Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2004

ПО ЗНАКОМОМУ СЦЕНАРИЮ

Психолог в школе сталкивается с большим числом самых разнообразных проблем, возникновение которых обусловлено рядом факторов — спецификой школы, программами обучения, характером взаимоотношений учащихся и педагогов и пр. Как правило, психолог разрешает их с разной степенью успешности самостоятельно или совместно с педагогами.
Вместе с тем существуют проблемы, которые оказываются не под силу даже опытным профессионалам. Причину этого следует искать не в недостаточной компетентности психологов и не в отсутствии продуктивного психолого-педагогического взаимодействия, а в сложности проблем, которые по своей природе не могут быть отнесены к разряду чисто психологических или чисто педагогических. Примерами именно таких проблем являются школьная неуспеваемость и неадекватное поведение.

НЕ ХОЧЕТ ИЛИ НЕ МОЖЕТ?
Обычно к психологу обращается учитель, несмотря на все усилия которого ребенок не усваивае элементарный материал, или родитель, обеспокоенный неудовлетворительными отметками своего ребенка. Далее ситуация разворачивается по хорошо знакомому сценарию: психолог тратит немало времени на то, чтобы докопаться до причины неуспеваемости и рассказать потерявшим терпение учителям и родителям, как же следует себя вести с ребенком. В результате всестороннего обследования психолог собирает большое число конкретных данных, которые, однако, не позволяют понять главного — причины наблюдаемого явления. В лучшем случае психологу удается конкретизировать проблему. Например, он видит, что школьные трудности обусловлены невнимательностью ребенка или недостаточной самостоятельностью.
Специфика ситуации с неуспеваемостью, как, впрочем, и с неадекватным поведением, состоит в необходимости ответить всего на один вопрос: следует ли отнести все наблюдаемые явления на счет невыявленного (или тщательно скрываемого родителями) заболевания, или они — следствие психологических особенностей ребенка, которые принято относить к его недостаткам. Личный опыт показывает, что и педагоги, и родители склонны обвинять во всех грехах прежде всего ребенка, который не хочет работать, не умеет сосредоточиться, не считается с мнением окружающих его взрослых, и еще много всяких «не». Убедить родителей обратиться к врачу, с тем чтобы получить подтверждение, что ребенок действительно здоров, удается лишь в редких случаях, и это с полным правом можно отнести в разряд профессиональных достижений психолога.
В связи со всем сказанным становится понятным, почему такой привлекательной всегда казалась идея организации такой медико-психолого-педагогической помощи детям в условиях школы. Как было бы хорошо иметь возможность обратиться к врачу, находящемуся прямо в школе, и получить от него квалифицированный ответ на один вопрос: может ли тот или иной ребенок продуктивно работать и успешно усваивать учебный материал или нет, — в связи с проблемами со здоровьем?

Классный час в шестом классе «Чего я боюсь?»
Классный час в шестом классе
«Чего я боюсь?»

ПРОДУКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
С целью объединить усилия учителей, психологов и медиков в московской гимназии 1541 в сентябре 2002 года была открыта городская экспериментальная площадка, получившая название «Комплексная программа медико-психолого-педагогического содействия сохранению и укреплению здоровья обучающихся в условиях гимназического образования».
Работа ГЭП ведется по следующим направлениям:
– медико-физиологическое;
– психолого-педагогическое;
– просветительское;
– физкультурно-оздоровительное;
– профилактическое.
В рамках медико-физиологического направления основное внимание уделяется выявлению возможных функциональных нарушений сердечно-сосудистой системы, которые, по мнению медиков, могут выступать причиной нарушений в поведении и снижения успеваемости. Кроме того, самостоятельным видом обследования детей является скрининг-диагностика зрения.
Благодаря совместным усилиям педагогов и психологов гимназии удается не только обнаружить те или иные нарушения психического здоровья детей, но и разработать систему мер, направленных на исправление и предупреждение нежелательных особенностей поведения.
В рамках психолого-педагогического направления также уделяется внимание состоянию психологического здоровья детей. Отдавая себе отчет в том, какая это сложная проблема, классные руководители совместно с психологами в данный момент заняты разработкой конкретных мер, направленных на развитие психологически здоровой личности подростков (помощь в профессиональном самоопределении, в овладении навыками конструктивного поведения и т.п.), готовых к жизни в современных условиях.
Просветительское направление работы связано, прежде всего, с пропагандой здорового образа жизни. Например, на уроках биологии и химии дети получают важные сведения о влиянии внешних воздействий на человеческий организм, о составляющих правильного питания, о пользе и вреде антибиотиков и т.п.
Физкультурно-оздоровительное направление оказалось самым разработанным: учителя физкультуры регулярно организуют «Дни здоровья», проводят занятия ЛФК, заботятся об отдыхе детей во время каникул, в том числе летних, в школе работают кружки волейбола и баскетбола.
В рамках профилактического направления, наряду с традиционными мероприятиями, такими как предупреждение травматизма и профилактика текущей и профильной заболеваемости, в гимназии организовано двухразовое питание для всех детей.

Лечебной гимнастикой дети занимаются в удовольствием
Лечебной гимнастикой дети
занимаются в удовольствием

ПЕРВЫЕ ИТОГИ
Очевидно, что за короткое время работы площадки удалось лишь наметить некоторые перспективы развития сотрудничества, обнаружить точки соприкосновения специалистов, работающих в смежных областях.
6 апреля 2004 года в гимназии состоялся семинар «Формирование культуры здоровья», на который были приглашены директора школ, психологи и классные руководители.
Как обычно, семинар состоял из теоретической и практической части. Во время первой, теоретической части педагоги, медики и психологи поделились опытом работы, рассказали о том, что удалось сделать за полтора года, обратили внимание на проблемы, которые нуждаются в специальном рассмотрении и ждут своего решения.
Особый интерес у собравшихся вызвали открытые мероприятия, где все желающие могли познакомиться с конкретными формами работы.
Учитель химии провел открытый урок в 10-м классе «Суд над жирами и спиртами» и не только вооружил детей предусмотренными программой базовыми знаниями, но и обратил внимание на полезность сбалансированного питания, а также рассказал об использовании спиртов при изготовлении лекарственных препаратов.
В интеллектуальную гостиную «Учим быть талантливыми» пригласили учеников 7–11-го класса — учитель математики и психолог познакомили их с некоторыми особенностями мышления человека и путях его совершенствования.
Классные руководители 5-го и 6-го класса провели открытые классные часы, направленные на познание ребенком самого себя.

Статья опубликована при поддержке компании "SunSky". Компания предлагает Вам москитные сетки для окон и дверей - рамочные, рулонные, балконные и дверные сетки, плиссе (типы полотен - стандарт, ультравью, антикошка, антипыль и антипыльца). Только качественные комплектующие от ведущих фабрик Голландии, США и Италии. Посмотреть сетки и цены на них Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://sunsky.msk.ru/.

Психологом гимназии была организована игра для старшеклассников «Как сказать «нет» и не потерять друзей», которая представляла собой фрагмент тренинговой программы, направленной на формирование уверенного конструктивного поведения.
Наконец, учителя физкультуры получили возможность увидеть, каким образом проходят в гимназии занятия ЛФК.
В заключение одиннадцатиклассники показали спектакль «Поэты не рождаются случайно», который заставил всех присутствующих затаить дыхание.

ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ
Польза от сотрудничества психологов с педагогами и медиками очевидна. Пока что удалось лишь наметить некоторые принципиальные узловые моменты взаимодействия. В частности, нуждается в грамотном профессиональном решении вопрос о школьных перегрузках и утомляемости детей. Прежде чем уменьшать учебную нагрузку, необходимо разобраться в причинах наблюдаемого переутомления детей, которые слишком много времени проводят за телевизором и компьютером. Так же — с опорой на результаты медицинского обследования — следует подойти к проблеме тревожности подростков и их эмоциональной неустойчивости. Список может быть продолжен.
Это — только начало серьезного разговора о реальной связи психолога со специалистами смежных отраслей знания, к которому хочется пригласить всех, кого заинтересовал опыт нашей гимназии. Причем практика показывает, что такое взаимодействие не только облегчает решение конкретных образовательных задач, но и способствует самоопределению психолога в школе.

Марина СТЕПАНОВА,
педагог-психолог гимназии 1541