Этот
материал, пришедший в редакцию, что называется,
самотеком, вызвал у нас бурную реакцию. И
яростные споры.
Мы никогда в жизни (то есть за почти семь лет
существования) не печатали ничего, что могло бы
обидеть наших читателей. И никакой критики
«психологов вообще» себе не позволяли. Кстати,
критики «вообще педагогов» – тоже. А тут...
Да кто она вообще такая, эта Александровская?
Обычная учительница московской школы? (Ну или
почти обычная, поскольку «совсем обычная»,
наверное, не смогла бы высказаться так хлестко.) И
кто дал ей право так обобщать? И можно ли всех
психологов одним миром мазать? Нет, не позволим,
защитим, отстоим!..
Почему-то кажется, что ваша реакция будет схожей.
Но если вы сами расставите в наиболее обобщающих
фразах слова типа «зачастую», «иногда», «как
правило», «бывает, что», да еще сумеете не
принимать «наезды» на свой собственный счет, то
вдруг увидите в этом тексте отчаянное желание
признания и понимания. И стремление делать
вместе общее дело.
Поэтому мы не стали ни отвергать эту статью, ни
подвергать ее сколь-нибудь серьезной правке.
Отдаем на ваш суд такой, какова она есть. Будьте
эмпатичны и конгруэнтны.
И обратите внимание на «слабость» финала.
«Случаются», «бывают», «сложилась»... Нет, не
случаются, а становятся результатом кропотливой
серьезной работы. Пусть педагогам кажется, что
это «звезды на небе так счастливо сошлись». Мы-то
с вами знаем, сколько сил надо положить, чтоб
волшебство стало реальностью.
Так что примем этот крик души к сведению, внесем
необходимые поправки и продолжим повседневную
работу.
РЕДАКЦИЯ
ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ,
ИЛИ
ПОЧЕМУ УЧИТЕЛЯ НЕ ЛЮБЯТ
ШКОЛЬНЫХ ПСИХОЛОГОВ
Учителя, как правило,
недолюбливают психологов. Обстоятельство
прискорбное, общеизвестное, но редко
проговариваемое. Тут ведь речь идет о «выяснении
отношений», а это ситуация опасная: легко
наговорить друг другу (или друг о друге) гадостей,
что, в общем-то, не очень продуктивно с точки
зрения перспектив неотменимой совместной работы.
Если бы учителя сами объясняли свои чувства к
психологам, их мотивировка выглядела бы примерно
так:
1. Психолог бесполезен для учительской работы.
2. При этом он сноб.
3. Сидит в отдельном кабинете и пьет там чай с кем
хочет и когда хочет.
4. Близок к начальству и потому не просто
бесполезен, но и опасен.
Из вышеперечисленных пунктов ясно, что психолога
воспринимают как некую привилегированную фигуру,
живущую вне уроков и звонков. У психолога нет
четко очерченных функций, которые бы выражались
в количественных показателях — в виде процента
успеваемости, количества прогулов, травм и т.д. И
уже только поэтому он противостоит учителю —
этой основополагающей «рабочей единице» школы.
Никакие жалобы психологов на загруженность
здесь не принимаются в расчет. По сравнению с
учителем психолог — белая кость, голубая кровь,
школьный аристократ. А учителя — «демос».
Основания для «классовых» эмоций налицо.
ИЗ ХРАМА — НА ПЛОЩАДЬ
Стоит вспомнить и саму историю появления
психолога в школе.
Этому предшествовали довольно длительное
пребывание психологии исключительно в статусе
науки и ее вынужденная, но практически полная
изоляция от практики и от общественной жизни. То
есть психология была уделом «избранных», и
потому наше население не может похвастаться
психологической грамотностью.
В этом смысле учителя мало чем отличаются от всех
остальных. Если их чему-то в институтах и учили,
они это забыли за ненадобностью. Но, скорее всего,
психологии их учили плохо, и эта была совсем «не
та» психология. Когда психологию выпустили из ее
научного храма в массы, народ смешался:
психология? Какая такая психология?
Область психического в массовом сознании наших
соотечественников опасно путается с областью
души. А за душу по традиции несли ответственность
священнослужители. (Отношения батюшек и
психологов — тема особая.) В результате
психолога стали воспринимать как патентованного
колдуна-душеведа с набором волшебных палочек и
заклинаний.
Когда учителям объявили, что в школе появится
психолог, они отнеслись к этой новости с
чистосердечной наивностью средневекового
обывателя: появится некто, обладающий не вполне
понятной (а потому магической) силой, с помощью
которой решаются самые разные проблемы. Психолог
людей видит насквозь, отличает зерна от плевел,
превращает двоечников в отличников, взмахом руки
изгоняет бесов из родителей-неврастеников. И где
ни пройдет, матерные надписи сами собой тают, и
куда ни посмотрит, там жизнь становится лучше и
веселее.
Учителя втайне надеялись, что психолог придет к
ним, к учителям. Что он будет спасителем, который
облегчит им их тяжелую, подчас невыносимую жизнь,
в которой надо постоянно решать проблемы с
непонятно что требующим начальством, капризными
родителями и не желающими учиться детьми.
Ничего хуже в качестве прелюдии для работы
психолога нельзя было придумать.
Когда дошло до практики, выяснилось, что ни
золотых ключиков, ни магических отмычек у
психологов нет. И никаких таких заклинаний они не
знают. И мат не стихает, и в туалетах по-прежнему
курят, и процент успеваемости не растет. Вместо
того чтобы взмахнуть волшебной палочкой и
сделать жизнь удобной и приятной, психолог
сказал: «Всё-то вы, любезные, не так делаете. Детей
не понимаете — вот они вам и хамят. Учить не
умеете — вот и двойки. Да еще и рефлексией не
владеете. Чтобы дело как-то выправить, вам надо
свою жизненную позицию изменить».
Статья опубликована при поддержке интернет-магазина "WebApteka.su". Аптека предлагает Вам такие препараты, как ируксол, сабрил, колхицин, заронтин, аденурик и многие другие. Срочная доставка по России и Украине, доступные цены. Посмотреть каталог товаров, цены и узнать о наличии Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://webapteka.su/.
МОНОПОЛИЯ НА ГУМАНИЗМ
Учителя испытали ужасное разочарование.
Возможно, это даже слабо сказано. Как назвать
ощущение, когда тебя лишают надежды на лучшую
жизнь? Если учесть, что большинство наших
школьных учителей — женщины, то испытанное ими
чувство можно передать примерно так: «Можно ли
простить обманщику (обольстителю, соблазнителю)
крушение надежды?» (Пол психолога в данном случае
роли не играет.)
В общем, это не сближало. А тут еще, в дополнение к
вышесказанному, выяснилось, что психолог пришел
вовсе не к учителям, а к детям. Это о них он
призван думать, а не об учительских проблемах.
При первом удобном случае он занимает позицию
ребенка. Что бы тот ни сделал, психолог начинает с
фразы: «Войдем в его положение». Да зачем я,
учитель, буду входить в его положение, когда мое
собственное гораздо хуже? И эту позицию —
«защита ребенка всегда и везде» — психолог
сделал девизом своей работы в школе.
Учителям было обидно вдвойне. Мало того что
психолог не оправдал их надежд. Он покусился на
святое — на их любовь к детям. Психолог — вольно
или невольно — высказал сомнение по поводу
главного идеологического основания их труда.
Да, они порой выходят из себя. Да, они кричат и
ставят двойки. Но ведь они любят своих учеников (случаи
патологии мы не рассматриваем)! Конечно, они
заставляют детей делать всякие неприятные вещи
— но ради их же пользы, ради их будущего. И
придумали школу и всю эту школьную систему не
учителя. Они, может, сами хотели бы всех гладить
по головке и в бирюльки играть. Но тогда дети не
выучатся! Легко занимать позицию «принимающего-понимающего»,
если ничего не надо требовать и если завуч не
стоит у порога со своей административной
контрольной работой.
Учителя делают всю черную работу, а психолог
«приватизировал» доброе отношение к детям. Он,
видите ли, гуманист!
Про черную работу возразить нечего. И про
гуманизм тоже. С появлением психолога в школе
изначально связывались идеи ее гуманизации.
Потом, правда, ситуация несколько изменилась.
Участие психологов в отборочном тестировании
детей с эффектом «на вылет» не соответствует
изначальному пафосу их предполагаемой роли.
Использование психологов в аттестации учителей
своей школы, в оценке их профессиональной
компетенции, имеющее прямым следствием ту или
иную заработную плату педагога, вообще дело
глубоко неправильное. Это заставляет учителей
подозревать психологов в прямой враждебности.
Такая близость к «считающему» педагогов
начальству недопустима, потому что исключает
какой бы то ни было продуктивный партнерский
альянс с учителями, направленный на работу с
детьми.
УБЕЖИЩЕ ОДИНОКОГО РЫЦАРЯ
Десять лет существования психолога в школе
дались ему невероятно тяжело — главным образом
потому, что он ощущал себя одиноким в школьном
сообществе. Учителя, конечно, тоже страдают, но их
много. И в случае возникновения проблемных
ситуаций их корпоративное самосознание гораздо
выраженнее, чем соотнесенность психолога со
своими «братьями по разуму», работающими в
других местах.
Кабинет психолога — свидетельство его
привилегированного положения (у кого еще в школе
есть свои кабинеты? у директора, завуча и зубного
врача) — часто напоминает твердыню крестоносцев
в арабских землях. А точнее — убежище одинокого
рыцаря.
И это как-то неправильно определяет позицию
психолога в отношении школьной жизни. А
мистификация фигуры психолога — дело
небезобидное, формирующее не только отношение к
нему «народных масс», но и трансформирующее его
самого.
Казалось бы, психолог — это мастер общения. Ему
бы быть инициатором новых форм детской жизни, ему
бы как-то детей организовывать. Да и взрослых с
ними вкупе. А он боится. Чего? Перестать быть
психологом.
И дело не в том, что он и так «зашивается» от
навешенных на него обязанностей. (Да еще и от
эксплуатации его на заменах. Вот уж что
недопустимо. Все равно что скрипкой гвозди
забивать.) Просто у отечественного психолога в
подкорке сидит принцип «невключенного
наблюдения». Кстати, этим можно объяснить, почему
директора авторских школ, как и обычные учителя,
зачастую не испытывают к психологам симпатий —
не к конкретным людям, а именно как к «классу».
Психологи — вот парадокс! — не умеют включаться
в живую школьную жизнь. При этом «на уровне
теории» они могут демонстрировать презрительное
отношение к педагогике. Как сказала одна ученая
дама: педагогика — не наука, а поле для
реализации психологических идей.
ШАНС НА УСПЕХ
Было бы смешно оспаривать роль психологии в
развитии педагогики. Иначе к чему бы мы вели все
эти разговоры? Но, кроме психологии, есть и другие
желающие «засевать» педагогическое поле. Вот
недавно переиздали книгу Сергея Гессена, в
которой он доказывает, что педагогика — это
прикладная философия.
Не стоит превращать «педагогическое поле» в
колонизируемые земли. Практическая педагогика —
область, где общими усилиями «взращиваются» дети.
И конечно, бывают, случаются в жизни
замечательные отношения между педагогами и
психологами. (Как и между мужчинами и женщинами.
Там тоже все, по большей части, драматично. Но
иногда бывает очень даже хорошо.) Бывают и
замечательные, талантливые директора школ,
бывают тонкие и умные завучи. И если уж звезды на
небе так счастливо сошлись, что в результате
сложилась волшебная такая психолого-педагогическая
команда, то двоечники вполне могут превратиться
в отличников, матерные надписи — раствориться
бесследно в воздухе, а родители — мечтать о том,
когда же их снова пригласят в школу... Чудесное не
отделено от реальности четко очерченной
границей.
И каждый из нас имеет шанс, сделав всего один шаг,
маленький шажок вперед, оказаться в новой
действительности.
Марина АЛЕКСАНДРОВСКАЯ
|