ТОЧКИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ
Школьный психолог и
школьный медик довольно часто (по разным поводам)
упоминаются вместе. У школьного медика всегда и
обязательно есть кабинет (он проектируется
вместе с самим зданием), а у психолога — как
получится. У медика четкий, понятный, обозримый в
пространстве и времени функционал, у психолога
он тоже может быть, но только если он создаст его
сам.
Школьного медика опекает ведомственное
начальство, компетентно разбирающееся в
особенностях и проблемах его деятельности,
школьный психолог — «слуга двух господ». Если не
больше. Сравнение явно не в пользу положения
психолога.
С другой стороны, медика и психолога не только
сравнивают и противопоставляют, но и активно
объединяют в последнее время. Это следует, по
меньшей мере, из названий:
«Медико-психологическая служба школы» (бывают
такие), «Психолого-педагогический
медико-социальный центр» — официально принятое
именование одного из видов центров в
образовательной системе страны. И так далее.
Правда, на деле объединение чаще всего
получается формальное: в единую структуру
собраны психолог, социальный работник, школьная
медсестра, логопед, но занимается при этом каждый
своим делом. Хорошо еще, если их всех время от
времени собирает на консилиумы или
мини-педсоветы кто-то из руководства.
РАЗНАЯ БОЛЬ
Работать отдельно медику и психологу проще и
привычнее: образование у них разное, понятийный
аппарат тоже, профессиональный взгляд на ребенка
сильно отличается.
Если очень сильно утрировать, то можно сказать,
что человек с традиционным медицинским
образованием тяготеет к тому, что болезни и
недуги человека оттого, что он «съел что-нибудь
не то», а психолог — к тому, что «все от нервов». В
результате медик делает прививки и дает
таблеточки в гриппозную страду, а психолог
диагностирует загадочные, невидимые глазу
когнитивные процессы и проводит консультации по
не менее эфемерным для материалистического
глаза «личностным проблемам».
А между ними ходят живые дети, у которых душевное
и физическое слито в единое целое, именуемое «Я».
И это живое и целостное «Я» в отдельных случаях
гармонично и счастливо, а в иных — страдает, что
отзывается одной болью во внутренних органах и
иной болью — в душе.
Психолог и медик должны работать вместе. Сегодня
это понимает все большее число самих
специалистов и руководителей образовательных
учреждений. Одними из первых об этом по всей
стране заявили «Школы здоровья», за ними пошли
другие.
Но одно дело — заявить и понять, что объединение
необходимо, а другое — его реально осуществить,
подкрепить необходимыми управленческими мерами,
квалифицированными кадрами, методическим
оснащением. Медику и психологу нужно научиться
говорить на одном языке, а его еще нет, его нужно
создавать, переплетая обычный «человеческий»
язык с профессиональным.
Путь долгий, но на него необходимо вставать.
УСПЕХ — В СОТРУДНИЧЕСТВЕ
Прежде
всего, на этом новом пути медику и психологу
нужно окончательно определиться, извините, со
своей ориентацией. Профессиональной, разумеется.
Оба они — специалисты образования. Медик
образования и психолог образования. Это значит,
что их профессиональная деятельность направлена
на обеспечение различных аспектов
жизнедеятельности и развития ребенка в рамках
образовательного процесса. Конечно, медик
заботится о жизни ребенка вообще (не только в
стенах школы), психолог — о душевном
благополучии ребенка вообще, но помимо этого они
медицински и психологически обслуживают жизнь
ребенка в образовании.
Статья опубликована при поддержке интернет-магазина мебели "Mebelka". Диваны и тахты от компании ЗАО "Пинскдрев", кровати двуспальные, ортопедические основания, основания с подъёмным механизмом, а также ортопедические матрасы. Бесплатная доставка по Минску. Посмотреть полный каталог товаров, цены, контакты и сделать заказ Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://mebelka.by/.
Скажем, медик следит за соблюдением требований к
рабочему месту ребенка — освещение, высота стула
и стола и т.д. Психолог помогает педагогу создать
оптимальные условия обучения для детей с
различными индивидуальными особенностями
психической деятельности. Кроме того, существуют
образовательные проблемы, которые успешно могут
решаться только в сотрудничестве этих
специалистов. О чем же конкретно идет речь?
Первая точка пересечения — работа с хронически
больными детьми, обучающимися в школе. Мы все
знаем, что их сейчас много, очень много. Любая
хроническая болезнь влияет на психологические
особенности человека. Речь не обязательно идет о
каких-то существенных деформациях или
искажениях, но об особенностях. В данном случае
неважно, болезнь ли развилась, потому что у
ребенка есть те или иные особенности, произошло
ли все в обратном порядке, но связь между этими
факторами существует.
Больные астмой очень часто эмоционально
неустойчивы, тревожны, у больных хроническими
желудочно-кишечными недугами наблюдается
склонность к депрессии, апатии.
Психолог должен знать о наличии у ребенка
хронических заболеваний и помогать педагогам
строить работу с ним с учетом тех или иных
особенностей. С другой стороны, важная
информация для педагога о таких детях есть и у
медика. По крайней мере, должна быть.
Дело в том, что разные «болячки» диктуют свои
требования к организации учебного процесса.
Кому-то нужно часто питаться, кого-то необходимо
выпускать в туалет по первому требованию и
делать это без всяких вздохов и замечаний. Кто-то
должен сидеть справа от доски, кто-то слева, а
кто-то только по центру. Многое, очень многое
может сказать об условиях обучения хронически
больных грамотный медик. Кстати, многие из этих
требований просты и вполне выполнимы, если о них
знать...
Забота о хронически больном ребенке в школе —
достойный предмет сотрудничества психолога и
медика.
ПО ДОБРОЙ ВОЛЕ
Другая возможность — просветительская. Психолог
довольно часто занимается тем, что поставляет
педагогу информацию о возрастных и
индивидуальных особенностях детей, которая
может ему пригодиться в педагогической
деятельности. Не менее важной является
информация о физиологических, морфологических
особенностях развития детей на тех или иных
возрастных этапах. Почему бы психологу и медику
не объединиться и не провести совместную
консультацию для педагогов?
Еще одна точка пересечения в профессиональной
деятельности — отслеживание процесса адаптации
детей в школе. На разных этапах обучения: в первом
классе, при переходе в среднее и старшее звено
школы. Не забудем и про ребенка, пришедшего в
сложившийся ученический коллектив на любой
ступени обучения.
К сожалению, я еще не встречала школьных врачей,
включающихся по доброй воле в мониторинг
здоровья на этапе адаптации. Почему-то такая
деятельность не рассматривается в качестве
важной составляющей работы врача в школе. Если у
новенького есть все прививки и оформленная по
правилам медицинская карта — свободен.
Врачи вообще редко выходят за пределы своего
кабинета, предпочитая, чтобы дети с их
проблемами, приходили к ним. В силу этого очень
многие чисто медицинские проблемы школы
остаются ими не замеченными. С процессами
адаптации и частым следствием этого процесса —
дезадаптацией работают педагоги, психологи. В
результате работа получается однобокой, не
целостной. Мне кажется, такую ситуацию давно пора
поправлять.
СОЧЕТАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Еще
одна школьная ситуация требует объединения
усилий психологов и медиков. Это, скажем так,
работа с трудным случаем, помощь ребенку,
испытывающему выраженные трудности в обучении,
общении и собственно развитии. Совместная работа
должна начинаться с консилиума, на который
каждый из специалистов представляет свою
информацию о ребенке.
И заметьте, пользоваться при этом медик должен не
только сведениями карты, но и результатами
обследования самого ребенка, личными
наблюдениями! После консилиума каждый берет на
себя выполнение определенных функций.
Наверное, иногда трудности ребенка могут вообще
не иметь никакого отношения к соматической
сфере, но это уже из области экзотики.
Наконец, еще одна возможность — профилактика и
формирование установок на здоровый образ жизни.
Хорошие школьные врачи занимаются этим своими
силами, средствами и методами. В ходу наглядная
агитация и лекции о вреде и пользе. Хорошие
приемы, но ведь есть еще множество других! Более
современных, лучше соответствующих особенностям
детей того или иного возраста. Ими владеет
хороший психолог. Сочетание возможностей двух
специалистов может дать неплохие результаты.
Думаю, в этой статье перечислены далеко не все
сферы сотрудничества психолога и медика
образовательного учреждения. Тем более что
трудно учесть специфику тех разнообразных
ситуаций, в которых протекает их деятельность.
Важно другое: объединяться им нужно, просто
необходимо, потому что живого ребенка нельзя
разделить на составные части: гланды и память,
профилактика гриппа и эмоциональное развитие.
Ребенок, к счастью, целостен. И это дает нам
счастливую возможность для сотрудничества и
методического взаимообогащения.
Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук
|