ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Под ред.
М.А. Гулиной
СПб.: Питер, 2004
Это издание, адресованное
в первую очередь студентам и преподавателям
высших учебных заведений, является первой
работой, содержащей полное и систематическое
описание психологических основ социальной
работы.
Авторский коллектив справедливо считает, что
развитие нового для нашей страны направления
помощи наименее защищенным слоям населения
нуждается в психологически обоснованной
концепции. Поэтому они подошли к составлению
этого учебного пособия серьезно и основательно.
На его страницах читатели найдут как сугубо
научные методологические вопросы, так и
практико-ориентированные подходы к оказанию
социальной помощи различным категориям
нуждающихся в ней.
Достоинством этого издания является и то, что все
его авторы являются практикующими психологами,
работающими в социальной сфере. Их знания и опыт
послужили основой для разработки уникального
авторского подхода к оказанию социальной помощи,
в основе которого лежит понятие социальной
адаптации личности. Именно определение
стратегий социальной адаптации является той
самой психологической основой, на которой должна
строиться социальная помощь. В книге не только
дается развернутое определение этих важных
понятий, но и представлены стратегии социальной
адаптации, как их понимают представители
различных психологических школ.
В главе, посвященной общей теории социальной
работы, последняя рассматривается в свете
системного анализа, что указывает на
необходимость интегрированного подхода к
личности человека. Здесь же читатели найдут
раздел, где четко и поэтапно изложены основы
психологического консультирования в социальной
работе.
Вообще, при чтении этой книги приходишь к выводу,
что оказанием социальной помощи профессионально
может заниматься только психолог или человек,
обладающий серьезными знаниями в области
психологии и владеющий практическими приемами
диагностики и консультирования. В этом
окончательно убеждает глава, посвященная
психологическим основам методологии социальной
работы, где предложенные модели отражают то или
иное психологическое направление.
Две практико-ориентированные главы посвящены
психологической и социальной помощи семье и
ребенку и помощи людям, оказавшимся в кризисных
ситуациях. Если первая дает достаточно широкое
представление об особенностях работы с
различными категориями детей и семьей в целом, то
вторая, казалось бы наиболее важная (о кризисной
помощи), на мой взгляд, представлена не в полном
объеме. Здесь почему-то отсутствуют такие
актуальные сейчас направления, как помощь людям
(и в первую очередь — детям), пострадавшим от
насилия и жестокости, от последствий терроризма,
а также работа с наркоманами и
ВИЧ-инфицированными.
Но даже эти недостатки не портят общего
впечатления от издания, которое может стать
настоящей энциклопедией эффективных методов не
только социальной, но и психологической помощи.
Ольга РЕШЕТНИКОВА
|