Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №23/2004


ИГРОТЕКА

Педагог— воспитанник:
взаимные ожидания

Дом детского творчества относится к системе дополнительного образования, поэтому одним из важнейших направлений в работе педагога-психолога является психологическое просвещение всех участников учебно-воспитательного процесса.
Одной из задач нашей службы является психологическое сопровождение становления педагога, преодоление проблем, связанных с эффективностью деловой и межличностной коммуникации между педагогом и воспитанником.
Каким мы, педагоги, видим нашего ученика, каким бы хотели видеть его в идеале, каков он, сегодняшний педагог, и каким должен быть? Какими чертами обладает успешный взрослый человек в сегодняшнем мире? А как на эти вопросы ответит современный подросток? Наши ответы совпадут или будут значительно отличаться? И если окажется последнее, сможем ли мы понять, почему так происходит, и найти ключ к взаимопониманию с нашими воспитанниками? А взаимопонимание педагогу-гуманисту, строящему отношения на сотрудничестве со своими питомцами, совершенно необходимо для достижения совместно с нашими повзрослевшими детьми поставленных целей.
Эти вопросы я предложила педагогам ДДТ, проводя деловую игру «Педагог—воспитанник: взаимные ожидания».
Игра состояла из двух этапов. На первом участники получили задание: записать на листочках по пять качеств, наиболее ярко проявляющихся у реального ученика — у идеального ученика; реального педагога — идеального педагога; успешного взрослого. Мы разбились на группы, перед которыми была поставлена задача: выработать единое представление об ученике, педагоге, успешном взрослом и записать черты получившегося портрета на выданных листах.
Затем все сели в круг и, обсудив предложенные варианты, создали собирательные образы. Вот что у нас получилось.

Воспитанник

реальный
творческий
любознательный
в меру воспитан
общительный
ориентирован
на западную культуру

идеальный
творческий
воспитанный
целеустремленный
самостоятельный
добросовестный

Педагог

реальный
творческий
любящий детей
хороший профессионал
уравновешенный
порядочный

идеальный
творческий
любящий детей и любимый ими
хороший профессионал
высококультурный
отзывчивый

Успешный взрослый

здоровый
целеустремленный
высокопрофессиональный
напористый
обеспеченный материально

На втором этапе я предложила педагогам ознакомиться с результатами подобной работы, проделанной нашими воспитанниками из групп гувернеров, юных психологов, журналистов, и обсудить полученный материал. Вот что написали дети.

Воспитанник

реальный
эгоистичный
демонстративный
общительный
гордый
с чувством юмора

идеальный
добросовестный
умный
самостоятельный
общительный
целеустремленный

Педагог

реальный
не терпит возражений
имеет любимчиков
занят своими делами
неорганизованный
добросовестный

идеальный
уравновешенный
добрый, отзывчивый
эрудированный
общается на равных,
не имеет любимчиков
знает предмет,
умеет заинтересовать

Успешный взрослый

умный
предприимчивый
целеустремленный
честный
уважает окружающих

Для того чтобы задать динамику обсуждения, были розданы карточки, например: реальный воспитанник (глазами детей и педагогов); реальный педагог (глазами детей и педагогов); идеальный педагог (глазами детей и педагогов); успешный взрослый (глазами детей и педагогов); идеальный воспитанник — успешный взрослый (глазами детей); идеальный педагог — успешный взрослый (глазами детей); идеальный воспитанник — успешный взрослый (глазами педагогов) и т.д. Был включен секундомер, на выступление отводилось 1–1,5 минуты.
Особенно много споров завязалось относительно реального воспитанника. По мнению наших педагогов, портрет детей, написанный ими самими, излишне расцвечен черными красками. Мы их видим по-другому. Возможно, потому, что всех, кто приходит сюда, мы встречаем с радостью, изначально ожидая увидеть творческих, любознательных, в меру воспитанных детей, а они в ответ стараются как могут соответствовать этим ожиданиям.
А вот другая «реальность» — педагог глазами воспитанников и самих педагогов. Портреты отличаются, как небо от земли. В чем дело? Утверждаем: наш педагог больше похож на идеального, а здесь изображен кто-то другой, кому под крышей нашего дома не место.
Успешный взрослый в глазах детей кажется излишне идеализированным, далеко не все, добившиеся успеха и достатка в жизни, уважают окружающих и остаются честными в жизни, но дети желают, чтобы было именно так.
А вот еще аспект: видит ли себя педагог успешным, преуспевающим в сегодняшней жизни? Скорее, нет. А вы не согласны?
И вот некоторые выводы: реальные миры подростков и педагогов значительно разнятся; успешного взрослого дети видят более идеализированно, зато реальных педагогов и воспитанников они пишут более темными красками. Очень затруднительно, почти невозможно современному педагогу «вырасти» в успешного взрослого; наши педагоги без творчества не представляют жизни и, как оказалось, не только своей собственной.
Если говорить откровенно, подобные обсуждения скорее ставят вопросы, чем дают ответы, а значит, педагогу нельзя останавливаться на достигнутом и продолжать завтра жить по стереотипам сегодняшнего дня.
В заключение предлагаю еще раз поразмышлять над строками поэта Халио Гибрата.

...Ты можешь
предложить им (детям)
свою любовь,
но не свои мысли,
потому что мысли у них
собственные.
Ты можешь дать приют
их телам, но не их душам,
потому что
души их обитают
в доме завтрашнего дня,
который ты не можешь
посетить даже в мечтах.
Ты можешь попытаться быть,
как они,
но не пытайся сделать их,
как ты,
потому что жизнь
не возвращается назад
и не останавливается
на дне вчерашнем.

Надежда ЗАЙКОВА,
педагог-психолог
Дома детского творчества,
г. Златоуст,
Челябинская обл.