ЖИЗНЬ В УДОВОЛЬСТВИЕ
С трибуны конференции (см. с. 6–7
настоящего номера) часто звучали мысли о том, что
нормальные условия для воспитания ребенка могут
быть созданы только в семье.
С этим утверждением позволила себе не
согласиться Г.И. КАМАЕВА, кандидат
педагогических наук, заместитель директора
Санкт-Петербургского
социально-реабилитационного центра
«Воспитательный Дом». Анализируя опыт работы
своего коллектива по медико-социальной и
психолого-педагогической реабилитации
безнадзорных детей, Галина Игнатьевна блестяще
доказала, что это не так. Основными принципами
своей работы она согласилась поделиться с
читателями «Школьного психолога»
Сейчас, в отличие от
других кризисных этапов жизни нашей страны,
практически нет беспризорных детей, но есть
более страшная категория — дети безнадзорные.
Все больше случаев, когда дети, прожив какое-то
время в семье опекунов или родителей (которые не
справляются с их воспитанием), уходят на улицы,
совершают различные правонарушения.
Сформировалась целая социальная прослойка
безнадзорных детей, которые не воспринимают
бродяжничество как бедствие. И чтобы вернуть их в
семью, необходимо кардинально менять их
отношение к жизни. Одной из оптимальных форм
возвращения таких детей к нормальной жизни
являются социально-реабилитационные центры и
приюты, где созданы условия, близкие к домашним.
Мне приходится много ездить по России, и я вижу,
что существует множество детских учреждений, где
созданы теплые условия, способные отогреть душу
ребенка. Это прекрасно, но, к сожалению, одного
этого не достаточно. Если дети, несмотря даже на
хорошее отношение к ним, живут большой группой,
если они не имеют модели семейных отношений, то
их реабилитация не будет полноценной.
Оптимальным видится создание детских центров
или приютов семейного типа с системой
квартирного проживания. Там дети ощущают себя
членами небольшого социума по типу семьи. Кроме
того, в детском учреждении должна быть создана
развитая и гибкая инфраструктура, способная
отреагировать на любые потребности в
реабилитации.
ГИБКОСТЬ И КРЕАТИВНОСТЬ
Одним из слагаемых успешной работы с таким
сложным контингентом детей является, конечно же,
профессионализм сотрудников. Хотя сейчас во
многих вузах учат студентов социальной и
реабилитационной работе с детьми, но настоящих
профессионалов можно подготовить только на
месте, когда разные специалисты будут учиться
друг у друга.
С этой целью у нас в реабилитационном центре
создано отделение методики, технологии и
инновации, где мы занимаемся разработкой приемов
и методов работы с детьми. Мы моделируем игровые
ситуации, в процессе которых возможно решение
серьезных педагогических и психологических
задач, разрабатываем стратегии реагирования на
нестандартное поведение детей.
В этой работе принимают участие все специалисты
центра. В тесном контакте работают психологи,
педагоги, воспитатели, социальные работники.
Наши усилия будут только тогда эффективными,
когда во всех подразделениях центра будет
создано единое реабилитационное пространство,
объединенное общими задачами, решаемыми в едином
методическом ключе.
Одной из наших совместных разработок является
«реабилитационная матрица». Она представляет
собой карту, в которой педагоги, психологи,
социальные и медицинские работники фиксируют
динамику индивидуального развития ребенка, его
положительных и отрицательных качеств,
анализируя, что происходит с ребенком в
результате попыток решить его проблемы.
Нам кажется, что разработанная нами карта дает
возможность наглядно прослеживать результаты
реабилитационной работы. Причем не
количественные, а качественные. Ведь дети
приходят к нам, пережив разнообразные кризисные
ситуации. И, несмотря на то что у них много общих
проблем, мы должны очень четко понимать, что без
индивидуальной работы с каждым воспитанником
результата не будет.
Но самое главное, что я хотела бы отметить, это
наличие в деятельности реабилитационного
учреждения так называемой усиливающей
концепции. Из нее следует, что подходы, на которых
строится работа, должны быть не застывшими, а
постоянно развивающимися, мы должны гибко
реагировать на меняющиеся обстоятельства и
возникающие проблемы. Ведь хороший врач, который
лечит пациента, постоянно отслеживает течение
болезни, ищет новые лекарства. Так же должна быть
построена и коррекционная работа.
Поэтому концепция реабилитационного учреждения
должна напоминать кубик Рубика: иметь
сердцевину, которая позволяет трансформировать
модули, находящиеся вокруг нее, поворачивая их в
разные стороны. Благодаря такому подходу
реабилитационная концепция учреждения будет
гибкой и сможет постоянно меняться в
соответствии с текущими задачами.
КОНТРАСТЫ
Хотелось бы познакомить с некоторыми
принципами коррекционной и реабилитационной
работы центра. Прежде всего, это создание такой
атмосферы, которая была бы контрастной по
отношению к условиям, в которых раньше находился
ребенок. И начинать надо с создания достойного
быта. Дети, попадая в реабилитационный центр,
должны ощутить своеобразный эстетический шок.
Они должны понять: то, как они жили прежде,
окружавшая их неухоженность и неустроенность,
отсутствие чистоты и порядка, осталось в прошлом.
А здесь им предлагается другая жизнь, в которой
чистота, уют являются своеобразным культом.
Проживание детей в совершенно новых для них,
комфортных условиях приносит неожиданные плоды.
Дети начинают понимать, что красота —
обязательная принадлежность жизни. Именно
поэтому, когда мы делаем ремонт, когда думаем о
том, что и как в комнате оформить, мы делаем это
вместе с ребятами, исходя из высоких
эстетических соображений.
Второй «контрастный» принцип — это
принцип «озабоченности». Психологи утверждают,
что для ребенка одинаково губительно как полное
безразличие к его жизни со стороны взрослых, так
и гиперопека. Наши дети, к сожалению, других
отношений не знают: их либо наказывали за
малейшую провинность, либо не обращали на них
никакого внимания.
Поэтому мы даем им понять, что взрослые, которые
несут за них ответственность, за них беспокоятся.
Хотя наш центр и является открытым учреждением,
но тем не менее у наших детей нет возможности
уходить когда угодно и куда угодно. Мы не
позволяем им без разрешения ни выходить на
прогулку, ни уезжать куда-нибудь. Кроме того, они
знают, что если отпущены куда-то в гости, они
должны вернуться вовремя. Это очень важный
момент.
Мы добиваемся, чтобы дети сами доходили до
понимания того, почему им нельзя опаздывать.
Оказывается, что делать это нельзя по одной
простой причине — за них очень беспокоятся.
Ребенок не должен бояться того, что на него
накинутся с кулаками и нотациями. Он должен
осознать: оказывается, обо мне беспокоятся, за
меня волнуются! Сначала это даже вызывает
удивление и непонимание. Ну что такого, опоздал
на час или не пришел ночевать, но потом в его
сознании рождается простая истина: я кому-то
нужен, поэтому обо мне беспокоятся!
«ХОЧУ, МОГУ, НАДО!»
Следующий очень важный принцип — это
принцип совместной деятельности. На мой взгляд,
самое слабое место во всех реабилитационных
учреждениях — то, что мы не можем предоставить
нашему ребенку такой спектр разных видов
деятельности, где он мог бы наиболее ярко
проявиться. Тем более что разрыв между «могу,
хочу и надо» у наших воспитанников колоссальный.
Ведь зачастую они не делают что-то не потому, что
не хотят, а потому, что не могут. Или если это
«надо», то они отрицают его.
Гармония между «хочу, могу и надо» легко
возникает только тогда, когда есть деятельность,
которая приятна детям и ими лично осмыслена. И
здесь не обойтись без игровых ситуаций. Наши
воспитатели прошли многочисленные семинары и
практикумы по теории игры, по обучению игровым
приемам. Сейчас в каждой из квартир (а их у нас
пять, и в каждой проживают по 14–15 человек) дети
находятся в определенной игровой ситуации.
Например, у нас есть старшая группа — группа
спасателей. Есть ребята, составляющие команду
корабля. Более младшие дети играют в град Китеж и
доктора Айболита. Такой подход сложен в самом
начале, когда нужно вживаться в роль. Кстати, все
взрослые тоже задействованы в этой игре: они
выступают в роли командиров, врачей и т.д.
Игровая ситуация способствует тому, что дети не
сопротивляются нормам и указаниям, а принимают
их, поскольку действуют, исходя из собственной
роли. Игра, с одной стороны, самый свободный, а с
другой — самый ограниченный вид деятельности,
поскольку невозможно играть, если ребенок не
хочет этого. Это единственный вид деятельности,
который не может совершаться по принуждению.
Игровая деятельность, включенная в жизнь центра,
становится частью жизни детей. Через нее они
осознают и принимают определенные поведенческие
и даже нравственно-этические нормы и ценности.
Это большое педагогическое подспорье и
богатейший педагогический инструментарий. Ибо
деятельность только тогда приносит
удовольствие, когда она созидательна, когда
результаты ее видны.
Здесь хочется привести такой пример. Летом наши
ребята уезжали в один из известных монастырей.
Сначала я достаточно иронично отнеслась к этому:
ведь там надо придерживаться строгих канонов. Но
когда ребята вернулись, я поразилась тому, с
каким восторгом они рассказывали, как совершали
послушания, как слушались батюшку. Они были
уверены, что внесли значительный вклад в общую
деятельность.
Теперь немного об удовольствии. Если человек не
получает его от собственной полноценной жизни,
то ищет различные суррогаты этого состояния,
принимая алкоголь, наркотики. Самая главная
задача реабилитационного центра — дать
возможность детям почувствовать удовольствие от
самого себя, от окружения, от жизни; удовольствие
от того, что впереди есть будущее, в котором они
будет созидателями.
Я думаю, что если мы будем об этом помнить, будем
работать над созданием у каждого ребенка
ощущения полноты жизни, то, наверное,
удовлетворим самые глубинные их потребности. И
психологи должны помнить об этом в первую
очередь!
Записала
Ольга РЕШЕТНИКОВА
Статья подготовлена при поддержке интернет-магазина «Kabiri.ru». Качественные столовые приборы из серебра-это не только инструменты сервировки стола, но и показатель статуса хозяина дома. В интернет-магазине «Kabiri.ru» Вы сможете приобрести серебряные столовые приборы по оптимальным ценам. Интернет-магазин «Kabiri.ru» имеет штат высококвалифицированных сотрудников, которые, в кратчайшие сроки, смогут доставить заказ в целости и сохранности.
|