ДОЛОЙ ПЫЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ!
|
В стоимость оборудования,
считает В.Н. Ярыгин,
обязательно должно входить
и обучение специалистов
|
Посещая иное
образовательное учреждение, прежде всего
обращаешь внимание на кабинет психолога. Именно
он без всяких цифр и отчетов может рассказать о
методах и эффективности работы специалиста и
даже об уровне его профессиональной
компетентности. Ведь кабинет — святая святых и
мастерская психолога. Именно поэтому
совещание-семинар «Смотр-конкурс кабинетов
педагога-психолога образовательных учреждений»,
прошедший в Москве 27–28 апреля, вызвал огромный
интерес у коллег из разных регионов страны.
К сожалению, его организаторы — отдел
практической психологии и охраны здоровья
Министерства образования и науки РФ — вынуждены
были ограничить количество участников,
поскольку предстояло работать в основном «на
выезде», то есть непосредственно в действующих
психологических кабинетах. Был установлен лимит
на количество участников — тридцать человек:
именно такое число специалистов могут, не мешая
друг другу, что-то увидеть, услышать и понять.
Организаторы семинара ставили перед собой
несколько задач. Во-первых, определиться с
содержанием работы психолога и комплектованием
его кабинета. Следующая задача — знакомство с
современным оборудованием для работы
педагогов-психологов и возможностью его
приобретения.
Планировалось также рассмотреть вопрос об
организации конкурсов психологических
кабинетов. Ну и конечно (и это, наверно, самое
интересное) — непосредственное знакомство с
работой психологов ряда московских центров.
О ПРИОРИТЕТАХ
Весь комплекс вопросов, связанных с
содержанием работы и комплектованием кабинетов,
рассматривался в первый день семинара на
пленарном заседании, которое состоялось в зале
коллегии Министерства образования и науки РФ. На
его открытии выступила главный специалист
отдела практической психологии и охраны
здоровья Т.Ю. Федотова. Тамара Юрьевна отметила,
что этот семинар является первым конкретным
шагом по разработке Положения о кабинетах
педагогов-психологов различных типов
образовательных учреждений. До сих пор на
федеральном уровне такого документа не
существовало.
Своими взглядами на содержание деятельности
психологов и требования к оснащению их рабочих
кабинетов поделилась М.Р. Битянова (профессор
Московского государственного
психолого-педагогического университета).
Вспомнив, что ей не раз приходилось видеть в
кабинетах своих коллег покрытые пылью
дорогостоящие методики Векслера и чемоданчики
практического психолога, Марина Ростиславовна
задала собравшимся закономерный вопрос: зачем
все это закупалось?
Комплектация кабинета, считает она, должна
соответствовать тем задачам, которые решает
психолог, и определяться в зависимости от этого.
Одно дело — работа в специальном
образовательном учреждении, и совсем другое — в
общеобразовательной школе. Планируя оснащение
кабинета, нужно в первую очередь учитывать, что
«содержательные приоритеты деятельности
педагога-психолога простраивают его
технологию».
КОНСУЛЬТАНТ, КУРАТОР, МЕТОДИСТ
Марина Ростиславовна рассказала, что она с
группой специалистов из Московского городского
психолого-педагогического университета, изучив
и обобщив деятельность психологов
образовательных учреждений, предприняла попытку
классификации содержания их работы. Выяснилось,
что психологи тяготеют к трем типам организации
деятельности. Часть из них — «консультанты» —
работают по запросу учителей, родителей и
администрации с детьми, имеющими трудности в
обучении и поведении. Целый ряд специалистов
занимается комплексным
психолого-педагогическим курированием (или
комплексным сопровождением) учебного процесса,
работая над созданием развивающей
педагогической среды. Такой тип получил название
«психолог-куратор». Есть и те, кто работает в
тесной связке с педагогическим коллективом. Их
задачей, как правило, является психологизация
образовательного процесса. Таких психологов
можно назвать «методистами».
Вполне естественно, что специалисты, относящиеся
к каждому из перечисленных типов, занимаются
определенными видами психологической работы, от
содержания которой и будут зависеть требования к
комплектации рабочего кабинета.
Кабинет психолога, занимающегося
консультированием, должен быть насыщен
диагностическим инструментарием, а также
пакетами коррекционно-развивающих программ.
Хорошо, если он будет иметь несколько
функциональных зон: методическую,
консультативную и место для работы с ребенком
(индивидуальной и групповой).
Психологу-«методисту» не нужны сложные
диагностические методики, но ему требуется
диагностическое и компьютерное оснащение для
проведения разнообразных мониторингов
(например, по отслеживанию эффективности той или
иной педагогической инновации).
Иные требования к кабинету должны быть у
психолога-«куратора», поскольку его задача —
формирование развивающей среды всего
образовательного учреждения. В его распоряжении
должен иметься широкий комплекс материалов для
развивающей работы и помещение для групповых
занятий.
Кроме того, как считает Марина Ростиславовна, на
развитие ребенка должна работать вся
образовательная среда школы. К примеру, нужно
создать условия для свободных развивающих игр в
помещении начальной школы. Это пространство
можно использовать и для развивающей
психологической работы.
Ведущая семинара Т.Д. Пестич (главный специалист
отдела практической психологии и охраны
здоровья Минобразования) полностью согласилась
с мнением М.Р. Битяновой отметив, что к
комплектованию кабинета надо подходить очень
продуманно. Иногда кабинеты
педагогов-психологов напоминают «копилку»
различного оборудования, где психолог теряется
как личность.
ОЖИВЛЯЕМ СВОИ РАЗРАБОТКИ
Выступление В.Н. Ярыгина (директора центра
психолого-медико-педагогического сопровождения
«Лекотека», г. Москва) также затрагивало
концептуальные основы организации работы
кабинетов педагога-психолога в учреждениях
различного типа. Правда, Валерий Николаевич
более подробно остановился на работе психологов
в детских дошкольных учреждениях, поскольку
текучесть кадров там очень большая. Облегчить
положение может методическая помощь этой
категории специалистов. В частности, оснащение
их коррекционно-развивающими материалами и
обучение работе с ними.
О том, что в наших условиях спасение утопающих
дело рук самих утопающих, напомнила собравшимся
Т.Н. Клюева (директор регионального
социально-психологического центра, г. Самара).
Она познакомила собравшихся с моделью кабинета
психолога в дошкольном учреждении на примере
детского сада г. Тольятти. Главное, считает
Татьяна Николаевна, определить минимум
оснащения, необходимого для начала работы
психолога, а затем постепенно добавлять к нему
диагностический и коррекционный инструментарий,
параллельно моделируя и создавая оптимальную
среду.
При этом самарские психологи не ориентируются на
западные методики, а находят и «оживляют»
отечественные разработки, позволяющие
осуществлять диагностику и мониторинг развития
детей дошкольного возраста. Оптимальным
инструментом для этого они считают
диагностический комплект Е.А. Стребелевой,
которым оснастили всех психологов дошкольных
образовательных учреждений.
ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МАСТЕРСТВА
|
Участников семинара
больше интересовали
отечественные разработки
|
Два выступления были посвящены вопросам
организации и проведения конкурсов кабинетов
педагогов-психологов. В Санкт-Петербурге к этому
мероприятию подошли более чем основательно.
Главный специалист Комитета по образованию
правительства Санкт-Петербурга В.П. Иванова
познакомила с различными этапами подготовки
конкурса. Началом его проведения стала
разработка Проекта положения о смотре-конкурсе,
который здесь рассматривают как фактор
повышения профессионального мастерства.
Окончательное подведение итогов конкурса (а он
будет проходить в несколько этапов) планируется
в 2005 году.
Коллеги из Барнаула были более оперативны и уже
смогли поделиться опытом проведения городского
смотра-конкурса. Рассказывая о том, как на Алтае
подошли к организации этого мероприятия,
Т.П. Слажнева (директор центра
психолого-медико-социального сопровождения
г. Барнаула) убедила слушателей, что конкурсы
не только стимулируют самих психологов к
творческой работе, но и заставляют школьную
администрацию по-новому посмотреть на работу
психолога.
Знакомство с оборудованием для психологических
кабинетов, производимым Институтом новых
технологий, проходило как в демонстрационных
залах института, так и в двух московских центрах:
«Благо» (центр психолого-педагогической
реабилитации и коррекции для детей с нарушениями
слуха и речи Западного окружного управления
департамента образования г. Москвы) и «Озон»
(Центрального окружного управления департамента
образования г. Москвы).
Главный вывод, к которому пришли участники
семинара: проблема не столько в том, как и где
приобрести диагностическое и коррекционное
оборудование для психологических кабинетов, а в
том, как научить психологов использовать его с
максимальной отдачей. Хочется надеяться, что
предложенные сотрудниками Института новых
технологий и центров «Благо» и «Озон»
возможности повышения квалификации и обмена
опытом заинтересовали большинство участников.
Ольга РЕШЕТНИКОВА
|