Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №24/2004
Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь. Великий русский поэт, который недаром «наше всё», как будто заглянул сюда к нам через почти двести лет и позволил себе эту легкую иронию. А мы хоть и гордимся нашим образованием, но обязаны согласиться – да, учились все. Но именно чему-нибудь и как-нибудь. А иной раз и вовсе кое-как.
Сегодня к обученным добавилось сколько-то там — десятков? сотен? — тысяч новых персонажей. Они выпили шампанского или даже чего покрепче, отгуляли короткую июньскую ночь с обязательными поцелуями, в последний раз встретили рассвет всем классом и отправились дальше по натоптанной дороге, которая молодым у нас везде.
С каким багажом? Что дали им десять лет за партой? Чему они успели научиться? Вопросы, которые чаще принято обходить, а не задавать. И лучшее в мире образование мы предпочитаем определять по объему знаний, впихнутых в учебники, а не в головы.
Впрочем, впихнуть в головы тоже стараемся. Там выходит диковинная смесь из тел, брошенных под углом к горизонту, цис- и трансизомеров, образа лишнего человека, плюсквамперфекта, первой русской революции и влажного препарата «Внутреннее строение крысы». Неудивительно, что голова затрудняется этот винегрет переварить и старается избавиться от излишней информации. Так что на выходе из школы остается у кого что — у одних «жи-ши пиши с буквой и», у других почему-то крекинг-процесс, а у третьих так и вовсе один Баб-эль-Мандебский пролив.
Нет, если дальнейшую молодую (и не только) жизнь посвятить служению науке, то сведения из соответствующего раздела знаний вовсе не окажутся бесполезными. Правда, только из соответствующего. А если просто планируется жить счастливо и — извините за бездуховность — сыто? Что для этого нужно?
Самое интересное, что мы знаем ответы. Нужно уметь презентовать себя на рынке труда, ориентироваться в новой ситуации, не бояться делать выбор и принимать решения (пусть даже неприятные), адаптироваться к некомфортным обстоятельствам, находить необходимые знания и применять их, достигать компромиссов, понимать взаимосвязи глубже поверхностных и спокойно допускать различие точек зрения.
Список можно продолжить в том же духе, но понятно, что цисизомеров в нем не окажется. А потому для большой (большей?) части выпускников, как прошлых, так и нынешних, все вышеперечисленное скорее вызовет невротическую реакцию, чем ощущение полноты жизни и счастья.
Учителей винить трудно. Скорее, им можно посочувствовать. В железных рамках 45-минутных уроков имени Яна Амоса Коменского и сетки часов Минобра они сделали все, что могли.
Остальному научит жизнь, не давая ни спуску, ни поблажки. Может быть, оттого и наша грусть, и слезы украдкой, когда мы последний раз машем им вслед, стоя с букетами цветов на ступеньках у входа.
Марк САРТАН