ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
В ШКОЛЕ
В.Г. Максимов
М.: Издательский центр
«Академия», 2002
В учебном пособии доктора
педагогических наук, профессора В.Г. Максимова
излагается система современных научных
представлений о роли и сущности педагогической
диагностики, ее месте в работе учителя —
педагога-предметника и классного руководителя.
Знакомство с этой книгой позволит школьному
психологу понять «зону ближайшего
профессионального развития» своего главного
соседа — педагога. Или по крайней мере узнать,
как это развитие видится с высокого
педагогического Олимпа.
Сразу можно сказать, что видится, в целом,
масштабно и перспективно. Уже в предисловии
автор задает общую цель педагогической
деятельности — личность ребенка, его развитие и
счастье. Тактически достижение этой цели
возможно только в том случае, если вся
педагогическая деятельность будет опираться на
результаты профессиональной диагностики.
Так как пособие ориентировано прежде всего на
студентов, то оно очень подробно и обстоятельно
раскрывает методологические вопросы
педагогической диагностики: сущность и функции,
принципы и уровни, основы тестологии и т.д.
Материал хорошо структурирован, логичен и,
несомненно, удобен в изучении. Практический
интерес представляют несколько последних глав, в
которых рассматриваются конкретные направления
и виды педагогической диагностики, а именно: а)
общее состояние учебного процесса в классе; б)
социальное развитие школьников; в)
воспитательные возможности классного
коллектива и воспитательный потенциал семьи; г)
диагностика в профориентационной работе
учителя. Один только перечень направлений
диагностической работы вызывает закономерные
вопросы: все это делает учитель? А зачем тогда в
школе психолог и социальный педагог? Эти вопросы
становятся еще более актуальными после
знакомства с предлагаемым диагностическим
инструментарием.
Так, в рамках диагностики общего состояния
учебного процесса в классе педагогу
предлагается заняться изучением успеваемости,
производить самооценку собственных
профессиональных качеств и исследовать
личностные характеристики учащихся с помощью...
личностного опросника Кэттелла. Для изучения
уровня социального развития ему (этого и
следовало ожидать) вменяется в обязанность
проведение и обработка социометрии, а в рамках
профориентационной работы предлагается
традиционный (и порядком устаревший) набор
профориентационных диагностических тестов. При
этом изложение всех психологических методик
страдает широко распространенным недугом:
многие тесты даны без ссылок на авторов,
качественная интерпретация данных в свете задач
развития личности ребенка не представлена. Есть
только ключи и краткие наименования шкал.
Системность в диагностической работе — это
замечательно. Особенно если цель поставлена
столь гуманистично — построение работы по
развитию личности ребенка на основе
диагностических данных. Но почему вся эта
система — сложная, многогранная — должна
держаться на одних плечах? Это особенно
непонятно в наше время, когда практически в
каждой школе есть психологи или социальные
педагоги, способные профессионально осуществить
свою часть диагностической работы.
Похоже, наши уважаемые смежники — педагоги —
настолько привыкли все делать сами, что и сейчас
не готовы поделиться частью работы с коллегами.
Марина БИТЯНОВА
|