать этот пробел, то есть помочь хорошему учителю исполнять свою роль с осознанной опорой на психологические закономерности, а, мягко скажем, не очень хорошему — избавиться от помех в его деятельности, найти опору для более конструктивного педагогического взаимодействия.
Неразрывную связь психологии и педагогики наглядно демонстрируют труды выдающихся мыслителей, которых традиционно принято причислять к педагогам. Так, отнести К.Д. Ушинского к психологам было весьма непривычно. Тем не менее его классический труд «Человек как предмет воспитания» с полным основанием может быть назван первой отечественной работой по педагогической психологии. И те ученые, которые с момента возникновения научной психологии относятся к ее корифеям, большое внимание уделяли не только мироощущению и поведению человека, но и его становлению, то есть проблеме традиционно педагогической.

Статья опубликована при поддержке интернет-магазина "Matraskin". Матрасы Vegas, Kondor, Цветные сны, Барро, а также мебель для спальни (шкаф для одежды, комод, туалетный столик, тумба прикроватная, кровать, шкаф-купе и др. мебель). Посмотреть полный каталог, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://matraskin.by/.

Стэнли Холл, один из первых психологов Нового Света и основатель Американской психологической ассоциации, нашел себя именно в сфере образования, психолого-педагогическим проблемам посвящены основные его работы. А самое яркое и последовательное изложение концепции У.Джемса мы находим в его «Беседах с учителями о психологии», первоначально прочитанных в виде публичных лекций столетие назад. Автор первого американского учебника по психологии Дж. Дьюи традиционно считается одним из ведущих теоретиков школьного дела. Книга их современника, одного из лидеров психотехники Г. Мюнстерберга, по праву считается классикой как психологической, так и педагогической. И это перечисление можно продолжать бесконечно до наших дней.
Характерный пример недавнего прошлого — программная книга К. Роджерса «Свобода учиться». В нашей стране сегодня громко раздаются призывы опираться на его идеи в деле гуманизации образования. При этом нередко забывают, что нам нет необходимости заимствовать идеи американской гуманистической психологии, ибо их почти точный аналог был развит в нашей стране практически независимо — в рамках так называемой педагогики сотрудничества. Подчеркнем — педагогики, хотя каждого ее представителя вполне можно назвать и блестящим психологом.
А многотысячная когорта сторонников развивающего обучения, которые по городам и весям практически внедряют концепции Занкова, Репкина, Эльконина–Давыдова! При том, что сами эти концепции продолжают стимулировать широкую научную дискуссию, нельзя не признать их немалую роль в современном российском образовании. И упреки, раздающиеся в их адрес, по большей части спровоцированы поверхностным, односторонним, недостаточно психологичным их воплощением на практике.
Психолог в этом контексте предстает отнюдь не лишней фигурой, и если не ключевой, то совершенно необходимой. К счастью, все больше педагогов начинают это понимать.

НЕ РАЗМЕЖЕВАТЬСЯ, А ОБЪЕДИНИТЬСЯ

Философу В.В. Розанову принадлежит эпатажный афоризм: «Дух — это запах тела». Любые попытки апеллировать к духовности в отрыве от телесности оборачиваются абстрактным морализаторством, над которым иронично посмеиваются представители телесно-ориентированных профессий — биологи и медики. Для них очевидно: многие проблемы, которые принято считать психологическими, на самом деле проистекают из состояния организма. Умея по-своему решать эти проблемы, хорошие врачи испокон веков также невольно выступали и в роли психологов. Поэтому отчасти понятно их недоверие к попыткам профессиональных психологов подойти к решению тех же проблем без опоры на телесный субстрат.
Блестящим образцом органичного сочетания медицинского и психологического подходов к ребенку можно назвать концепцию Б. Спока, традиционно именуемого педиатром (не будем при этом забывать, что профессиональную подготовку он получил в области медицины, а также психоанализа). Отчего-то до сих пор никому из теоретиков не приходит в голову сопоставить концепцию Спока с основными постулатами гуманистической психологии, к которой он может быть отнесен с не меньшим основанием, чем ее признанные корифеи. При этом ему, правда, придется разделить и упреки, обычно адресуемые этому научному направлению. Впрочем, на ниве заботы о ребенке упреков не избежали даже самые яркие подвижники.
По большому счету, упреков заслуживает лишь избыточный крен — в телесность либо в духовность. В успешном взаимодействии с медиками психологу следует постоянно помнить о неразрывной связи этих аспектов человечности и о приоритете той или иной профессии в определенном направлении. Наверное, речь в данном случае следует вести не о размежевании, а о согласии насчет области взаимного пересечения профессиональных задач.

О КООПЕРАЦИИ

Особый раздел медицины, в котором психологи чувствуют себя достаточно уверенно, — психиатрия (применительно к детскому возрасту, соответственно, детская психиатрия) оформилась в самостоятельную отрасль недавно, практически одновременно с психологией. Важную роль в становлении детской психиатрии сыграл психоанализ, который сегодня многими не вполне оправданно отождествляется с психологией. Реальная же практическая ситуация сегодня такова, что психолог, особенно школьный, выступает, образно говоря, на передовой позиции, беря на себя массу пограничных отклонений и переадресуя следующей ступени, психиатрам, нерешаемые для него клинические проблемы. Впрочем, и в рамках психиатрической помощи психологам удается найти свое место.
Следует признать, что психиатры неоднозначно подходят к вопросу о сотрудничестве с психологами. Некоторые из них категорически возражают против привлечения психологов к проведению психотерапии. Другие же убеждены, что без кооперирования с психологами невозможно проводить психотерапию, и чем больший объем психотерапевтической работы будут брать на себя психологи, тем большую пользу это может принести, тем больше времени высвободится у врача для непосредственной узкомедицинской деятельности.
В самом деле, между психологией и психиатрией существуют большие различия (хотя прогрессивные представители обеих областей всегда ратовали за комплексный, совместный подход к человеку). Сказать, что психиатры занимаются больными, а психологи — здоровыми в психическом отношении людьми, значит упростить положение вещей. Просто у представителей этих наук разные инструменты исследования, разные его сферы. Психолог изучает психические процессы у любого человека, больного или здорового, врач же клинически анализирует состояние пациента и назначает лечение.
В последние годы многие психологи стали активно сотрудничать с психиатрами в проведении психотерапии, в изучении душевного состояния человека в процессе лечения и т.п. Иными словами, современная психология максимально приблизилась к практической деятельности медиков, одновременно продолжая заниматься своими специфическими проблемами.

НА ФУНДАМЕНТЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

В значительной мере это касается и такой области, как коррекционная педагогика, сочетающая в себе педагогический, медицинский и психологический подходы. Достаточно сказать, что основы отечественной коррекционной педагогики были заложены Л.С. Выготским, которого дефектологом можно назвать с не меньшим основанием, чем психологом. В наши дни, когда набирает силу небесспорная тенденция интегрированного обучения аномальных детей в массовых школах (иногда возникающая просто спонтанно, в силу отсутствия возможности или нежелания родителей поместить ребенка в специальное образовательное учреждение), на плечи школьных психологов ложится непростая задача — способствовать этому процессу и обеспечивать наиболее комфортное и продуктивное взаимодействие всех его участников.
Но они, разумеется, в силу своей профессиональной специфики, оказываются не способны подменить дефектолога, скажем — логопеда, зато во многом могут и должны ему помочь. Ведь не секрет, что многие речевые нарушения хотя бы отчасти имеют невротический характер или усугубляются невротическими наслоениями, с которыми логопеду одному просто не справиться. Да, наверное, и не надо одному.
По сути дела, каждый хороший специалист в этом широком поле — еще и непременно должен быть хорошим психологом. И ему будет несравнимо легче делать свое дело, если настоящий, профессиональный психолог подставит ему свое плечо. А тот, в свою очередь, сможет опереться на опыт и профессионализм смежников.

Сергей СТЕПАНОВ