ПОСЛЕДНИЙ ИЗ МОГИКАН
Именно так называл себя в
последние годы жизни Д.Б. Эльконин, так как уже не
было рядом тех, с кем он в течение нескольких
десятилетий развивал, конкретизировал и
воплощал в жизнь идеи культурно-исторической
психологии Л.С. Выготского.
Молодым психологам Эльконин известен прежде
всего как один из создателей теории развивающего
обучения. Очевидно, что этим вклад Эльконина в
отечественную психологию не ограничивается,
хотя следует отметить, что он преимущественно
занимался вопросами детской и педагогической
психологии, и в частности игровой и учебной
деятельности.
В связи со 100-летием со дня рождения Эльконина
(1904–1984) в Психологическом институте РАО
состоялись Эльконинские чтения, а журнал «Вопросы
психологии» подготовил целый юбилейный номер.
На страницах журнала ученики и последователи
Эльконина рассказывают не только о его научном
вкладе, но и о возможностях проведения
современных психологических исследований с
опорой на идеи своего учителя.
НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Открывает номер статья А.Г. Асмолова
«Вперед к Д.Б. Эльконину: неклассическая
психология будущего». Название статьи — не
игра слов, а точное отражение ее основных
положений, понимания и осознания автором
содержания «жизнетворчества» Эльконина.
Асмолов перефразирует высказывание Эльконина
«Назад к Выготскому», призывая тем самым всех
современных психологов вернуться к истокам
нашей психологии и бережно распорядиться
доставшимися в наследство идеями и гипотезами.
Что касается термина неклассическая
психология, то Эльконин, оценивая вклад
Выготского в психологическую науку, назвал его
основоположником неклассической психологии. По
мнению Эльконина, Выготский создал психологию,
«которая представляет собой науку о том, как из
объективного мира искусства, из мира орудий
производства, из мира всей промышленности
рождается и возникает субъективный мир
отдельного человека». Можно предположить, что
идеи Эльконина оказались весьма современными и
созвучными настроению отечественных психологов,
так как соответствующие ссылки встречаются на
страницах журнала неоднократно.
Анализируя развитие Элькониным неклассической
психологии, Асмолов обращает внимание на то, что
в дневниках Эльконина «посеяны ...эмбрионы многих
будущих возможностей развития науки и
социальной практики». Одной из самых
конструктивных линий явилась стратегия развития
системы образования, которая была реализована в
психолого-педагогической системе развивающего
обучения Эльконина–Давыдова.
После статьи Асмолова хочется почитать дневники
Эльконина. Такую возможность предоставляет
редакция журнала. В «Выдержках из научных
дневников (1960–1962)» затрагиваются разные
проблемы: учебной деятельности, подросткового
возраста, периодизации и др., которые могут быть
интересны и полезны психологу, работающему с
детьми. Интересна, например, мысль Эльконина о
том, что психическое развитие нельзя определять
по продуктам. Идеи ученого представлены в
дневниках в сжатом виде: вместо развернутого
изложения — скупые фразы, поэтому требуется
большая самостоятельная работа по их пониманию и
осознанию. Пожалуй, более всего этому будет
способствовать чтение опубликованных работ.
ОПЫТ ПОНИМАНИЯ
Каждый психолог по-своему видит вклад того или
иного ученого в науку, однако некоторые суждения
заслуживают особого внимания. В этом отношении
примечательна статья В.П. Зинченко «Загадка
творческого понимания».
Зинченко, во-первых, излагает основные вехи
научной биографии Эльконина, которую предлагает
рассматривать как процесс понимания теории
Выготского. Этот процесс длился 53 года, начиная с
момента встречи Эльконина с Выготским в 1931 году и
до смерти Эльконина в 1984 году. Во-вторых, Зинченко
ставит задачу осмыслить вклад Эльконина в
культурно-историческую психологию, в понимание
ее как объективной науки о субъективном мире.
Статья Зинченко сильно отличается от остальных
публикаций журнала и по форме, и по содержанию.
Что касается формы, то ссылки на философов,
поэтов, литераторов позволяют взглянуть на
научное наследие Эльконина с необычной стороны.
Содержание статьи также выходит за рамки оценки
вклада Эльконина в психологию — автор дает
ретроспективу всей культурно-исторической
психологии. Кому-то эта публикация может
показаться спорной, кому-то слишком сложной, но
не вызывает сомнения позиция ее автора.
Размышления о некоторых особенностях развития и
состояния современной отечественной психологии
содержатся и в статье А.Л. Венгера «Д.Б. Эльконин
и сегодняшняя российская психология».
По мнению Венгера, было бы неверно рассматривать
советскую психологию как пройденный
исторический этап, которому место лишь в
учебниках. В частности, весьма перспективным
автору видится подход Эльконина, который в
наименьшей степени страдает недостатками,
характерными для советской психологии:
оторванностью от практики и недоучетом
аффективно-личностной сферы.
Венгер отмечает, что Эльконин одним из первых
отечественных психологов вернул психологии ее
практическое значение — он создал
экспериментальную школу, где на основе
теоретических представлений о соотношении
обучения и развития начал разрабатывать систему
развивающего обучения.
Развитию личности Эльконин придавал решающее
значение. Венгер приводит цитату из научных
дневников Эльконина, которая не нуждается в
комментариях: «...Личность — высшая
психологическая инстанция организации и
управления своим поведением, заключающаяся в
преодолении самого себя».
УЧЕНИКИ В ПСИХОЛОГИИ
Статьями общетеоретического характера
содержание журнала не исчерпывается. О
результатах конкретно-психологических
исследований, выполненных в русле идей
Эльконина, рассказывают его ученики и
последователи. Б.Д. Эльконин («Действие как
единица развития») анализирует вклад своего
отца в психологию развития, в частности
развивает его идею о смысловом и
операционно-техническом аспектах действия.
К проблеме периодизации психического развития
обращается К.Н. Поливанова («Периодизация
детского развития: опыт понимания»), которая
ставит вопрос о своеобразном психологическом
содержании отдельных возрастных периодов. Она
предполагает, что существует специфика
механизмов развития в периоды, относящиеся к
двум разным системам: «ребенок — общественный
взрослый» и «ребенок — общественный предмет».
Г.А. Цукерман в статье «Развитие учебного
сообщества» в качестве предмета анализа
выделила учебное взаимодействие на уроке,
построенном в традициях обучения по системе
Эльконина–Давыдова. Автору удалось показать,
что последовательное построение и
психологический анализ учебной деятельности в
начальной школе помогают открывать для младших
школьников новые возможности действия, а для
психологов — новые знания о потенциальных
возможностях десятилетних детей.
По мнению Цукерман, к концу начального обучения
учителю удается передать детям навыки учебной
деятельности, но субъектом учебной деятельности
выступает не каждый ребенок, а класс как учебное
сообщество. В связи с этим задачей обучения в
основной школе является индивидуализация
способности ставить и решать учебные задачи.
В заключение своей статьи Цукерман приводит
слова Эльконина, который называл содержание
обучения ключом ко всей проблеме развивающего
обучения в младшем школьном возрасте. По ее
мнению, замком к этому ключу является совместная
учебная деятельность детей.
Известно, что Эльконин специально занимался
изучением игровой деятельности дошкольников,
результаты которого отражены в его монографии
«Психология игры». Неслучайно в нескольких
статьях журнала речь идет об особенностях
сюжетно-ролевой игры дошкольников, живущих в ХХI
веке.
Для школьных психологов практический интерес
представляет статья Е.О. Смирновой и О.В. Гударевой
«Игра и произвольность у современных
дошкольников». Авторы обращают внимание на то,
что готовность к школе является главной заботой
и родителей, и воспитателей, что, как это ни
парадоксально, своим результатом имеет
сворачивание игры в силу своеобразного
понимания показателей готовности ребенка к
обучению в школе. Под видом модернизации
образования детское развитие подвергается
симплификации (напомню, что А.В. Запорожец
говорил об амплификации — обогащении детского
развития средствами именно игровой
деятельности), то есть чрезмерному упрощению и
обеднению. Сегодня развитие отождествляется с
накоплением знаний, навыков и умений, которые и
проверяются при приеме детей в первый класс.
За этим пониманием лежит традиционное
представление о ребенке как о маленьком
взрослом, только ничего не знающем и не умеющем.
По мнению авторов, такое понимание детского
развития неизбежно ведет к обеднению и сужению
возможностей ребенка, результатом чего является
снижение уровня общего развития.
Эльконин возражал против такого примитивного
подхода к детскому развитию и подчеркивал, что
источники развития ребенка скрыты в
специфических формах его деятельности.
Эффективное и полноценное (а не ускоренное)
развитие ребенка предполагает не сворачивание
игры, а своевременное и максимально полное
использование ее возможностей. Хотелось бы
донести эту «старую» мысль Эльконина до тех, кто
сегодня определяет, каким должен прийти
дошкольник в школу.
ТАЙНОЕ ЖЕЛАНИЕ
В публикациях журнала неоднократно была
высказана мысль о современном звучании многих
идей Эльконина. Трудно не согласиться с Венгером,
который считает необходимым осмыслить путь
своего учителя, с тем чтобы увереннее
продолжать свое собственное движение по этому
пути.
При этом не следует забывать, что
профессиональная жизнь Эльконина не
ограничивалась теоретическими разработками.
Хочется напомнить всем состоявшимся психологам
и тем, кто находится в начале своего
психологического пути, что Эльконин был
прекрасным практиком. По воспоминаниям тех, кто
работал вместе с Элькониным, он с интересом
относился к живому ребенку, в совершенстве
владел клиническим методом исследования,
отличался наблюдательностью и прозорливостью.
Наконец, он был прирожденным учителем, способным
покорить учеников любого возраста.
Признайтесь, разве не таким психологом —
знающим, умеющим, понимающим — хочется стать
каждому из нас?
Марина СТЕПАНОВА
|