Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №24/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

СЕМЕЙНЫЙ ПСИХОЛОГ ОТВЕЧАЕТ

С.К. Нартова-Бочавер,
Г.К. Кислица, А.В. Потапова
М.: Генезис, 2004

Новая книга известных московских психологов стилистически и содержательно продолжает традицию, заложенную ими в предыдущей работе — «140 вопросов семейному психологу». Это и понятно, поскольку вопросы к семейному психологу полутора сотнями не исчерпываются. По прошествии двух лет после выхода первой книги накопились новые вопросы, и авторы готовы и на них предложить ответы.
С тем, что всех вопросов по семейным проблемам ни одной, ни двумя книгами не исчерпать, — любой психолог охотно согласится. Что же касается ответов... В первых строках предисловия авторы с гордостью отмечают, что ими накоплен богатый опыт консультирования, включая телефонное, радио- и интернет-консультирование. По собственному опыту знаю, что эти формы консультирования не идут ни в какое сравнение с работой лицом к лицу и, честно говоря, решают лишь задачу некоторой разрядки напряжения, накопившегося в связи с определенной проблемой.
Наивно ожидать исчерпывающего решения проблемы, когда она формулируется в виде вопроса из двух-трех фраз, а ответ согласно законам эфира дается пятью-шестью фразами либо несколькими строками в Интернете. Даже двадцать строк — это не ответ, а скорее намек, призыв рассмотреть и обдумать проблему в ином ракурсе, нежели изначально представляется спрашивающему. Вряд ли это достаточно, хотя и отнюдь не бесполезно. С таких позиций и следует подходить к лаконичным ответам, воспринимая их лишь как некий ориентир.
Прекрасно, когда на вопрос отвечает умный и опытный человек, которому достаточно пары фраз, чтобы понять, в каком направлении сориентировать спрашивающего. Авторы книги такой оценки заслуживают в полной мере. Их ответы проникнуты глубоким знанием психологии семейных отношений, да и просто житейским здравым смыслом, недостаток которого зачастую и порождает семейные проблемы и заставляет обращаться к консультантам. Так что прочитать эту книгу будет весьма полезно как психологам — в качестве образца, заслуживающего профессионального внимания, так и родителям, ибо никто из них от проблем не избавлен.
Иное дело, что всякий консультант вольно или невольно опирается на собственный жизненный опыт и личное мировоззрение, из-за чего его ответы (советы) порой страдают субъективностью. С этим мы сталкиваемся и тут. Так, отдельный раздел книги посвящен проблемам, связанным с переездом семьи в другую страну. На вопрос, касающийся дезадаптации девочки-подростка на новой «родине», куда устремились ее родители за длинным евро, ответ таков: следует воодушевить ее, намекнув, как завидуют ей сверстницы, оставшиеся дома.
Так и хочется спросить авторов: «Помилуйте, вы и правда убеждены, что бедная девочка заслуживает зависти, а не сочувствия? Что для тех, кому не «посчастливилось» бросить родину, зависть — нормальное и естественное состояние? И почему в таком случае вы сами все еще тут?» Вот вам новые вопросы — для третьей книжки.
У читателей наверняка возникнут и свои. Хочется верить, что у авторов найдутся достойные ответы.

Сергей СТЕПАНОВ