КОММЕНТАРИЙ К СХЕМЕ «СМЕЖНИКИ»
Описать взаимодействие
специалистов, работающих в образовательном
учреждении, степень близости их
профессиональной деятельности можно, прежде
всего опираясь на выбранные критерии. Наиболее
важными из этих критериев представляются
следующие: цели, методы, формы, средства,
контингент детей, на который направлена их
деятельность, непосредственный предмет их
работы («мишень» деятельности).
В настоящее время существует большое количество
образовательных учреждений разных типов и видов,
что затрудняет определение общей цели. Вместе с
тем, если исходить из того, что важнейшая цель
образования в целом — обучение и развитие детей,
то нужно признать, что самым важным специалистом
в школе является именно учитель, поскольку
собственно образовательный процесс
осуществляет в основном он. Тогда можно
высказать предположение, что общей целью всех
остальных специалистов является обеспечение
условий для оптимального протекания
образовательного процесса.
Эта общая цель конкретизируется в целях
отдельных специалистов-смежников, в частности
педагог-психолог может заниматься психологическим
сопровождением образования. При этом линия
воздействия большинства специалистов на систему
«учитель–ученик» отклоняется к тому полюсу этой
системы, на котором находится ученик.
Администрация школы воздействует, в основном, на
полюс учителя. Лишь педагог-психолог, в
соответствии со своими задачами, вынужден, как
представляется, взаимодействовать с этой
системой в целом.
Анализ состава специалистов, работающих ныне в
образовательных учреждениях, позволяет
предположить наличие двух типов пересекающихся
задач, решаемых ими. Левая часть схемы,
представленная социальным педагогом,
руководителем кружка или секции, а также
педагогом-психологом, связана с той областью, в
которой (условно говоря) решаются, прежде всего,
задачи социализации ребенка. Правая часть схемы,
на которой представлены учитель-дефектолог,
логопед, медицинский работник и опять же —
педагог-психолог, отражает ту область, в которой
ведущими становятся задачи обеспечения здоровья
детей (психологического, психического,
соматического).
Таким образом, педагог-психолог оказывается в
области пересечения задач, связанных с
социализацией и обеспечением здоровья.
За пределами большого круга, означающего
образовательное учреждение, оказались
специалисты, которые также взаимодействуют с
учащимися школы и являются «смежниками» для
сотрудников школы: работники органов управления
образования и органов дополнительного
образования, социальные работники и специалисты
служб соцзащиты, специальные и клинические
психологи, психотерапевты, психиатры и врачи
разных профилей.
Схема
Игорь ВАЧКОВ,
доктор психологических наук
|