Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №24/2004


КОЛЛЕГИ

ДОЛОЙ ПЫЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ!

В стоимость оборудования, считает В.Н. Ярыгин, обязательно должно входить и обучение специалистов

В стоимость оборудования,
считает В.Н. Ярыгин,
обязательно должно входить
и обучение специалистов

Посещая иное образовательное учреждение, прежде всего обращаешь внимание на кабинет психолога. Именно он без всяких цифр и отчетов может рассказать о методах и эффективности работы специалиста и даже об уровне его профессиональной компетентности. Ведь кабинет — святая святых и мастерская психолога. Именно поэтому совещание-семинар «Смотр-конкурс кабинетов педагога-психолога образовательных учреждений», прошедший в Москве 27–28 апреля, вызвал огромный интерес у коллег из разных регионов страны.
К сожалению, его организаторы — отдел практической психологии и охраны здоровья Министерства образования и науки РФ — вынуждены были ограничить количество участников, поскольку предстояло работать в основном «на выезде», то есть непосредственно в действующих психологических кабинетах. Был установлен лимит на количество участников — тридцать человек: именно такое число специалистов могут, не мешая друг другу, что-то увидеть, услышать и понять.
Организаторы семинара ставили перед собой несколько задач. Во-первых, определиться с содержанием работы психолога и комплектованием его кабинета. Следующая задача — знакомство с современным оборудованием для работы педагогов-психологов и возможностью его приобретения.
Планировалось также рассмотреть вопрос об организации конкурсов психологических кабинетов. Ну и конечно (и это, наверно, самое интересное) — непосредственное знакомство с работой психологов ряда московских центров.

О ПРИОРИТЕТАХ

Весь комплекс вопросов, связанных с содержанием работы и комплектованием кабинетов, рассматривался в первый день семинара на пленарном заседании, которое состоялось в зале коллегии Министерства образования и науки РФ. На его открытии выступила главный специалист отдела практической психологии и охраны здоровья Т.Ю. Федотова. Тамара Юрьевна отметила, что этот семинар является первым конкретным шагом по разработке Положения о кабинетах педагогов-психологов различных типов образовательных учреждений. До сих пор на федеральном уровне такого документа не существовало.
Своими взглядами на содержание деятельности психологов и требования к оснащению их рабочих кабинетов поделилась М.Р. Битянова (профессор Московского государственного психолого-педагогического университета). Вспомнив, что ей не раз приходилось видеть в кабинетах своих коллег покрытые пылью дорогостоящие методики Векслера и чемоданчики практического психолога, Марина Ростиславовна задала собравшимся закономерный вопрос: зачем все это закупалось?
Комплектация кабинета, считает она, должна соответствовать тем задачам, которые решает психолог, и определяться в зависимости от этого. Одно дело — работа в специальном образовательном учреждении, и совсем другое — в общеобразовательной школе. Планируя оснащение кабинета, нужно в первую очередь учитывать, что «содержательные приоритеты деятельности педагога-психолога простраивают его технологию».

КОНСУЛЬТАНТ, КУРАТОР, МЕТОДИСТ

Марина Ростиславовна рассказала, что она с группой специалистов из Московского городского психолого-педагогического университета, изучив и обобщив деятельность психологов образовательных учреждений, предприняла попытку классификации содержания их работы. Выяснилось, что психологи тяготеют к трем типам организации деятельности. Часть из них — «консультанты» — работают по запросу учителей, родителей и администрации с детьми, имеющими трудности в обучении и поведении. Целый ряд специалистов занимается комплексным психолого-педагогическим курированием (или комплексным сопровождением) учебного процесса, работая над созданием развивающей педагогической среды. Такой тип получил название «психолог-куратор». Есть и те, кто работает в тесной связке с педагогическим коллективом. Их задачей, как правило, является психологизация образовательного процесса. Таких психологов можно назвать «методистами».
Вполне естественно, что специалисты, относящиеся к каждому из перечисленных типов, занимаются определенными видами психологической работы, от содержания которой и будут зависеть требования к комплектации рабочего кабинета.
Кабинет психолога, занимающегося консультированием, должен быть насыщен диагностическим инструментарием, а также пакетами коррекционно-развивающих программ. Хорошо, если он будет иметь несколько функциональных зон: методическую, консультативную и место для работы с ребенком (индивидуальной и групповой).
Психологу-«методисту» не нужны сложные диагностические методики, но ему требуется диагностическое и компьютерное оснащение для проведения разнообразных мониторингов (например, по отслеживанию эффективности той или иной педагогической инновации).
Иные требования к кабинету должны быть у психолога-«куратора», поскольку его задача — формирование развивающей среды всего образовательного учреждения. В его распоряжении должен иметься широкий комплекс материалов для развивающей работы и помещение для групповых занятий.
Кроме того, как считает Марина Ростиславовна, на развитие ребенка должна работать вся образовательная среда школы. К примеру, нужно создать условия для свободных развивающих игр в помещении начальной школы. Это пространство можно использовать и для развивающей психологической работы.
Ведущая семинара Т.Д. Пестич (главный специалист отдела практической психологии и охраны здоровья Минобразования) полностью согласилась с мнением М.Р. Битяновой отметив, что к комплектованию кабинета надо подходить очень продуманно. Иногда кабинеты педагогов-психологов напоминают «копилку» различного оборудования, где психолог теряется как личность.

ОЖИВЛЯЕМ СВОИ РАЗРАБОТКИ

Выступление В.Н. Ярыгина (директора центра психолого-медико-педагогического сопровождения «Лекотека», г. Москва) также затрагивало концептуальные основы организации работы кабинетов педагога-психолога в учреждениях различного типа. Правда, Валерий Николаевич более подробно остановился на работе психологов в детских дошкольных учреждениях, поскольку текучесть кадров там очень большая. Облегчить положение может методическая помощь этой категории специалистов. В частности, оснащение их коррекционно-развивающими материалами и обучение работе с ними.
О том, что в наших условиях спасение утопающих дело рук самих утопающих, напомнила собравшимся Т.Н. Клюева (директор регионального социально-психологического центра, г. Самара). Она познакомила собравшихся с моделью кабинета психолога в дошкольном учреждении на примере детского сада г. Тольятти. Главное, считает Татьяна Николаевна, определить минимум оснащения, необходимого для начала работы психолога, а затем постепенно добавлять к нему диагностический и коррекционный инструментарий, параллельно моделируя и создавая оптимальную среду.
При этом самарские психологи не ориентируются на западные методики, а находят и «оживляют» отечественные разработки, позволяющие осуществлять диагностику и мониторинг развития детей дошкольного возраста. Оптимальным инструментом для этого они считают диагностический комплект Е.А. Стребелевой, которым оснастили всех психологов дошкольных образовательных учреждений.

ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МАСТЕРСТВА

Участников семинара больше интересовали отечественные разработки
Участников семинара
больше интересовали
отечественные разработки

Два выступления были посвящены вопросам организации и проведения конкурсов кабинетов педагогов-психологов. В Санкт-Петербурге к этому мероприятию подошли более чем основательно. Главный специалист Комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга В.П. Иванова познакомила с различными этапами подготовки конкурса. Началом его проведения стала разработка Проекта положения о смотре-конкурсе, который здесь рассматривают как фактор повышения профессионального мастерства. Окончательное подведение итогов конкурса (а он будет проходить в несколько этапов) планируется в 2005 году.
Коллеги из Барнаула были более оперативны и уже смогли поделиться опытом проведения городского смотра-конкурса. Рассказывая о том, как на Алтае подошли к организации этого мероприятия, Т.П. Слажнева (директор центра психолого-медико-социального сопровождения г. Барнаула) убедила слушателей, что конкурсы не только стимулируют самих психологов к творческой работе, но и заставляют школьную администрацию по-новому посмотреть на работу психолога.
Знакомство с оборудованием для психологических кабинетов, производимым Институтом новых технологий, проходило как в демонстрационных залах института, так и в двух московских центрах: «Благо» (центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции для детей с нарушениями слуха и речи Западного окружного управления департамента образования г. Москвы) и «Озон» (Центрального окружного управления департамента образования г. Москвы).
Главный вывод, к которому пришли участники семинара: проблема не столько в том, как и где приобрести диагностическое и коррекционное оборудование для психологических кабинетов, а в том, как научить психологов использовать его с максимальной отдачей. Хочется надеяться, что предложенные сотрудниками Института новых технологий и центров «Благо» и «Озон» возможности повышения квалификации и обмена опытом заинтересовали большинство участников.

Ольга РЕШЕТНИКОВА