ИДУЩИЕ ВМЕСТЕ
Социальный педагог — кто
он такой? Попробуем разобраться.
В большинстве зарубежных стран это очень
уважаемая должность. Ее занимают специалисты,
имеющие хорошую подготовку по педагогике,
психологии, социальной работе.
У нас же только в последние три-четыре года стали
готовить социальных педагогов. Но, к сожалению,
как и многие другие выпускники педагогических
вузов, они редко попадают в школу, хотя в каждой
школе есть ставка социального педагога. Кто же ее
занимает? Это, как правило, учительница
преклонного возраста, бывшая предметница.
Молодые учителя и школьные психологи тоже иногда
получают эту ставку — в нагрузку: хоть какие-то
дополнительные деньги за то, что ведется
картотека по «трудным» и распределяется
гуманитарная помощь многодетным.
Нередко занимающий ставку социального педагога
и вовсе не имеет педагогического образования,
просто в силу каких-то личных причин он оказался
в школе. Встречаются здесь и военные в отставке, и
бывшие инженеры, и домохозяйки.
При этом директор школы, назначая человека,
рассуждает примерно так: математику (историю,
русский) она преподавать уже не может, формулы
забывает (или не знала никогда). В то же время
имеет большой жизненный опыт, если нужно, и
хулигану пальцем погрозит, и нерадивого родителя
на путь истинный наставит.
Хорошо, если такого человека пошлют хотя бы на
курсы повышения квалификации, где разъяснят цели
и задачи его деятельности, направления и методы
работы, а также виды нормативной и отчетной
документации.
СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ
Сфера деятельности социального педагога —
социум как ближайшее окружение личности,
человеческие отношения, социокультурные условия
развития. Какой социум мы имеем? В последний
десяток лет пышным цветом расцвели такие
социальные проблемы, как нужда и бедность,
алкоголизм и наркомания, безработица,
бродяжничество и социальное сиротство,
преступность и жестокое поведение. Я уж не говорю
о национальных конфликтах и терроризме,
экологических и техногенных катастрофах.
Надо признать, что в современной России
существует социальное дно. При этом не все
определяется материальным благополучием.
Большую роль здесь играет потеря ценностных
ориентаций. Среда склоняет конформных ее
представителей быстро решить свои проблемы
различными асоциальными, порой просто
преступными методами. На социальное дно попадают
целые слои населения: инвалиды, матери-одиночки,
беженцы, безработные, многодетные.
Семья в целом в настоящее время испытывает
кризис, а ведь ценностные нормы и правила, любовь,
забота, сочувствие, ответственность
взращиваются именно в семье. Работа с проблемной
семьей — приоритетное направление в
деятельности социального педагога.
Известно, что концепция борьбы с преступностью в
США в течение многих лет строилась на гипотезе,
что преступность — порождение бедности.
Значительная часть федерального и местных
бюджетов отводилась на борьбу с бедностью. Но это
не привело к снижению преступности. Более того,
она увеличилась.
Сегодня новая стратегия борьбы с преступностью в
США — это работа с семьей. Подготовлена целая
армия социальных работников, умеющих проводить
профилактические и экстренные меры семейной
помощи. Комплексная программа штатов включает в
себя подготовку молодежи к семейной жизни,
совместную деятельность семьи и школы.
Эффективность психолого-педагогической
поддержки зависит от грамотно построенной
работы с семьей группы риска. Как правило, такая
семья имеет запущенные проблемы, трудно
поддающиеся психологическому вмешательству
извне. Поэтому широко распространена
профилактическая работа в виде родительских
лекториев, информации на интерактивных сайтах, в
печати. Психолого-педагогическая,
воспитательная и психокоррекционная помощь,
которая нейтрализует негативные факторы,
влияющие на развитие ребенка, начинается, едва
ребенку исполнится 2–3 года.
Сопровождение семьи проблемного ребенка
позволяет снизить уровень социальной и школьной
дезадаптации, ведущей к девиантному поведению.
В то же время в мире, в основном в развивающихся
странах, не везде найдены деликатные, реальные и
конструктивные подходы к работе с семьей. Об этом
говорит и все увеличивающееся число фактов
жестокого отношения к ребенку в семье.
Российское общество тоже остро нуждается в
специалистах социального профиля, которые
профессионально помогут снять напряжение,
связанное с резким расслоением населения по
социальным, духовным, национальным и религиозным
признакам, но (вот парадокс!) престиж социальных
профессий у нас до сих пор низок, в том числе и
из-за оплаты труда. Потому на таких должностях и
оказываются случайные люди.
ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ
Цели деятельности социального педагога
— содействие саморазвитию личности, организация
профилактической работы и защита прав ребенка.
В каждом образовательном учреждении имеется
такая ставка. Продолжительность рабочей недели
социального педагога составляет 36 часов. Отпуск
— 42 календарных дня. Разрядная система такая же,
как и у других педагогов. Специалист имеет право
на повышение квалификации один раз в 5 лет.
Основные направления социально-педагогической
работы в образовательном учреждении
определяются проблемами, возникающими в
процессе обучения и воспитания детей.
Хотя направления работы и перечислены в
квалификационной характеристике, но практически
их круг значительно шире. Социальный педагог
должен быть главным посредником между ребенком и
теми, кто его окружает: учителями, классным
руководителем, администрацией, представителями
милиции, суда, других ведомств, а иногда и
родителями или опекунами.
Основные направления деятельности
социального педагога:
· Постановка социального диагноза.
Определение социокультурной ситуации,
социальных и личностных проблем детей и
взрослых, попадающих в сферу влияния социального
педагога. Информация может быть из разных
источников (педагогическая, родительская,
психологическая, медицинская, другая). Выявление
запросов, потребностей детей и разработка мер
помощи конкретным учащимся с привлечением
специалистов из соответствующих учреждений и
организаций.
· Помощь семье в проблемах, связанных с
учебой, воспитанием, присмотром за ребенком.
Посредничество между различными специалистами и
организациями (учреждением образования,
здравоохранения, социальной защиты, культуры и
пр.).
· Помощь ребенку в устранении причин,
негативно влияющих на его успеваемость и
посещение учебного учреждения. Распознавание,
диагностирование и разрешение конфликтов,
проблем, трудных жизненных ситуаций,
затрагивающих интересы ребенка. Предотвращение
серьезных последствий развития сложных для
ребенка событий.
· Профилактика правонарушений,
девиантного поведения детей и подростков, в том
числе алкоголизма, наркомании, курения, ранних
интимных связей. Пропаганда здорового образа
жизни.
· Привлечение детей, родителей,
общественности к организации и проведению
социально-педагогических мероприятий, акций.
Организация разнообразной социально-значимой
деятельности детей в социуме (досуг, отдых,
воспитательные мероприятия). Включение в процесс
творчества, поддержка социальной инициативы.
· Индивидуальное и групповое
консультирование детей, родителей, педагогов и
администрации по вопросам разрешения проблемных
ситуаций, конфликтов, воспитания детей в семье.
· Организация взаимодействия различных
групп детей и взрослых, содействие налаживанию
нормальных межличностных взаимоотношений в
семьях, детских и взрослых коллективах. Помощь
педагогам в разрешении конфликтов с детьми.
· Пропаганда и разъяснение прав детей,
семьи и педагогов. В качестве особой функции
может быть выделена защита прав ребенка на
основе конвенции о правах ребенка и других
правовых документов. Социальный педагог имеет
полномочия быть представителем
образовательного учреждения в суде, на
конфликтных комиссиях, где решается судьба
ребенка.
Важно, чтобы были охвачены все основные
направления социально-педагогической работы,
независимо от ставок специалистов. Но, в связи с
тем что круг и объем обязанностей широк, для
более результативной работы целесообразно иметь
в учреждении несколько социальных педагогов и
распределять их обязанности по профилю
деятельности: охрана здоровья и гигиена,
профилактика школьной и социальной
дезадаптации, культурно-досуговая деятельность,
педагогическое просвещение и работа с
родителями, опека и попечительство и т.д. Либо
разделение обязанностей может идти по классам,
группам, параллелям в зависимости от количества
учащихся, это — так называемая кураторская
система.
НЕОБХОДИМЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Школа накладывает определенный отпечаток на
деятельность социального педагога — он прежде
всего педагог, а затем уже социальный
работник. Поэтому для него актуальны
традиционные педагогические и воспитательные
методы работы: убеждение, разъяснение, совет,
опора на положительный пример, использование
общественного мнения, социума, национальных
традиций, а также таких мощных
социально-педагогических инструментов
воспитания, как труд, спорт, игра,
благотворительная деятельность, культурное
просвещение.
В то же время, учитывая особенности его
деятельности, он должен быть компетентным по
широкому кругу вопросов.
· Прежде всего, этому работнику
необходимо быть хорошо «подкованным» в области
юриспруденции и права. Не только гражданские
судебные дела, в том числе и уголовные, в которых
фигурируют дети и подростки, требуют таких
знаний и навыков. Профилактическая работа с
семьями и детьми группы риска также предполагает
правовое просвещение.
· Диагностический инструментарий
социального педагога включает в себя множество
анкет для выявления различных социальных
позиций. Значит, ему необходимо знать основы
социологии, позволяющие грамотно составить,
обработать, проанализировать результаты
анкетирования и на их основе уметь
прогнозировать ситуацию. В этом отношении данный
работник уже чем-то напоминает психолога. Во
многих учреждениях образования выявлением
социальной или социально-психологической
ситуации занимается именно психолог. Но
эффективнее было бы перераспределить эти
обязанности. Выявление социальных проблем,
например таких, как степень удовлетворенности
школьников и родителей учебно-воспитательным
процессом, взаимоотношения учеников друг с
другом (социометрия), выделение «группы риска» и
тому подобное, следует оставить социальному
педагогу, что, впрочем, не исключает его
взаимодействия с психологом.
· Отдельная сторона деятельности
социального педагога — изучение
психолого-медико-педагогических особенностей
личности учащихся «группы риска», их социальной
микросреды, условий жизни. В процессе
индивидуального обследования проблемного
ребенка социальный педагог может получить
информацию о взаимоотношениях в семье, со
сверстниками, учителями. Здесь ему понадобится
знание конфликтологии и проблем межличностного
общения, а также основ возрастной и специальной
психологии. Таким образом, взаимодействие с
психологом школы становится еще актуальнее.
Объединяет данных специалистов еще и тот факт,
что оба должны соблюдать этический кодекс, так
как их информация является строго
конфиденциальной.
· Социальный педагог оформляет
сберегательные вклады, решает вопросы
использования имущества детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей. Выступает их
представителем в суде. Социальному педагогу
необходимо не только знать законы, но и уметь
очень хорошо разбираться в семейной ситуации,
понимать глубинные проблемы семьи, чтобы не
навредить ребенку в тех случаях, когда речь идет
о лишении родительских прав или встает проблема,
с кем останется ребенок после развода родителей.
Здесь также неоценима помощь психолога. Она
может быть оказана как семье или ребенку, так и
самому социальному педагогу (в виде
консультации).
РАЗНЫЕ ПОЗИЦИИ
Принципиальное отличие профессиональной
деятельности социального педагога от работы
психолога заключается в активной позиции
первого по отношению к ребенку, оказавшемуся в
трудной жизненной ситуации.
Психолог помогает ребенку или семье, как правило,
тогда, когда к нему обратились. Навязывать
помощь, вторгаться во внутренний мир без
приглашения он не может, да в психологической
работе это и неэффективно. Социальный педагог не
только имеет право, но и обязан вмешиваться в
ситуацию. Это делается в случаях, когда
подвергаются опасности жизнь и здоровье ребенка.
Например, при жестоком обращении с применением
физического и психического насилия в семье или
при безразличном отношении к ребенку, когда ему
нечего есть и т.д.
В таких ситуациях социальный педагог посещает
дом ребенка, обследует условия его жизни. Делает
он это как официальное лицо — вместе с классным
руководителем и участковым милиционером. Далее
он связывается с различными инстанциями:
социальная защита, медицинские учреждения,
приюты, суды и т.д. Указанное отличие в
деятельности психолога и социального педагога
наглядно демонстрирует, что совмещать эти
должности одному человеку нецелесообразно, они
требуют разных деловых и личностных качеств.
Для большей результативности при работе с детьми
«группы риска» необходимо грамотно распределить
обязанности психолога школы и социального
педагога. Ребенку или подростку, имеющим
искаженные представления о мире взрослых,
желательно не отождествлять в одном лице волевую
и решительную учительницу, именуемую
«социальным педагогом», которая, возможно, на его
глазах довольно резко разговаривала с
родителями-дебоширами, и другую учительницу,
именуемую «психолог», которая общается с ним
совсем другим, умиротворяющим тоном. Второй —
«доброй учительнице» — у него будет больше
желания довериться.
Ребенок неосознанно склонен считать, что
«строгая учительница», раз она наказала старших,
«более сильных», способна наказывать и
остальных, а также его самого. А наказания он в
данный момент желает меньше всего, ему требуются
поддержка и понимание, несмотря на то что ругать,
как всегда, есть за что. Ругают или упрекают его в
чем-то и родители, и учителя, и директор школы, и
другие люди.
Так как психика подростка «группы риска»
особенно ранима и возможны неадекватные реакции,
очень важно, чтобы разные социальные роли
ассоциировались у него с разными людьми.
Ассоциация будет более устойчивой в
соответствующей обстановке. Сложно рассчитывать
на быстрый результат, если, например, психолог
пытается проводить доверительную беседу в
канцелярии, кабинете директора, врача. Ребенок
находится в напряженном состоянии, сходном с тем,
которое он испытывает при встрече с людьми этих
профессий. Важно учитывать любые мелочи в работе
с детьми «группы риска».
АЛГОРИТМ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ
Несмотря на то что профессиональные позиции
социального педагога и психолога по отношению к
ребенку различны, эти специалисты имеют единую
цель — помочь оказавшемуся в сложной ситуации.
Попробуем более детально выделить точки
соприкосновения этих специалистов в
обозначенном выше направлении их деятельности.
Для этого следует вспомнить некоторые
особенности, отличающие детей «группы риска».
Это наличие неблагоприятных социальных условий,
медицинские проблемы, усугубляющие физическое и
психическое состояние ребенка, и, как следствие,
отклоняющееся от нормы поведение и трудности
обучения. Дети «группы риска» — это та категория,
которая в силу определенных обстоятельств своей
жизни более других подвержена негативным
внешним воздействиям.
До тех пор пока жизненная ситуация терпима,
ребенок ничем особенным не отличается, он как бы
себя не выдает. Но взрыв, имеющий необратимые
последствия, может произойти в любой момент,
тогда работать будет гораздо труднее, потому что
придется иметь дело уже со следствием, а не с
причиной.
Алгоритм работы с детьми «группы риска»
может быть следующим:
1. Выделение детей «группы риска». Его можно
проводить методом «просвечивания», или
социального анкетирования. Специалистом
заполняется матрица по определенным параметрам
на всех детей учреждения. Происходит это при
интервьюировании учителей, воспитателей,
родителей. Для удобства выделяются четыре
основные группы критериев: социальные,
медицинские, учебные, поведенческие (см. табл.). В
результате определяются дети, которые имеют
неблагоприятные показатели в совокупности.
Они-то и составляют «группу риска». Такую работу
может провести социальный педагог.
2. Социальный педагог собирает сведения о
взаимотношениях таких детей в школе, классе,
семье, ведя наблюдение на уроках, переменах,
обследуя домашние условия.
3. Психолог проводит углубленную индивидуальную
диагностику по параметрам личностного,
интеллектуального развития.
4. Психолог и социальный педагог вместе ведут
картотеку, занося в индивидуальную карту ребенка
«группы риска» различные сведения
социально-психологического характера. При
необходимости организуют
психолого-медико-педагогические консилиумы для
определения маршрута обучения и воспитания
ребенка.
5. На основании полученных сведений строится
коррекционно-развивающая работа.
Психологической основой этой работы является
развитие у детей адекватного позитивного
видения своих возможностей, появление веры в
духовный рост, удовлетворение базовых
потребностей в любви и самоуважении. Происходить
это может в форме тренингов, индивидуальных
консультаций, с помощью включения в активную
учебную и внеучебную деятельность. Взрослому
надо постараться убедить ребенка, что он сам
справится со своими трудностями.
Условием реализации потенциальных возможностей
детей является создание благоприятной
социально-психологической обстановки доверия.
При этом важно формирование ценностных
ориентаций не только у ребенка, но и у окружающих
его взрослых. Социальный педагог отслеживает
динамику формирования принимающей социальной
среды (семьи, группы сверстников).
Тренинги личностного роста или индивидуальное
консультирование по психологическим проблемам
проводит, конечно, психолог. А социальный педагог
ведет работу по включению проблемного ребенка в
те виды деятельности, которые способствовали бы
его самореализации: спортивные секции, кружки
дополнительного образования, туристические
походы. Если необходимо, подключает медицинскую
и социальную помощь.
ТАБЛИЦА
школа ____ класс ______ учебный
год _____
Группы
критериев |
Критерии,
определяющие «группу риска» |
Номера
по классному
журналу |
1 |
2 |
... |
Медицинские |
Дети:
– имеют хронические заболевания внутренних
органов
– имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи
– часто и длительно болеют (пропускают по
болезни более 40 учебных дней в году)
– состоят на учете у психоневролога
– перенесли сложные медицинские операции
– перенесли стрессы |
|
|
|
Социальные |
– живут в асоциальной
семье (пренебрежительное или агрессивное
отношение к ребенку)
– в малообеспеченной семье;
– в семье беженцев, переселенцев (проблемы
адаптации и языковые)
– перешли в новую школу, класс, сменили место
жительства (проблемы адаптации)
– другое |
|
|
|
Учебно-
педагогические |
– имеют стойкую
неуспеваемость
– прогуливают, пропускают занятия без
уважительных причин
– другое |
|
|
|
Поведенческие |
– имеют стойкие
нарушения поведения
– трудности во взаимоотношениях со
сверстниками, учителями и родителями
– повышенная тревожность
– употребление психоактивных веществ
– другое |
|
|
|
Ирина КОНОВАЛОВА,
кандидат
психологических наук,
руководитель
социально-психологической
службы
Юго-Западного округа
г. Москвы
ЛИТЕРАТУРА
Семенов Г.С. Методика работы социального
педагога. — М.: Школьная пресса, 2003.
Социальная педагогика / Под ред. В.Г. Бочаровой.
— М.: Владос, 2004.
Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика
социальной работы. М.: Ключ-С, 1999.
Публикация произведена при поддержке некоммерческого партнерства «Равное право на жизнь». Некоммерческое партнерство «Равное право на жизнь» проводит социальную программу борьбы с онкологическими заболеваниями в России. Посетив сайт некоммерческого партнерства, который располагается по адресу http://www.ravnoepravo.ru/, Вы найдете большое количество статей, которые расскажут про рак легких, молочной железы, желудка и других видах онкологии, их симптомах, способах лечения и профилактики. Публикации, представленные на сайте, помогут узнать о том, как бороться с проблемами, вызываемыми раком и последствиями его лечения, а так же к Вашему вниманию последние новости медицины, возможность прочесть электронную версию газеты "Равное право на жизнь", получить онлайн консультацию квалифицированного специалиста, и ознакомиться с базой адресов и телефонов онкологических центров России.
|