Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Под ред.
М.А. Гулиной
СПб.: Питер, 2004

Это издание, адресованное в первую очередь студентам и преподавателям высших учебных заведений, является первой работой, содержащей полное и систематическое описание психологических основ социальной работы.
Авторский коллектив справедливо считает, что развитие нового для нашей страны направления помощи наименее защищенным слоям населения нуждается в психологически обоснованной концепции. Поэтому они подошли к составлению этого учебного пособия серьезно и основательно. На его страницах читатели найдут как сугубо научные методологические вопросы, так и практико-ориентированные подходы к оказанию социальной помощи различным категориям нуждающихся в ней.
Достоинством этого издания является и то, что все его авторы являются практикующими психологами, работающими в социальной сфере. Их знания и опыт послужили основой для разработки уникального авторского подхода к оказанию социальной помощи, в основе которого лежит понятие социальной адаптации личности. Именно определение стратегий социальной адаптации является той самой психологической основой, на которой должна строиться социальная помощь. В книге не только дается развернутое определение этих важных понятий, но и представлены стратегии социальной адаптации, как их понимают представители различных психологических школ.
В главе, посвященной общей теории социальной работы, последняя рассматривается в свете системного анализа, что указывает на необходимость интегрированного подхода к личности человека. Здесь же читатели найдут раздел, где четко и поэтапно изложены основы психологического консультирования в социальной работе.
Вообще, при чтении этой книги приходишь к выводу, что оказанием социальной помощи профессионально может заниматься только психолог или человек, обладающий серьезными знаниями в области психологии и владеющий практическими приемами диагностики и консультирования. В этом окончательно убеждает глава, посвященная психологическим основам методологии социальной работы, где предложенные модели отражают то или иное психологическое направление.
Две практико-ориентированные главы посвящены психологической и социальной помощи семье и ребенку и помощи людям, оказавшимся в кризисных ситуациях. Если первая дает достаточно широкое представление об особенностях работы с различными категориями детей и семьей в целом, то вторая, казалось бы наиболее важная (о кризисной помощи), на мой взгляд, представлена не в полном объеме. Здесь почему-то отсутствуют такие актуальные сейчас направления, как помощь людям (и в первую очередь — детям), пострадавшим от насилия и жестокости, от последствий терроризма, а также работа с наркоманами и ВИЧ-инфицированными.
Но даже эти недостатки не портят общего впечатления от издания, которое может стать настоящей энциклопедией эффективных методов не только социальной, но и психологической помощи.

Ольга РЕШЕТНИКОВА