Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2004

КОММЕНТАРИЙ К СХЕМЕ «СМЕЖНИКИ»

Описать взаимодействие специалистов, работающих в образовательном учреждении, степень близости их профессиональной деятельности можно, прежде всего опираясь на выбранные критерии. Наиболее важными из этих критериев представляются следующие: цели, методы, формы, средства, контингент детей, на который направлена их деятельность, непосредственный предмет их работы («мишень» деятельности).
В настоящее время существует большое количество образовательных учреждений разных типов и видов, что затрудняет определение общей цели. Вместе с тем, если исходить из того, что важнейшая цель образования в целом — обучение и развитие детей, то нужно признать, что самым важным специалистом в школе является именно учитель, поскольку собственно образовательный процесс осуществляет в основном он. Тогда можно высказать предположение, что общей целью всех остальных специалистов является обеспечение условий для оптимального протекания образовательного процесса.
Эта общая цель конкретизируется в целях отдельных специалистов-смежников, в частности педагог-психолог может заниматься психологическим сопровождением образования. При этом линия воздействия большинства специалистов на систему «учитель–ученик» отклоняется к тому полюсу этой системы, на котором находится ученик. Администрация школы воздействует, в основном, на полюс учителя. Лишь педагог-психолог, в соответствии со своими задачами, вынужден, как представляется, взаимодействовать с этой системой в целом.
Анализ состава специалистов, работающих ныне в образовательных учреждениях, позволяет предположить наличие двух типов пересекающихся задач, решаемых ими. Левая часть схемы, представленная социальным педагогом, руководителем кружка или секции, а также педагогом-психологом, связана с той областью, в которой (условно говоря) решаются, прежде всего, задачи социализации ребенка. Правая часть схемы, на которой представлены учитель-дефектолог, логопед, медицинский работник и опять же — педагог-психолог, отражает ту область, в которой ведущими становятся задачи обеспечения здоровья детей (психологического, психического, соматического).
Таким образом, педагог-психолог оказывается в области пересечения задач, связанных с социализацией и обеспечением здоровья.
За пределами большого круга, означающего образовательное учреждение, оказались специалисты, которые также взаимодействуют с учащимися школы и являются «смежниками» для сотрудников школы: работники органов управления образования и органов дополнительного образования, социальные работники и специалисты служб соцзащиты, специальные и клинические психологи, психотерапевты, психиатры и врачи разных профилей.

Схема

Игорь ВАЧКОВ,
доктор психологических наук