ПО ЗНАКОМОМУ СЦЕНАРИЮ
Психолог в школе
сталкивается с большим числом самых
разнообразных проблем, возникновение которых
обусловлено рядом факторов — спецификой школы,
программами обучения, характером
взаимоотношений учащихся и педагогов и пр. Как
правило, психолог разрешает их с разной степенью
успешности самостоятельно или совместно с
педагогами.
Вместе с тем существуют проблемы, которые
оказываются не под силу даже опытным
профессионалам. Причину этого следует искать не
в недостаточной компетентности психологов и не в
отсутствии продуктивного
психолого-педагогического взаимодействия, а в
сложности проблем, которые по своей природе не
могут быть отнесены к разряду чисто
психологических или чисто педагогических.
Примерами именно таких проблем являются
школьная неуспеваемость и неадекватное
поведение.
НЕ ХОЧЕТ ИЛИ НЕ МОЖЕТ?
Обычно к психологу обращается учитель, несмотря
на все усилия которого ребенок не усваивае
элементарный материал, или родитель,
обеспокоенный неудовлетворительными отметками
своего ребенка. Далее ситуация разворачивается
по хорошо знакомому сценарию: психолог тратит
немало времени на то, чтобы докопаться до причины
неуспеваемости и рассказать потерявшим терпение
учителям и родителям, как же следует себя вести с
ребенком. В результате всестороннего
обследования психолог собирает большое число
конкретных данных, которые, однако, не позволяют
понять главного — причины наблюдаемого явления.
В лучшем случае психологу удается
конкретизировать проблему. Например, он видит,
что школьные трудности обусловлены
невнимательностью ребенка или недостаточной
самостоятельностью.
Специфика ситуации с неуспеваемостью, как,
впрочем, и с неадекватным поведением, состоит в
необходимости ответить всего на один вопрос:
следует ли отнести все наблюдаемые явления на
счет невыявленного (или тщательно скрываемого
родителями) заболевания, или они — следствие
психологических особенностей ребенка, которые
принято относить к его недостаткам. Личный опыт
показывает, что и педагоги, и родители склонны
обвинять во всех грехах прежде всего ребенка,
который не хочет работать, не умеет
сосредоточиться, не считается с мнением
окружающих его взрослых, и еще много всяких «не».
Убедить родителей обратиться к врачу, с тем чтобы
получить подтверждение, что ребенок
действительно здоров, удается лишь в редких
случаях, и это с полным правом можно отнести в
разряд профессиональных достижений психолога.
В связи со всем сказанным становится понятным,
почему такой привлекательной всегда казалась
идея организации такой
медико-психолого-педагогической помощи детям в
условиях школы. Как было бы хорошо иметь
возможность обратиться к врачу, находящемуся
прямо в школе, и получить от него
квалифицированный ответ на один вопрос: может ли
тот или иной ребенок продуктивно работать и
успешно усваивать учебный материал или нет, — в
связи с проблемами со здоровьем?
|
Классный час в шестом классе
«Чего я боюсь?»
|
ПРОДУКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
С целью объединить усилия учителей,
психологов и медиков в московской гимназии 1541 в
сентябре 2002 года была открыта городская
экспериментальная площадка, получившая название
«Комплексная программа
медико-психолого-педагогического содействия
сохранению и укреплению здоровья обучающихся в
условиях гимназического образования».
Работа ГЭП ведется по следующим направлениям:
– медико-физиологическое;
– психолого-педагогическое;
– просветительское;
– физкультурно-оздоровительное;
– профилактическое.
В рамках медико-физиологического направления
основное внимание уделяется выявлению возможных
функциональных нарушений сердечно-сосудистой
системы, которые, по мнению медиков, могут
выступать причиной нарушений в поведении и
снижения успеваемости. Кроме того,
самостоятельным видом обследования детей
является скрининг-диагностика зрения.
Благодаря совместным усилиям педагогов и
психологов гимназии удается не только
обнаружить те или иные нарушения психического
здоровья детей, но и разработать систему мер,
направленных на исправление и предупреждение
нежелательных особенностей поведения.
В рамках психолого-педагогического направления
также уделяется внимание состоянию
психологического здоровья детей. Отдавая себе
отчет в том, какая это сложная проблема, классные
руководители совместно с психологами в данный
момент заняты разработкой конкретных мер,
направленных на развитие психологически
здоровой личности подростков (помощь в
профессиональном самоопределении, в овладении
навыками конструктивного поведения и т.п.),
готовых к жизни в современных условиях.
Просветительское направление работы
связано, прежде всего, с пропагандой здорового
образа жизни. Например, на уроках биологии и
химии дети получают важные сведения о влиянии
внешних воздействий на человеческий организм, о
составляющих правильного питания, о пользе и
вреде антибиотиков и т.п.
Физкультурно-оздоровительное направление
оказалось самым разработанным: учителя
физкультуры регулярно организуют «Дни
здоровья», проводят занятия ЛФК, заботятся об
отдыхе детей во время каникул, в том числе летних,
в школе работают кружки волейбола и баскетбола.
В рамках профилактического направления,
наряду с традиционными мероприятиями, такими как
предупреждение травматизма и профилактика
текущей и профильной заболеваемости, в гимназии
организовано двухразовое питание для всех детей.
|
Лечебной гимнастикой дети
занимаются в удовольствием
|
ПЕРВЫЕ ИТОГИ
Очевидно, что за короткое время работы площадки
удалось лишь наметить некоторые перспективы
развития сотрудничества, обнаружить точки
соприкосновения специалистов, работающих в
смежных областях.
6 апреля 2004 года в гимназии состоялся семинар
«Формирование культуры здоровья», на который
были приглашены директора школ, психологи и
классные руководители.
Как обычно, семинар состоял из теоретической и
практической части. Во время первой,
теоретической части педагоги, медики и психологи
поделились опытом работы, рассказали о том, что
удалось сделать за полтора года, обратили
внимание на проблемы, которые нуждаются в
специальном рассмотрении и ждут своего решения.
Особый интерес у собравшихся вызвали открытые
мероприятия, где все желающие могли
познакомиться с конкретными формами работы.
Учитель химии провел открытый урок в 10-м классе
«Суд над жирами и спиртами» и не только вооружил
детей предусмотренными программой базовыми
знаниями, но и обратил внимание на полезность
сбалансированного питания, а также рассказал об
использовании спиртов при изготовлении
лекарственных препаратов.
В интеллектуальную гостиную «Учим быть
талантливыми» пригласили учеников 7–11-го класса
— учитель математики и психолог познакомили их с
некоторыми особенностями мышления человека и
путях его совершенствования.
Классные руководители 5-го и 6-го класса провели
открытые классные часы, направленные на познание
ребенком самого себя.
Статья опубликована при поддержке компании "SunSky". Компания предлагает Вам москитные сетки для окон и дверей - рамочные, рулонные, балконные и дверные сетки, плиссе (типы полотен - стандарт, ультравью, антикошка, антипыль и антипыльца). Только качественные комплектующие от ведущих фабрик Голландии, США и Италии. Посмотреть сетки и цены на них Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://sunsky.msk.ru/.
Психологом гимназии была организована игра для
старшеклассников «Как сказать «нет» и не
потерять друзей», которая представляла собой
фрагмент тренинговой программы, направленной на
формирование уверенного конструктивного
поведения.
Наконец, учителя физкультуры получили
возможность увидеть, каким образом проходят в
гимназии занятия ЛФК.
В заключение одиннадцатиклассники показали
спектакль «Поэты не рождаются случайно», который
заставил всех присутствующих затаить дыхание.
ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ
Польза от сотрудничества психологов с
педагогами и медиками очевидна. Пока что удалось
лишь наметить некоторые принципиальные узловые
моменты взаимодействия. В частности, нуждается в
грамотном профессиональном решении вопрос о
школьных перегрузках и утомляемости детей.
Прежде чем уменьшать учебную нагрузку,
необходимо разобраться в причинах наблюдаемого
переутомления детей, которые слишком много
времени проводят за телевизором и компьютером.
Так же — с опорой на результаты медицинского
обследования — следует подойти к проблеме
тревожности подростков и их эмоциональной
неустойчивости. Список может быть продолжен.
Это — только начало серьезного разговора о
реальной связи психолога со специалистами
смежных отраслей знания, к которому хочется
пригласить всех, кого заинтересовал опыт нашей
гимназии. Причем практика показывает, что такое
взаимодействие не только облегчает решение
конкретных образовательных задач, но и
способствует самоопределению психолога в школе.
Марина СТЕПАНОВА,
педагог-психолог гимназии 1541
|