Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГЕНЕТИКА. РОДОСЛОВНАЯ АЛЬТРУИЗМА

В.П. Эфроимсон
М., 2003

Похоже, на многие вопросы, над которыми из века в век бьются философы и психологи, давно знают ответы биологи. Или, по крайней мере, о них догадываются. Но в основном предпочитают помалкивать. Ибо истина редко бывает всем любезна, и честного ученого, который решится назвать вещи своими именами, и слушать не хотят, да еще и норовят обвинить во всех грехах.
Так и произошло с трудами выдающегося российского генетика В.П. Эфроимсона. Книга «Педагогическая генетика», которую он писал в 1974–77 гг., дожидалась публикации долгие годы и только в наши дни увидела свет. Эссе «Родословная альтруизма» в сокращенном (отнюдь не по авторской воле) варианте было напечатано в «Новом мире» еще в 1971 г. и уже тогда вызвало широкий общественный резонанс. Сегодня обе эти замечательные работы в полном объеме опубликованы в серии «Устройство мира» и доступны широкому кругу читателей (издатели, впрочем, не склонны преувеличивать широту этого круга — тираж книге положен в 1000 экземпляров).
Психологам прочитать эту книгу не просто очень полезно, а необходимо. Ведь поднятые в ней проблемы они издавна привыкли относить к своей епархии. Соответственно, и имена классиков психологии — Гальтона, Берта, Термена, Блума и др. постоянно встречаются на ее страницах. К тому же психологи в своей повседневной работе, сталкиваясь с теми или иными детскими проблемами, постоянно задаются безответным вопросом «Откуда что берется?» или, более конкретно, «В кого они такие уродились?». Об этом, собственно говоря, и написана книга.
Автор, которого отличают не только широчайшая научная эрудиция и титанический ум, но и исключительная честность и принципиальность, убедительно и бесхитростно развенчивает потуги «ученых» демагогов подменить гуманистическую идею равноправия абсурдной идеей всеобщего равенства. Книга разъясняет, каким образом врожденные (не побоимся этого слова!) особенности ребенка, унаследованные им биологические характеристики влияют на результат того или иного социального, педагогического воздействия. Автор доказывает, что политическое, социальное и духовное равенство если в принципе и достижимо, то только на прочном фундаменте неисчерпаемой наследственной гетерогенности человечества, а вовсе не на шаткой теории «чистого листа», на котором среда якобы может вывести любые письмена.
Наследственная составляющая в формировании характера, интеллекта, в проявлении способностей и склонностей — центральная тема книги. По прочтении ее проникаешься убеждением, что именно развитие идеи Эфроимсона о «бесчисленности человеческих пирамид» могло бы стать основой подлинно гуманистического, демократического подхода к воспитанию и образованию.
Автор убежден, что в образовательной политике нужно одновременно идти двумя путями — обеспечивать единообразным минимально достаточным уровнем образования всех детей, всех граждан демократического общества, при этом максимизировать обучающую среду для наиболее способных. «Жаль только жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе...»

Сергей СТЕПАНОВ