Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
В ШКОЛЕ

В.Г. Максимов
М.: Издательский центр
«Академия», 2002

В учебном пособии доктора педагогических наук, профессора В.Г. Максимова излагается система современных научных представлений о роли и сущности педагогической диагностики, ее месте в работе учителя — педагога-предметника и классного руководителя.
Знакомство с этой книгой позволит школьному психологу понять «зону ближайшего профессионального развития» своего главного соседа — педагога. Или по крайней мере узнать, как это развитие видится с высокого педагогического Олимпа.
Сразу можно сказать, что видится, в целом, масштабно и перспективно. Уже в предисловии автор задает общую цель педагогической деятельности — личность ребенка, его развитие и счастье. Тактически достижение этой цели возможно только в том случае, если вся педагогическая деятельность будет опираться на результаты профессиональной диагностики.
Так как пособие ориентировано прежде всего на студентов, то оно очень подробно и обстоятельно раскрывает методологические вопросы педагогической диагностики: сущность и функции, принципы и уровни, основы тестологии и т.д. Материал хорошо структурирован, логичен и, несомненно, удобен в изучении. Практический интерес представляют несколько последних глав, в которых рассматриваются конкретные направления и виды педагогической диагностики, а именно: а) общее состояние учебного процесса в классе; б) социальное развитие школьников; в) воспитательные возможности классного коллектива и воспитательный потенциал семьи; г) диагностика в профориентационной работе учителя. Один только перечень направлений диагностической работы вызывает закономерные вопросы: все это делает учитель? А зачем тогда в школе психолог и социальный педагог? Эти вопросы становятся еще более актуальными после знакомства с предлагаемым диагностическим инструментарием.
Так, в рамках диагностики общего состояния учебного процесса в классе педагогу предлагается заняться изучением успеваемости, производить самооценку собственных профессиональных качеств и исследовать личностные характеристики учащихся с помощью... личностного опросника Кэттелла. Для изучения уровня социального развития ему (этого и следовало ожидать) вменяется в обязанность проведение и обработка социометрии, а в рамках профориентационной работы предлагается традиционный (и порядком устаревший) набор профориентационных диагностических тестов. При этом изложение всех психологических методик страдает широко распространенным недугом: многие тесты даны без ссылок на авторов, качественная интерпретация данных в свете задач развития личности ребенка не представлена. Есть только ключи и краткие наименования шкал.
Системность в диагностической работе — это замечательно. Особенно если цель поставлена столь гуманистично — построение работы по развитию личности ребенка на основе диагностических данных. Но почему вся эта система — сложная, многогранная — должна держаться на одних плечах? Это особенно непонятно в наше время, когда практически в каждой школе есть психологи или социальные педагоги, способные профессионально осуществить свою часть диагностической работы.
Похоже, наши уважаемые смежники — педагоги — настолько привыкли все делать сами, что и сейчас не готовы поделиться частью работы с коллегами.

Марина БИТЯНОВА