Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПСИХОЛОГА
И ПЕДАГОГА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

В.А. Родионов,
М.А. Ступницкая
Ярославль:
Академия развития:
Академия Холдинг, 2002

Многие изменения, происходящие в современном образовании, вызывают противоречивую, а порой и резко отрицательную реакцию. Появление психолога в школе также было встречено весьма настороженно, особенно учителями. Это вполне объяснимо: традиционно существовали два главных действующих лица в образовательном процессе — учитель и ученик. Один учит, другой учится. А чем занимается психолог? Он призван помочь и тому и другому, но, чтобы справиться с профессиональными обязанностями, психологу не только желательно, но и необходимо научиться устанавливать продуктивные отношения и с педагогами, и с детьми.
В этой книге речь идет о взаимодействии психолога с учителями. Она будет особенно полезна молодым психологам, которые знают (хочется так думать), чем должен заниматься психолог в школе, но плохо представляют, как согласовать собственные действия с действиями педагогов и тем самым органично вписаться в школьную жизнь.
По мнению авторов, залогом успешной работы психолога с педагогами является многообразие применяемых им форм психологического сопровождения: консилиум, организационно-деловая игра, профессиональные студии с элементами тренингов и пр. В частности, авторы подробно рассказывают о психолого-педагогическом консилиуме как конкретной форме организации такого взаимодействия. Это, естественно, не единственная, но весьма действенная форма профессионального общения.
К числу несомненных достоинств издания следует отнести то, что авторы пишут не о гипотетически разработанных формах взаимодействия, а обобщают собственный опыт. Кроме того, особое внимание здесь уделяется психолого-педагогическим методам повышения психологической компетенции педагогов. Они предлагают один из вариантов психологического анализа урока, рассказывают о некоторых видах специально организованных занятий с учителями.
Знакомство с методами и формами работы не гарантирует успешного использования их на практике, но не вызывает сомнения, что стремление психолога организовать сотрудничество вызовет положительный отклик у педагогов, что само по себе тоже может рассматриваться как позитивный факт.
Пособие выпущено в серии «Практическая психология в школе» и, естественно, предназначено прежде всего практикующим психологам. Однако оно будет полезно и будущим специалистам — студентам психологических вузов, так как поможет им в дальнейшей самостоятельной работе не только ориентироваться на решение узкопрофессиональных задач, но и осознать роль психолога в образовательном процессе.
Некоторое недоумение вызывают лишь сетования автора по поводу учебной нагрузки, которая у старшеклассников достигает 50–60 часов в неделю, что составляет 8–10 (!) уроков в день при шестидневной неделе обучения. Где такие школы? За годы работы мне не приходилось сталкиваться со случаями такой перегрузки.

Марина СТЕПАНОВА