Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №23/2004


ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

ПОМОЧЬ ДЕТЯМ РАСКРЫТЬСЯ

Здравствуйте, уважаемая редакция газеты «Школьный психолог»!
Прежде всего хочу поблагодарить вас за создание удивительно нужной газеты!
Работаю школьным психологом в сельской школе с момента появления у нас этой должности — с 1997 года. И выписываю вашу газету с 1998-го. Для нашей белорусской глубинки советы вашей газеты просто бесценны: я не только помогаю решать проблемы своим подопечным, но избавляюсь от собственных.
Когда я появилась в школе, учащиеся отнеслись ко мне с настороженностью и недоверием. И моя компетентность, и доверие ко мне ребят увеличивались пропорционально увеличению номеров «Школьного психолога» на моем столе. Настороженность переросла в доверие и дружбу.
В школе уже три года подряд, пользуясь материалами вашей газеты, провожу неделю психологии. А после первой же недели психологии стало ясно, что игнорировать эту науку в стенах школы невозможно.
Игра «Следопыт», с которой начиналась наша неделя, полностью изменила обычный школьный день: никто не нарушал дисциплину (кстати, всю неделю) — все бегали в поисках нужной информации, все были заняты делом.
«Тайный друг» дал возможность и детям, и взрослым проявить свои симпатии и лучшие качества; и подарков было подарено очень много.
В школе царила особая атмосфера. В результате образовался «Клуб тайных друзей», который продолжил традицию тайных добрых дел.
Вечер для старшеклассников и педагогов «Звездные перекрестки» заставил участников задуматься о глобальных проблемах, настолько серьезно все отнеслись к происходящему, было непривычно тихо. После этого вечера лед тронулся и в отношениях «психолог — старшеклассники».
Успешно прошло «Путешествие в Волшебную страну» во 2-м классе, благо тогда к ребятам как раз пришел новый учитель, как того и требовали условия игры.
Что касается «забора», то он имел такой успех, что был исписан до дыр. Авторов самых остроумных фраз мы премировали.
В неделе психологии вторым ключевым мероприятием стала игра «Позитивные поступки», идею которой я взяла из вашей публикации о кандидате психологических наук Владимире Георгиевиче Ромеке (№ 12, 2003). «Наказанием можно многое разрушить, но ничего невозможно создать...» Были заготовлены бумажные «яблочки», и детям предлагалось делать хорошие дела в обмен на «яблочки» с последующим обменом оных на оценки. Что тут началось! Как по мановению волшебной палочки (феи Психологии), ученики стали вежливыми, предупредительными, внимательными. Встречали учителя уже у дверей учительской, помогали ему донести до класса книги и журнал, в классе пододвигали стул и даже желали счастья, здоровья и удачного дня. Те, кто постарше, подменили техперсонал и вымыли всю школу.
Подводя итоги недели, мы, педагоги, убедились, как много в наших детях есть хорошего, нужно только помочь этому раскрыться!
Секреты поведенческой психотерапии, прочитанные в вышеупомянутой статье, я использую и в своей преподавательской работе, чтобы достичь взаимопонимания с детьми, повысить успеваемость и интерес к предмету.
В апреле этого года прошла в школе неделя психологии-3. Особый успех имели «День самоуправления» и игра «Сотрудничество» в младших классах. Для родителей учащихся мною были подобраны рекомендации за подписью «Добрые советы от психолога» — о важности любви к детям, о воспитании ответственности, о детском вранье, о подростковом возрасте, о детской дислалии и дислексии, об агрессивности и т.д.
Рекомендации были размножены с помощью ксерокса, и детям предлагалось выбрать для своих родителей любую. Советы среди учащихся пользовались большим спросом, и таким образом я «заочно» провела более 60 консультаций за один день.
Очень помог в организации недели психологии материал психологов Экономической школы-лицея г. Москвы. Хотелось бы увидеть на ваших страницах обещанное авторами продолжение. Я желаю вашему коллективу дальнейшего процветания и еще раз благодарю за публикуемый ценный материал. Статьи не только помогают в работе, но и заставляют о многом задумываться, менять свои взгляды, словом — не стоять на месте.
Особое спасибо господину главному редактору за статью в № 2 за 2004 год. Она потрясла меня своей правдивостью.
Всех вам благ и увеличения тиража.

С уважением

Лилия Михайловна МАСАЛОВА,
психолог,
Синицкая средняя школа,
Бешенковичский р-н,
Витебская обл.,
Республика Беларусь