ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПСИХОЛОГА
И ПЕДАГОГА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
В.А. Родионов,
М.А. Ступницкая
Ярославль:
Академия развития:
Академия Холдинг, 2002
Многие изменения,
происходящие в современном образовании,
вызывают противоречивую, а порой и резко
отрицательную реакцию. Появление психолога в
школе также было встречено весьма настороженно,
особенно учителями. Это вполне объяснимо:
традиционно существовали два главных
действующих лица в образовательном процессе —
учитель и ученик. Один учит, другой учится. А чем
занимается психолог? Он призван помочь и тому и
другому, но, чтобы справиться с
профессиональными обязанностями, психологу не
только желательно, но и необходимо научиться
устанавливать продуктивные отношения и с
педагогами, и с детьми.
В этой книге речь идет о взаимодействии
психолога с учителями. Она будет особенно
полезна молодым психологам, которые знают (хочется
так думать), чем должен заниматься психолог в
школе, но плохо представляют, как согласовать
собственные действия с действиями педагогов и
тем самым органично вписаться в школьную жизнь.
По мнению авторов, залогом успешной работы
психолога с педагогами является многообразие
применяемых им форм психологического
сопровождения: консилиум, организационно-деловая
игра, профессиональные студии с элементами
тренингов и пр. В частности, авторы подробно
рассказывают о психолого-педагогическом
консилиуме как конкретной форме организации
такого взаимодействия. Это, естественно, не
единственная, но весьма действенная форма
профессионального общения.
К числу несомненных достоинств издания следует
отнести то, что авторы пишут не о гипотетически
разработанных формах взаимодействия, а обобщают
собственный опыт. Кроме того, особое внимание
здесь уделяется психолого-педагогическим
методам повышения психологической компетенции
педагогов. Они предлагают один из вариантов
психологического анализа урока, рассказывают о
некоторых видах специально организованных
занятий с учителями.
Знакомство с методами и формами работы не
гарантирует успешного использования их на
практике, но не вызывает сомнения, что стремление
психолога организовать сотрудничество вызовет
положительный отклик у педагогов, что само по
себе тоже может рассматриваться как позитивный
факт.
Пособие выпущено в серии «Практическая
психология в школе» и, естественно,
предназначено прежде всего практикующим
психологам. Однако оно будет полезно и будущим
специалистам — студентам психологических вузов,
так как поможет им в дальнейшей самостоятельной
работе не только ориентироваться на решение
узкопрофессиональных задач, но и осознать роль
психолога в образовательном процессе.
Некоторое недоумение вызывают лишь сетования
автора по поводу учебной нагрузки, которая у
старшеклассников достигает 50–60 часов в неделю,
что составляет 8–10 (!) уроков в день при
шестидневной неделе обучения. Где такие школы? За
годы работы мне не приходилось сталкиваться со
случаями такой перегрузки.
Марина СТЕПАНОВА
|