Т.Н. Дудина
(Научный руководитель — Т.О. Гордеева)
ПРИНЯТИЕ И УВАЖЕНИЕ ПОДРОСТКОВ
РОДИТЕЛЯМИ КАК ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ
НА ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА
ВЕСТНИК
МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Серия 14. Психология. № 2/2004
Конкурс дипломных работ
Семейная атмосфера
рассматривается как совокупность трех
параметров: степени принятия подростка
родителями, степени уважения подростка
родителями и степени автономии, предоставляемой
подростку родителями. Подобное разделение
параметров родительского отношения к подростку
основано на положении теории самодетерминации
Деси—Райана о трех базовых психологических
потребностях (в связанности с другими людьми, в
компетентности и в самодетерминации), к
удовлетворению которых человек стремится всю
свою жизнь.
Гипотезы: 1) подростки,
воспринимающие своих родителей как принимающих,
будут значимо отличаться от подростков,
воспринимающих своих родителей как не
принимающих, по переменным, характеризующим их
эмоциональные особенности; 2) подростки,
воспринимающие своих родителей как уважающих их,
будут значимо отличаться от подростков,
воспринимающих своих родителей как не уважающих
их, по переменным, характеризующим их мотивацию
достижения; 3) подростки, позитивно относящиеся к
своей семье, будут значимо отличаться от
подростков, негативно относящихся к своей семье,
по переменным, характеризующим их межличностные
отношения, а также уровень их агрессивности и
депрессивности.
Методики: вопросник «Подростки о
родителях» (сконструирован нами на основе
русской версии вопросника ADOR); сокращенный
вариант методики личностной тревожности
Кондаш—Прихожан); методика настойчивости и
самодисциплины (Литтл—Ваннер, адаптация
Т.О. Гордеевой); методика общей
самоэффективности (Шварцер—Иерусалем—Ромек);
методика «Незаконченные предложения»
(Сакс—Леви, адаптация Т.О. Гордеевой); шкала
оценки депрессии как черты; шкала одиночества в
нашей адаптации к подростковому возрасту;
сокращенный вариант вопросника агрессии
Басса—Дарки.
Все методики предъявлялись фронтально — целому
классу во время одного урока. Каждый ученик
получал набор стандартных бланков, предваряемых
письменной инструкцией. На основном этапе
исследования, для обеспечения большей
искренности ответов и снижения беспокойства
подростков по поводу возможности разглашения
информации, испытуемые заполняли бланки
анонимно, фиксируя только свой пол и возраст.
Обработка. Исследовались T-тест
(t-критерий Стьюдента), коэффициент корреляции
Спирмена, статистический пакет Stadia и электронные
таблицы Excel.
Обследованы учащиеся
Гуманитарно-лингвистической гимназии и двух
средних школ г. Москвы — всего 233 человека
(мальчики 46%, девочки 54%, средний возраст 12,45 года,
стандартное отклонение — 0,7).
ВЫВОДЫ
1. Принятие родителями подростка положительно
связано с его эмоциональным благополучием. В
частности, уровень депрессии и самооценочной
тревожности у подростков, воспринимающих своих
родителей как менее принимающих, чем у
подростков, воспринимающих своих родителей как
более принимающих.
2. Эмоциональное отношение подростка к своей
семье влияет на эмоциональное благополучие
подростка. При этом подростки, более позитивно
воспринимающие свою семью, демонстрируют
большее эмоциональное благополучие, чем
подростки, менее позитивно воспринимающие свою
семью.
3. Принятие и уважение родителями, воспринимаемое
подростком, оказывает влияние на его мотивацию
достижения: у подростков, более позитивно
оценивающих степень принятия и уважения их
родителями, уровень настойчивости и
самоэффективности выше, чем у подростков,
оценивающих своих родителей по параметрам менее
позитивно.
4. Наши данные подтвердили продуктивность
выделения уважения и принятия как базовых
параметров отношения родителей к ребенку.
5. Подростки, положительно эмоционально
относящиеся к своей семье, демонстрируют большее
благополучие в межличностных отношениях и
меньшую агрессивность, чем подростки,
отрицательно эмоционально относящиеся к своей
семье.
6. На уровень депрессивности и агрессивности
подростков оказывают влияние все
рассматриваемые параметры восприятия
подростком своей семьи: подростки,
воспринимающие родителей как принимающих и
уважающих и сами позитивно относящиеся к своей
семье, менее депрессивны и агрессивны, чем
подростки, оценивающие своих родителей как менее
принимающих и уважающих и сами негативно
относящиеся к своей семье.
Подготовила
Эльвира ТАХТАРОВА
|