Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2004

ПЕРВИЧНЫЙ ПРИЕМ

как один из вариантов командной деятельности специалистов образовательного центра

В настоящее время наблюдается бурное развитие образовательных центров, групп, ассоциаций, ориентированных на специализированную развивающую или коррекционную помощь детям. Но рост количества детей, нуждающихся в различного рода помощи, значительно превышает возможности этих учреждений. Да и не всякий вид необходимой ребенку помощи может быть оказан в конкретном образовательном учреждении. А поскольку наши центры, как правило, государственные, то есть бесплатные, они становятся более притягательными для большинства семей, чем частные.
С другой стороны, как показывает практика, существует определенная часть родителей, которым достаточно порой даже и однократной консультации, поскольку их проблемы скорее лежат в плоскости недостаточной педагогической грамотности, отсутствия необходимой информации, просто заблуждений относительно проблем ребенка, поэтому не требуют продолжительной и комплексной помощи.
Таким образом, возникает необходимость определенного «фильтра», который бы позволил образовательному учреждению (в данном случае центру) максимально эффективно организовать реальную специализированную помощь максимально большему числу детей, в ней нуждающихся, непосредственно силами сотрудников центра.
Именно это и является основной целью описываемого в настоящей статье первичного приема, и такая цель отличает первичный прием от традиционного психолого-медико-педагогического консультирования.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАРШРУТА
Совершенно очевидно, что первичный (комиссионный) прием возможен только в том случае, если в центре присутствуют специалисты различных направлений: психологи (как клинические, так и детские), психотерапевты, логопеды, дефектологи, врачи.
Конечно, основной задачей такого вида работы является определение необходимости того или иного вида помощи ребенку (здесь можно говорить об определении образовательного маршрута в рамках данного центра, а не в том виде, как это предусматривает проведение ПМПК).
Кроме того, первичный прием решает следующие задачи:
выявление основного запроса и жалоб родителей с одновременным выяснением истории проблемы и истории развития;
сопоставление предъявляемых к ребенку претензий с его реальным поведением (порой ставится вопрос об обоснованности предъявляемых к ребенку претензий);
выявление основной проблемы и адекватность восприятия родителями сложившейся ситуации.
Помимо этого осуществляется экспресс-оценка особенностей развития ребенка различными специалистами, соотнесение между собой полученных ими результатов. Это позволяет с разных точек зрения (психологической, педагогической, медицинской) оценить не только актуальную ситуацию развития и понять причины, приведшие к наблюдаемым феноменам, но и сформировать стратегию помощи ребенку как в ближайшем будущем, так и в отдаленной перспективе.
Подобная организация деятельности позволяет принять коллегиальное решение о возможности помощи ребенку в данном конкретном центре или о необходимости направить его в другое образовательное или медицинское учреждение — либо для проведения дополнительной, более тщательной и углубленной диагностики, либо с целью оказания адресной помощи.
Можно привести пример организации такого приема, который меньше всего напоминает деятельность ПМПК (комиссии), хотя в целом на таком первичном приеме присутствуют практически те же самые специалисты: логопед или дефектолог, психолог, врач-невролог, психотерапевт.

ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ
Родители и ребенок одновременно приглашаются в кабинет. Они должны находиться близко друг от друга, чтобы в любой момент начать взаимодействовать между собой (что особенно актуально для детей дошкольного возраста). Но в то же время и родитель, и ребенок находятся в поле внимания различных специалистов.
Так, как правило, логопед или дефектолог и психолог занимаются ребенком. То есть привлекают его внимание к тем или иным игровым материалам или просто разговаривают с целью вхождения в контакт. Это может быть игра в мяч, в кубики (на полу), — таким образом специалисты помогают ребенку освоиться в непривычной обстановке. При работе с более старшими детьми им предлагается выполнить те или иные рисуночные задания. В такой ситуации ребенок, занятый своими делами и разговорами со взрослыми, не отвлекается и не прислушивается к беседе, разворачивающейся между его родителями и другими специалистами.
Одновременно другие специалисты первичного приема работают с родителями. Это может быть психотерапевт и врач, либо психолог и врач. Задача этой группы специалистов заключается в том, чтобы выяснить, какова же основная причина обращения, в чем родители видят проблемы или необычность ребенка, каковы их основные жалобы.
Параллельно с этим выясняется и история возникновения проблемы, и собственно история развития ребенка.
В то самое время, когда ребенок взаимодействует со специалистами (пусть даже на уровне установления контакта, скажем, во время игры на полу в кубики или мяч), возможна оценка как общей, так и дифференцированной моторики всеми специалистами (в особенности неврологом), анализ его активности, уровня психического тонуса и многого другого. Все зависит от опыта профессионалов.
Таким образом, одновременно врач собирает общий медицинский (пусть даже и поверхностный) анамнез, психолог оценивает характер проблемы с точки зрения психологии развития, разбирается в обоснованности родительских жалоб и их адекватности, поскольку одновременно имеет возможность наблюдать за поведением ребенка.
Логопед оценивает состояние речевого развития ребенка не только по тем пробам, которые дает ему, но и слушая и наблюдая за тем, что и как говорит ребенок при общении с другими специалистами и с родителями. Психотерапевт оценивает взаимодействие диады «мать–ребенок», а также реакцию родителей и детей в сложных конфликтных ситуациях. Он же оценивает, в том числе и с помощью беседы с родителями, особенности и стиль взаимоотношений в семье в целом.
Так возникает «стереоскопичность» видения ребенка и его проблем различными специалистами, что помогает им потом выработать общий взгляд, согласовать свои позиции, организовать (если будет принято решение о помощи ребенку в центре) соответствующую систему помощи не по типу: «чем больше специалистов, тем лучше», а в системе: «каждый специалист в нужный момент, в необходимой последовательности».
Отсюда вытекает еще одна важная особенность такого приема: большинство членов команды должны иметь достаточный профессиональный опыт. Такой опыт позволяет в сжатое время создать диагностическую гипотезу и проверить ее без использования не всегда доступных методических средств, поставить пусть предварительный, но адекватный диагноз (психологический, медицинский, логопедический), дать педагогическую характеристику возможностям, знаниям и навыкам ребенка, его поведению.
Кроме того, такая «концентрация» в одном месте опытных специалистов дает возможность обучать стажеров или студентов, которые также могут присутствовать на приеме.

В ЕДИНОМ КЛЮЧЕ
Следует особенно отметить, что разные «позиции» специалистов: одни с родителями, другие с ребенком — не постоянны. После выявления жалоб, проблем и их истории психолог также подключается к работе с ребенком, проясняя и уточняя для себя те или иные моменты, подтверждая (или опровергая) возникшую у него диагностическую гипотезу.
В определенный момент невролог (другой врач) может осуществить скрининговый осмотр ребенка, хотя вся последовательность подключения специалистов к ребенку и опроса родителей может быть иной.
После того как каждый специалист в общих чертах прояснил для себя картину, можно считать, что экспресс-оценка закончена. Родителей просят подождать, а специалисты в их отсутствие обсуждают данный случай. Следует специально отметить, что именно это обсуждение является самым главным для принятия решения:
о возможности (необходимости) дальнейшей работы или, наоборот, об отсутствии показаний к получению помощи в центре;
о стратегии и последовательности сопровождения ребенка (как в самом центре, так и другими организациями);
о необходимости дополнительных консультаций специалистов (как внутри, так и вне центра), в том числе и более детальной углубленной диагностики какого-либо из специалистов первичного приема.
Таким образом, в едином ключе анализируются как выявленные особенности развития ребенка, так и возможность и необходимость оказания помощи именно в данном образовательном центре.
Довольно часто, как показывает практика, родители, приходя со своими сомнениями на подобного рода консультацию, бывают удовлетворены уже самим фактом консультирования. Часто их опасения по поводу тех или иных особенностей развития ребенка не находят подтверждения у специалистов или эти особенности оказываются не настолько выраженными, чтобы организовывать специализированную помощь. Родители получают достаточно подробные, развернутые рекомендации специалистов.
Родители, если это необходимо, получают информацию о том, где и силами каких специалистов (дефектолога, логопеда, психиатра) ребенку может быть оказана помощь. (Это происходят в тех случаях, когда специалисты центра не имеют опыта работы с детьми, например, с искаженным развитием — РДА, дефицитарным развитием — сенсорные дефекты и выраженные нарушения опорно-двигательного аппарата, сложные дефекты).
Время проведения такой консультации — около одного часа.
Подобный тип первичного консультирования, как показала практика, оказался эффективным, «ресурсосберегающим» как для каждого специалиста, так и для центра в целом. Первичный прием способствует лучшему пониманию специалистами друг друга, выработке «языка взаимодействия».

Наталья СЕМАГО,
кандидат психологических наук,
центр «Тверской»
Московского департамента
образования